Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура курсовой работы




Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы. Обязательными частями курсовой работы являются:

· титульный лист;

· оглавление (содержание);

· введение;

· теоретическая часть;

· практическая часть;

· заключение (основные выводы и предложения по результа­там исследования);

· список использованной литературы;

· приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические мате­риалы и т.д.).

 

13.1Титульный лист

На титульном листе размещаются основные сведения, позволяющие получить необходимую информацию о месте и времени выполнения курсовой работы, ее авторе и руководителе, а именно название университета, кафедры, дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, название работы, а также имя, номер группы и факультет автора работы, имя преподавателя, осуществлявшего руководство работой. Внизу титульного листа указывается город и год выполнения работы.

Образец титульного листа курсовой работы:

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

«ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина)

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа по дисциплине “Межличностная коммуникация”

Тема: “______________________________”

Студент: ФИО (полностью), № группы, (факультет)

Руководитель: ФИО

Санкт-Петербург

Год

 

1.3.2 Оглавление

Оглавление (или содержание) – обязательный элемент в структуре работы. Оно включает название всех разделов работы, а именно введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, приложений с указанием номеров страниц, на которых начинается соответствующий раздел. Особо подчеркнем, что теоретическая и практическая главы обязательно должны иметь названия, отражающие задачи курсовой работы.

 

1.3.3 Введение

Во введении студент указывает: 1) актуальность темы и индивидуальные причины её выбора; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) учебную исследовательскую цель; 4) гипотезу исследования; 5) задачи исследования; 6) основные теоретические источники; 7) методы сбора эмпирических данных.

Описание актуальности, научной и практической значимости избранной темы дает возможность студенту продемонстрировать свой теоретический и социальный кругозор, способность к критическому осмыслению собственного коммуникативного опыта.

Определение объекта и предмета исследования – довольно сложная задача даже для опытного исследователя. Следует помнить, что объект и предмет исследования – это не идентичные понятия. Если объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», то предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».

Цель исследования – это основной ориентир всей работы. Она может быть связана с выявлением каких-либо закономерностей человеческих отношений, изучением тех или иных характеристик объекта, с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулировка цели содержательно близка формулировке темы исследования. Например, если тема работы сформулирована следующим образом «Особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов», то цель работы – «Выявить особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов».

Гипотеза исследования представляет собой недоказанное утверждение, предположение или догадку, которую выдвигает студент в связи с заявленной им темой или проблемой. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому может выглядеть правдоподобно. В работе гипотеза должна быть либо доказана, либо опровергнута. И то, и другое является результатом работы и должно быть констатировано студентом в заключении.

Задачи исследования ориентированы на достижение цели работы, включая как теоретические, так и практические разделы. Например, если цель работы – «выявить особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов», то в теоретической части могут быть поставлены следующие задачи: 1) описать этапы развития межличностных отношений; 2) рассмотреть типичные сценарии знакомства в российской культурной среде; 3) охарактеризовать факторы, влияющие на успешность знакомства. Задачами практической части работы соответственно становятся следующие: 1) кратко охарактеризовать деятельность танцевальных клубов Санкт-Петербурга; 2) провести опрос посетителей одного из танцевальных клубов с целью определения типичных ситуаций знакомства и последующего развития отношений между новыми знакомыми; 3) провести качественный анализ полученных в результате опроса данных с целью выявления особенностей знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов.

 

1.3.4 Теоретическая часть

Как уже говорилось, курсовая работа включает теоретическую и практическую (экспериментальную) части. Каждая из них может быть структурно подразделена на главы, которые, в свою очередь, могут состоять из параграфов. Как глава, так и параграфы обязательно должны быть названы. Название главы и параграфов отражает основные задачи, сформулированные для теоретической части работы.

В теоретической части на основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников рассматривается содержание исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора. Центральная задача теоретической части – работа с понятийным аппаратом и анализ литературы по изучаемой теме. Понимание смысла используемых терминов, знание научной традиции их употребления – одно из условий хорошего качества курсовой работы. При этом студенту следует обосновать свой выбор того значения научного термина, которому он отдает предпочтение. Хорошим методическим приемом в работе над научным аппаратом является ведение картотеки, когда найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. Для поиска и толкования понятий полезны следующие источники:

· энциклопедии: общие и специальные;

· толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.), специальные (например, педагогический, психологический, социологический, философский); электронные (википедия и т.п.)

· оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Практика написания курсовых работ, сложившаяся в высшей школе России показывает, что для написания обзора по теме исследования курсовой работы оптимальное число изученных источников – не менее десяти. Основной список литературы по теме работы предлагает руководитель. Дополнительную литературу студент может подбирать самостоятельно.

Источниками для информационного поиска являются:

· специализированные журналы

· научно-реферативные сборники

· тематические указатели опубликованной литературы в последних номерах отраслевых журналов

· каталоги библиотек, сноски и ссылки в учебниках и монографиях по теме курсовой работы.

Методически оправданно в процессе информационного поиска собирать и обрабатывать материал в следующем порядке.

· Выписывать на библиографические карточки прямые цитаты, содержание которых имеет отношение к теме исследования.

· Составлять собственные конспективные записи нужных источников.

Все цитаты, предполагаемые для использования, должны быть записаны точно, дословно и с точными ссылками на источник. Полезно на полях, обратной стороне листа или карточки записать свои мысли, комментарии, возникшие в процессе прочтения изучаемого первоисточника. На этом этапе желательно иметь ориентировочный вариант плана курсовой работы. Для каждого раздела курсовой работы стоит завести папки и сосредоточивать найденный библиографический материал в соответствующей папке.

Методик составления библиографий много. Каждый исследователь с учетом своего темперамента, характера, личностных особенностей (работоспособности, организованности и т.п.), наконец, личных способностей выбирает удобный для него стиль составления банка библиографических данных. Это могут быть: картотеки, выписки, конверты, и т.д. Но при любом варианте важно точно указывать:

автора монографии, автора или редактора книги, статьи, брошюры;

полное и точное название работы, место и год издания;

точное название издательства, том, выпуск или номер издания.

Изучение литературных источников позволяет студенту получить информацию о степени разработанности выбранной им проблемы. Иными словами, в результате сбора информации по теме исследования он получает следующие сведения:

кто и где (какие исследования, и в каких научных центрах) уже работал и работает над интересующей его темой;

где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

в чем конкретно они состоят.

В теоретической части курсовой работы обязательны ссылки на ис­пользованные источники. Целесообразно цитирование только логически за­конченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. Исключения касаются следующего: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое ци­тирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, ци­таты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.

Ссылки оформляются по желанию автора работы либо постраничными сносками, когда внизу текущей страницы указывается цитируемый источник, либо концевыми сносками, когда все цитируемые источники перечисляются в конце работы на отдельной странице. Возможно использование сносок внутри текста. В этом случае сноска оформляется сразу после завершения цитаты: в квадратных скобках вначале указывается номер источника по списку литературы, затем ставится запятая и указывается номер цитируемой страницы.

Примеры постраничных ссылок

на авторскую книгу: (знак сноски) Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2007. С. 85;

на статью в журнале: (знак сноски) Сухомлинов П.Р. Реформы естественных монополий и будущее России: независимый взгляд // Российская Федерация сегодня. 2001. № 12. С. 46-48.

на источник в Интернете – (знак сноски) Иванов С.Б. Социальное поведение // http://www.ng.ru / twt.htm.

 

1.3.5 Практическая часть

В практической части описывается подготовленное и проведенное автором эмпирическое исследование по теме курсовой работы. Глава, включающая результаты практического исследования, обязательно должна иметь название, в котором отражается предмет исследования. Например, если работа посвящена изучению детской ревности, то практическая глава может быть названа: «Особенности проявления ревности между братьями и сестрами в семьях с двумя детьми: опыт полевого исследования». В начале главы объясняется выбор метода сбора эмпирического материала, дается характеристика лиц или ситуаций, ставших предметом изучения, предлагается анализ полученных в результате эмпирического исследования данных.

Важнейшими методами сбора эмпирического материала являются:

· наблюдение

· эксперимент

· опросные методы

· анализ текстов

Решая вопрос о выборе метода исследования, следует помнить о том, что каждый из них имеет свои специфические особенности.

Наблюдение – метод исследования, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они имеют место в действительной жизни. Различают два вида наблюдения: сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления деятельности человека в течение какого-то определенного периода. При выборочном наблюдении внимание уделяется только тем фактам, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу. При использовании метода наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем точнее определена цель, тем легче регистрировать результаты наблюдения и получать достоверные заключения.

2. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее сформулированы критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Стремиться к тому, чтобы наблюдение не оказывало сильного влияния на естественный ход изучаемого явления.

5. Наблюдение одного и того же психического или коммуникативного явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

Наблюдатель должен знать о возможных ошибках при наблюдении и предупреждать их. Неточные и неправильные наблюдения возникают по разным причинам. Несоответствие между тем, что имело место в действительности и данными, полученными путем наблюдений, называются ошибками наблюдения. Такие ошибки можно разделить на методологические и регистрационные. Первые возникают в результате применения неправильных методов наблюдения, вторые – в результате неточной записи данных. Методически целесообразно, чтобы наблюдение проводил не один человек, а несколько, с последующим сопоставлением и анализом полученных данных. Таким образом, можно выделить следующие этапы исследовательского наблюдения:

постановка цели и задачи наблюдения;

выбор объекта;

получение разрешения на проведение наблюдения;

составление плана наблюдения;

подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

сбор данных наблюдений (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

оформление результатов наблюдения;

анализ результатов наблюдения;

теоретические и практические выводы наблюдателя.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Чаще всего протокол наблюдения представляет собой своеобразную таблицу, в которой на одной стороне отложена шкала времени, а на другой – представлен полный список наблюдаемых действий. Этот список может быть более или менее подробным. Последнее зависит от задач, стоящих перед наблюдателем. Записи в протоколе наблюдения ведутся с использованием любых избранных наблюдателем значков. Они могут быть как простыми (черточками, крестиками), так и более сложными. Можно даже составлять алфавит (своеобразный словник) таких специальных значков с письменной расшифровкой значения используемого символа.

Опросные методы

Выделяют три вида опросных методов.

1) интервью, проводимое с интересующими исследователя респондентами;

2) анкетирование, предполагающее письменное заполнение респондентами заранее подготовленных опросных листов;

3) тестирование, или ответы на стандартизованные вопросы и/или задачи-тесты, имеющие определенную шкалу значений.

Индивидуальное интервью

Основная задача индивидуального интервью создать атмосферу доверительной беседы, что позволит интервьюеру получить от респондента информацию, необходимую для решения поставленной научной задачи. На начальной фазе интервью респондента знакомят с целями проводимой работы. Если результат интервью может каким-либо образом отразиться на карьере респондента или на его отношениях с близкими людьми, необходимо это обсудить с ним и принять те условия проведения интервью и применения его результатов, которые устроили бы респондента. Если респондент потребует анонимности интервью, это должно быть принято. Все эти действия уточняют мотивацию респондента, настраивают его на объективность ответов. Достижению объективности и беспристрастности ответов служит также благожелательность и внимательность интервьюера, использование им приемов активного слушания.

Сценарий проведения интервью предполагает подготовленный заранее список вопросов, нацеленных на получение интересующей исследователя информации. Вместе с тем тактика проведения интервью может изменяться, учитывая индивидуальность конкретного респондента. Иногда в список вопросов могут быть внесены изменения, если в ходе интервью в поле зрения попадает новый предмет, важный для прояснения существа дела. Другими словами, минимальное число ответов должно находиться в соответствии со списком заранее подготовленных вопросов. Максимальное же число ответов может не совпадать с этим списком. В каждой конкретной ситуации интервьюер принимает решение, стоит или нет продолжать интервью с данным человеком. В результате интервью может быть многоэтапным.

Нередко при проведении интервью возникают ситуации от частичного понимания до полного непонимания высказываний респондента. В этом случае можно воспользоваться следующими приемами:

использовать магнитофонную запись интервью (конечно, с согласия респондента). Чем сложнее профессиональная и предметная область, обсуждаемая в интервью с респондентом, тем с более высокой вероятностью интервьюеру придется снова и снова прослушивать фрагменты беседы;

обсуждать с респондентом каждый из интересующих исследователя вопросов до тех пор, пока он не убедится, что верно понял сказанное;

использовать перефразирование, смысл которого состоит в повторении интервьюером своими словами высказанной мысли респондента. Если респондент подтвердит тождество содержаний своего мнения и его изложения интервьюером, можно быть уверенным в том, что интервьюер понял респондента правильно.

На заключительном этапе индивидуального интервью следует подвести краткие итоги, убедиться в том, что записи в протоколе не содержат искажений и ошибок. Респондента можно познакомить с протоколом, в случае необходимости внести изменения. В завершении поблагодарить респондента за плодотворную совместную работу.

Групповое интервью

Обращение к групповому интервью полезно, если для исследования важны эффекты, возникающие при коллективном обсуждении того или иного вопроса. При групповом интервью у его участников усиливается стремление к обоснованности своих высказываний. Они стремятся продемонстрировать свою компетентность в рассматриваемом вопросе. Полученная информация о предмете исследования, коллективная компетентность и широта охвата темы также выше в групповом интервью. Нередко в процессе обсуждения возникают новые аспекты обсуждения темы, формулируются до тех пор слабо формализованные идеи. В этом смысле групповое интервью является эффективным средством прояснения проблем. Вместе с тем групповое интервью имеет существенное ограничение: оно нарушает конфиденциальность мнения респондентов. Кроме того, оно может отразиться на отношениях между участниками обсуждения. Результатом может быть снижение откровенности и объективности ответов. Иногда может возникнуть агрессивность группы по отношению к интервьюеру, предмету обсуждения или к отдельным членам группы. Эти эффекты особенно усиливаются, если в групповом интервью принимают участие одновременно руководители и подчиненные. Вот почему предпочтительно, чтобы группы формировались из сотрудников одного статуса. Для того, чтобы снизить тревожность респондентов относительно возможной критики их мнения и предотвратить нежелательные споры между участниками группы, от интервьюера требуется умение "замыкать" острые дискуссии на себя, отнимать инициативу у наиболее "речистых" участников группы и передавать ее тем, кто еще не успел высказаться по заданному вопросу. Одно из обязательных условий проведения этого вида интервью – по обсуждаемому вопросу должны высказаться все участники группы. Можно ввести правило высказывания по кругу. В этом случае каждый респондент будет знать, когда подходит его очередь, и будет более спокойно готовиться к выступлению. Все высказанные идеи фиксируются в той или иной форме: на доске, в блокноте, на магнитофонной ленте. Поэтому, как правило, групповые интервью эффективнее проводить двум исследователям. При этом функции интервьюеров распределяются следующим образом: один задает вопросы и регистрирует ответы, второй управляет процессом обсуждения в группе, останавливает и поощряет респондентов, способствует более точному формулированию высказываемых идей.

Анкетирование

В отличие от интервью анкетирование не требует присутствия интервьюера при опросе респондента. Вопросы анкеты и соответственно ответы на нее представляются в письменной форме. Это придает анкетированию обезличенный, анонимный характер, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным свойством является более высокая степень откровенности респондентов, чем при интервью.

При анкетировании не меньше, чем при интервьюировании важна технология формулирования вопросов, от которых в большой степени зависят получаемые результаты. Вопросы анкеты в каком-то смысле противоположны вопросам интервью. Это отличие коренится в массовом и письменном характере анкетирования. Респонденты должны быть поставлены в такие условия, чтобы они были в состоянии коротко и более-менее однозначно отвечать на поставленные вопросы, что достигается их закрытым характером, то есть предполагаются ответы типа: "да", "нет", "не знаю" или сообщение определенной информации.

В формулировках вопросов не должны содержаться оценочные категории, способные оказать влияние на ответы респондентов. Если респондентами будет замечена пристрастность позиции исследователя, это может привести к непредсказуемым результатам: вместо объективной оценки ситуации может произойти поляризация мнений респондентов. Таким образом, составление вопросов для анкеты является как искусством, так и технологией, предполагающей пошаговое уточнение формулировок и расстановку смысловых акцентов.

Виды анкетных вопросов.

1. Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ респондента на поставленный вопрос. Например: «Ваше отношение к зависти?» или «Какие поступки близкого вам человека вызывают у вас неприязнь?» Достоинство таких вопросов заключается в том, что они помогают выявить собственные взгляды респондента, его отношение к обсуждаемой теме, особенности его стиля и т.п. Основным недостатком открытых вопросов является трудность обработки ответов на них. Поэтому при проведении социальных исследований с использованием анкетного опроса предпочтение отдается различным видам закрытых вопросов.

К закрытым вопросам относятся как дихотомические, предполагающие полярные ответы респондента (да, нет, затрудняюсь с ответом), так и альтернативные предполагающие выбор респондентом одного из двух вариантов ответов. Закрытые вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов называют вопросами-меню. Такие вопросы достаточно часто и успешно используются для исследований ценностных ориентаций. Еще одним вариантом использования вопросов-меню является предложение расположить (проранжировать) варианты ответов в порядке значимости. При формулировке вопроса закрытого типа должно четко оговариваться, имеет ли право респондент выбрать несколько вариантов ответа или только один. Достоинством этого типа вопросов является легкость их обработки. Однако существенным недостатком выступает то, что респондент освобождается от самостоятельной работы над вопросом. Другим недостатком закрытых вопросов является то, что сформулированные ответы могут не отражать мнений и установок респондента. Поэтому выбор ответа может носить случайный характер. Чтобы снизить названные эффект, обычно в анкетах комбинируются открытые и закрытые варианты вопросов, причем в последних после перечня возможных ответов на заданный вопрос, отмечается, что если ни один из вариантов существующих ответов не устраивает респондента, он может предложить свой вариант.

2. К особому виду вопросов относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Целью вопросов-фильтров является выделить только тех респондентов, кто обладает интересующей исследователя характеристикой и отсечь тех, кто для данного исследования не представляет интереса. Функцией контрольных вопросов является проверка правдивости и искренности ответа на уже заданные вопросы. Например, респондента спрашивают, доволен ли он своей работой? Чуть позже он отвечает на вопрос, согласился бы он перейти на новую более привлекательную работу? Если оба ответа утвердительны, то, скорее всего, ответ на вопрос об удовлетворенности работой не вполне правдив. Существует ряд правил применения контрольных вопросов или вопросов-фильтров:

· контролю подлежат не все вопросы анкеты, а лишь те, которые являются важнейшими для данного исследования, с помощью которых исследователь рассчитывает решить главную задачу исследования;

· респондент не должен замечать связь между основным и контрольным вопросом, то есть от исследователя требуется мастерство владения синонимичными высказываниями.

3. Так называемые наводящие вопросы или вопросы-подсказки, цель которых ввести респондента в курс дела. Например, «возможно, вам известно, что в нашем городе …. Как вы полагаете? …».

4. Буферный вопрос используется для перехода от одной темы исследования к другой или переходу от одного аспекта исследования (блока вопросов) к другому. Резкий переход от одной проблемы к другой может нарушить позитивное восприятие текста анкеты респондентом, что скажется на качестве ответов. Чтобы этого избежать, и вводятся буферные вопросы. Они выполняют функцию «мостика» перехода от одной тематики к другой. С помощью буферного вопроса создается впечатление симметричности общения, диалога с респондентом. Исследователь не просто переключает внимание с одной проблемы на другую, но объясняет, для чего это нужно. Например, после вопросов о досуге может быть сформулирован буферный вопрос, касающийся работы: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе».

Правила формулирования вопросов.

Продумывая формулировку вопросов, важно помнить следующее:

а) вопросы должны быть понятны респонденту, в них не должно содержаться неясных ему слов и специальных терминов;

б) вопрос должен быть сформулирован кратко, но емко. Следует помнить, что предложения, содержащие более 10 слов трудны для восприятия;

в) при составлении анкеты следует учитывать феномен, обнаруженный еще в 30-х гг. американским социологом П. Лазерсфельдом и получивший в дальнейшем название «услужливого респондента». Его суть заключается в том, что респондент стремиться высказать то мнение, которое, как ему кажется, понравится интервьюеру. Чтобы этого избежать, вопросы должны быть максимально нейтральными. Такие формулировки как «Нельзя не согласиться …», «Каждому компетентному человеку хорошо известно, что…», «По мнению многих авторитетных людей», «Принято считать, что…» и т.п. недопустимы в анкете. По возможности нужно избегать и таких оборотов, как: «Согласны ли вы с тем, что…?», «Что нам следует предпринять, чтобы не допустить ….?» В первом случае респондент «подталкивается» к тому, чтобы согласиться с мнением опрашивающего. Во втором случае вопрос заранее «программирует» негативное отношение респондента к исследуемым явлениям «чтобы не допустить их»;

г) вопрос анкеты не должен содержать одновременно два вопроса. Например, вопрос «что вы думаете о телевидении и его влиянии на детей?» следует разделить на два самостоятельных. К числу неудачно сформулированных вопросов следует отнести и такие, ответ на которые требует уточнений. Например, для того чтобы ответить на вопрос: «Каков размер вашего дохода?» необходимо уточнять, за какой период: месяц, год? Доход индивидуальный? На члена семьи? И т.д.

д) вопросы анкеты должны учитывать особенности памяти респондента. Если респондента просят дать оценку событиям, произошедшим несколько лет назад, человек просто может о них не помнить.

е) некоторые вопросы могут оказаться для респондента трудными по разным причинам: либо он никогда не задумывался о данной проблеме, либо не обладает достаточной информацией для ответа. Такие трудности могут спровоцировать нежелание отвечать на следующие вопросы. Поэтому в анкетах иногда содержится в качестве варианта ответа такие формулировки как: «затрудняюсь с ответом», «не задумывался/задумывалась об этом».

Композиция анкеты.

1. Как правило, анкета начинается с краткого обращения к респонденту, в котором в сжатой и доступной форме излагаются задачи исследования, его практическая значимость, подчеркивается анонимный характер исследования, содержатся просьба ответить на предложенные вопросы и указания, как заполнить анкету. Главная задача вводной части анкеты – убедить респондента потратить свое время и усилия на анкетный опрос.

Пример преамбулы анкеты.

«Уважаемый участник опроса! Предлагаем вам принять участие в исследовании на тему «…», которое проводит (указать организацию). Мы рассчитываем на ваши искренние ответы, которые помогут в решении научной задачи. Индивидуальное мнение участника опроса не разглашается, поэтому вы можете не указывать свои имя и фамилию. Для ответа на вопросы прочитайте инструкцию к каждому из них и следуйте указаниям. Номер ответа, который совпадает с вашим мнением, обведите кружком. Если ни один из предложенных ответов вас не устроит, предложите свой вариант в графе «Другое мнение». В тех вопросах, где ответы не предусмотрены, напишите свое мнение в свободной форме. Благодарим вас за готовность принять участие в нашем исследовании!»

2. Важная часть анкеты – блок вопросов, касающихся социально - демографических характеристик респондента (пол, возраст, образование, в некоторых случаях - стаж работы, социальный статус, этнический статус). Эта категория вопросов, несмотря на кажущуюся формальность, чрезвычайно важна. Она позволяет проследить, как варьируются ответы в зависимости от пола, возраста, образования и других социально-демографических характеристик.

3. В основную информационную часть анкеты не стоит включать более 20 – 30 вопросов. Они могут быть объединены в нескольких блоков. Каждый блок носит тематический характер и посвящен какой-либо проблеме. Рекомендуемое чило блоков 4–5. Расположение вопросов должно следовать логике от простых к более сложным. После основных вопросов следуют вопросы-фильтры.

4. Выделяют два принципа организации вопросов. Первый получил название «воронки». Согласно этому принципу все вопросы анкетного блока должны быть направлены на выявление какого-либо феномена, на исследование определенного явления. Второй принцип – «батарея» связан с выявлением различных аспектов, сторон изучаемого явления. По характеру выстраивания вопросов можно двигаться от более широких к узким, частным. Такой подход получил название туннельного. Другой – противоположный подход – получил название секционного и связан с формулировкой вопросов по отдельным темам, вплоть до их полного исчерпания.

5. Важнейшее значение имеет первый вопрос анкеты. Он должен быть интересен респонденту, как бы «зацепить» его. Поэтому вопрос этого типа называют контактным. Его главной задачей становится выработка у респондента представлений об общности взаимодействующих сторон. Контактный вопрос должен соответствовать нескольким требованиям.

· Этот вопрос должен быть простым, касаться повседневных действий. Например, уточнять место проживания респондента, его привычки, занятия в свободное время.

· Контактный вопрос должен быть настолько общим, чтобы на него мог ответить любой респондент и тем самым ощутить уверенность в своих силах.

· Контактный вопрос должен побуждать респондента дать позитивный ответ и вызывать позитивные переживания.

6. При подготовке анкеты следует избегать эффекта излучения. Его суть заключается в возможном влиянии предшествующих вопросов на последующие ответы. Такое влияние усиливается, если вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему. В данном случае у респондента формируется установка, которая предопределяет ответы на дальнейшие вопросы. Таким образом, ответы на другие вопросы начинают соответствовать содержанию предшествующего вопроса. Например, если респондента спросить, какой жанр художественной литературы ему больше нравится, а затем поставить вопрос о любимых занятиях в свободное время то, скорее всего, ответ на второй вопрос будет связан с чтением литературы.

7. Еще одна проблема, которую следует учитывать при составлении анкеты, проблема монотонности. Респондент постепенно теряет интерес к анкете, если ее вопросы сформулированы в единой синтаксической схеме. Для преодоления монотонности рекомендуется:

· «разбавлять» вопросы, заданные в одинаковой синтаксической форме другими;

· варьировать формы ответов (выразить согласие – несогласие, оценить, решить верно или неверно то или иное утверждение, сформулировать самостоятельный ответ, отметить на шкале соответствующее значение и т.д.);

· разнообразить оформление анкеты.

8. В заключительной части анкеты, как правило, еще раз обращаются со словами благодарности респонденту за участие в исследовании, за искренние ответы на вопросы.

Эксперимент

Под экспериментом понимают изучение особенностей деятельности человека в специально созданных условиях, находящихся под контролем экспериментатора. Основная задача социального эксперимента – выявление характера воздействия на деятельность и поведение личности и социальных групп выделенных и проверяемых факторов. Эксперимент может быть лабораторным и естественным. Лабораторный эксперимент – контролируемый эксперимент, в ходе которого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом, всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных исследованиях или хотя бы сопоставлять с материалами неоднократных наблюдений. Метод лабораторного эксперимента может быть направлен на исследования отдельных процессов (аналитический подход) и деятельности в целом (синтетический подход). Этот метод может быть безаппаратурным или аппаратурным, с объективной регистрацией или без нее и т. д. Естественный эксперимент – это эксперимент, в котором воздействие экспериментального фактора происходит в реальной социальной ситуации, исследователь при этом принимает позицию наблюдателя, не вмешиваясь в ход событий.

 

1.3.6 Заключение

В заключении суммируются, обобщаются теоре­тические и практические выводы и предложения исследования. Они должны соответствовать поставленным во введении задачам и отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного ис­следования. Его объем – 1-1,5 стр.

 

1.3.7. Список использованной литературы

Указание списка использованной литературы является составной ча­стью курсовой работы. Он демонстрирует не только эрудицию автора курсовой работы, но и владение навыками библиографического описания литературных источников. Возможны разные способы группировки материалов, включен­ных в список использованных источников: алфавитная; в порядке упоминания литературы в тексте; по главам работы; систематическая; хронологическая; по видам источников и др.

При написании курсовых работ наиболее приемлемыми являются алфавитная и системати­ческая группировки. При алфавитном способе группировки использо­ванных источников они располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко установить, все ли работы того или иного автора учтены в нем. Алфавитный способ группировки литературы исполь­зуется, когда список невелик по объему. При систематическом рас­положении материала описания книг и статей группируются по от­дельным важным проблемам, вопросам, темам в их логическом со­подчинении. В начале указывается литература общего характера, ох­ватывающая широкий круг вопросов, а затем следуют материалы по отдельным проблемам.

Однако независимо от избранного способа группировки литера­турных источников, в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы. Документы располагаются по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – в хронологическом порядке. После списка использованных документов приводятся названия монографий и статей, после чего – использованные электронные источники.

Примеры библиографического описания литературных источников

Монографии:

Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. Пер. с анг. 2-е изд. Минск: Попурри, 2007. – 256 с.

Справочное издание, энциклопедия:

Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2007.

Социальная адаптация / БСЭ. 3-е изд. Т. 24/1. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 242.

 

Статья в периодическом издании:

Дементьев В. В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1. С. 37–55.

 

Электронное издание:

Гаспаров Б. В поисках "Другого" (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов) // http://teneta.rinet.ru/rus/ge/gasparov_semiotika.htm

 

1.3.8 Приложения

В приложении размещается вспомогательный материал: таблицы с цифровыми данными, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки, фотографии), протоколы интервью и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах. Каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

 

1.3.9 Оформление курсовой работы.

Курсовая работа представляется, как правило, в напечатанном виде. Стиль печатного оформления работы согласуется с руководителем. Страницы нумеруются арабскими цифрами, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, внизу по середине. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Второй страницей является оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава, заключе­ние, а также список использованной литературы начинаются с новой страницы. Заголовки «Содержание», «Введение», название глав, «Заключение» и «Список использованной литературы» помещаются в начале страницы по ее центру и выделяются или подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Курсовая работа должна быть сброшюрована.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.