Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Особенности исследовательских проблем




курса «Межличностное общение»

Особенность проводимых исследований в рамках курсовой работы опирается на понимание специфики данного вида человеческого взаимодействия.

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратим внимание на следующие принципиальные моменты этого определения.

Во-первых, содержание используемого в нем термина “коммуникация” соответствует как исходному латинскому слову communicatio (от communico – делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках. Говоря о межличностной коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, т. е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей.

Во-вторых, коммуникативные действия – это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, это связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Особенности истолкования и понимания переданного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия не просто важный ракурс рассмотрения межличностной коммуникации, но сам процесс межличностной коммуникации определяется как процесс совместного созидания и согласования смысла (ов).

В-третьих, межличностный характер коммуникации означает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим числом людей; как правило, это непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т. е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.

Таким образом, межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Каждый из его участников существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспосабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, переструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки. Анализ межличностной коммуникации – это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств личный опыт одного субъекта может быть представлен другому и более или менее точно истолкован им, и как эти сообщения влияют на характер отношений между участниками коммуникативного процесса. Задачей исследования тем самым становится выявление и систематическое описание различных предпосылок, условий и результатов успешной или, напротив, неуспешной, затрудненной коммуникации.

Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени при условии сохранения/формирования сбалансированных отношений между ними. Любой человек может оценить степень эффективности взаимодействия (как собственного, так и другого человека) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родственниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола. Большинство из нас более успешны в общении с одной категорией людей и менее успешны с другой. Значительно меньше тех, кто умеет найти общий язык в разных ситуациях с самыми разными людьми. Не случайно их называют мастерами общения. Действия, умения и навыки, которые обнаруживает индивид в межличностном поведении, не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать (подобно тому, как работает музыкант или спортсмен). Искусство межличностной коммуникации прямо связано с тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия.

Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из:

способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;

способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;

навыков самонастройки, саморегуляции в общении, включая умения преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию; распределять свои усилия в общении.

И хотя коммуникативный опыт каждого человека уникален и неповторим, вместе с тем можно развивать навыки компетентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего общения, а вместе с нею и удовлетворенность жизнью. В последующих разделах мы рассмотрим ситуационные и психологические предпосылки успешной межличностной коммуникации, а также такие коммуникативные действия, как речь, слушание, невербальное поведение, эмоции и чувства, особенности их проявления в межличностном взаимодействии, причины возможных трудностей и способы, позволяющие сделать эти действия более эффективными.

Итак, понятие “межличностная коммуникация” позволяет выделить в межличностном взаимодействии в качестве относительно самостоятельного процесс обмена сообщениями между индивидами и понять то, как интерпретация участниками взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межличностных отношений.

Для проведения исследований не менее важно осознавать ряд положений, которые специалистами в области межличностной коммуникации рассматриваются как аксиоматические.

Американским психологам П. Вацлавику, Дж. Бивин и Д. Джексон принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих прикладное значение и названных ими аксиомами человеческой коммуникации. Рассмотрим важнейшие аксиомы.

Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации

В ситуации, когда люди доступны для восприятия друг друга, любое поведение обладает информационной ценностью, т. е. является коммуникацией. Как бы при этом человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию. Склонившийся над книгой и закрывший уши руками человек, пассажир, сидящий в самолете с закрытыми глазами, оба они передают вполне определенные сообщения о том, что не хотят ни с кем разговаривать в данный момент, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия. Исследователи выделили ряд стратегий ухода от общения (или сообщений о нежелании вступать в коммуникацию). Среди них:

прямая демонстрация нежелания общаться (в более или менее грубой форме); правда, поскольку такое поведение не соответствует правилам вежливости, оно требует определенного мужества и способствует возникновению довольно напряженного и неловкого молчания, что, на самом деле, и означает наличие коммуникации;

стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает другому или со всем соглашается;

дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров действует так, что сводит на нет как свои собственные сообщения, так и сообщения другого человека. В числе коммуникативных приемов такого рода – противоречивые высказывания, непоследовательность, смена темы, неполные предложения, невразумительность или манерность речи, буквальное толкование метафор или метафорическое понимание буквальных замечаний и т. д;

приемлемое для собеседника, не обижающее его указание причин, по которым в данный момент общение нежелательно: человек может притвориться спящим, глухим, пьяным, сделать вид, что не понимает языка собеседника или изобразить наличие любого другого дефекта, делающего коммуникацию оправданно невозможной. Во всех этих случаях сообщение остается одним и тем же, а именно: «Я бы не возражал поговорить с тобой, но есть то, что мне мешает, что сильнее меня, то, в чем я не виноват».

 

Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и

уровень отношения

Поскольку в процессе коммуникации передается не только информация, но одновременно детерминируется характер отношений между коммуникаторами, можно выделить два соотносимых друг с другом уровня коммуникации. Уровень содержания – это та информация, которая передается в сообщении. При этом неважно, является она правдивой, ложной, надежной, неправильной или неразрешимой. На уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. Например, содержанием фразы "Закройте дверь" является ожидание вполне определенного действия. Но эта фраза может быть произнесена по-разному: как команда, просьба или предложение. Избранный способ выражения содержит сообщение о том, какими видят партнеры свои взаимоотношения: доброжелательными или враждебными; равными в социальном отношении или один из них находится в прямой зависимости от другого; чувствуют себя спокойно и комфортно или переживают состояние тревоги и волнения и т. д. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Вместе с тем, по мнению исследователей, чем более спонтанны и «здоровы» отношения, тем более аспект отношений отходит на второй план. Напротив, «нездоровые» отношения характеризуются тем, что за природу отношений идет постоянная борьба, а содержательный аспект коммуникации становится все менее и менее важным. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации.

 

Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смысловые доминанты организуют поведенческие события, оказывая существенное влияние на происходящее взаимодействие (подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Мы не можем быть уверены ни в том, что другой обладает тем же объемом информации, что и мы, ни в том, что он сделает те же выводы из этой информации. Решение вопроса о том, что является важным, а что нет, происходит у разных людей по-разному. В случае рассогласованной коммуникации можно наблюдать конфликт относительно того, что является причиной, а что следствием наблюдаемого события. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект “самоосуществляющегося пророчества”. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его, что и составляет проблему пунктуации.

Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие

Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии. В первом случае партнеры стараются скопировать поведение друг друга, и поэтому их отношения можно назвать симметрическими. Слабость или сила, нравственность или безнравственность не имеют здесь никакого значения, поскольку равенство может поддерживаться в любой из этих областей. Во втором случае поведение одного партнера дополняет поведение другого, такой тип взаимодействия называется комплементарным. Симметричные отношения, таким образом, характеризуются равенством и минимизацией различий, в то время как особенностью комплементарного взаимодействия является доведение различий до максимума.

В комплементарных взаимоотношениях можно выделить две различные позиции. Один партнер занимает более высокую, важную, первичную позицию, а другой подчиненную, вторичную, более низкую. Комплементарные отношения могут устанавливаться социальной или культурной средой (как в случае взаимоотношений матери и ребенка, врача и больного, учителя и ученика) или характеризовать стиль отношений в данной диаде. В любом случае важно подчеркнуть, что природа этих отношений носит взаимозависимый характер, разные типы поведения взаимно дополняются. Нельзя сказать, что один из партнеров установил комплементарные отношения с другим, скорее каждый из них ведет себя так, что это предполагает и одновременно является причиной поведения другого.

Симметричность и комплементарность, выполняя важные функции в общении, сами по себе не являются “хорошими” или “плохими”, “нормальными” или “ненормальными”. Вместе с тем они чреваты патологией. В симметричных взаимоотношениях постоянно присутствует опасность соревновательности, эскалации равенства, что приводит к ссорам и конфликтам между индивидами. Таким образом, патология в симметричных взаимоотношениях характеризуется более или менее открытой враждой. При нарушении симметричных отношений можно наблюдать скорее отвержение, а не игнорирование личности другого. В свою очередь патологические изменения комплементарных взаимоотношений проявляются в игнорировании, а не отвержении личности другого (например, мать, которая продолжает обращаться со своим взрослым сыном как с ребенком).

Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и

ненамеренной, эффективной и неэффективной

Нельзя сказать, что коммуникация имеет место только тогда, когда она произвольна, осознанна и успешна, т. е. когда достигается взаимное понимание. Разумеется, люди обдумывают свое поведение (речь, манеры), особенно в ситуациях небытовых. Однако нередко мы действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть. Нежелательные последствия, к которым может привести ненамеренная коммуникация, делают актуальными способности и навыки “сохранения лица” как своего, так и другого.

 

Выбирая теоретические направления для курсовой работы, ее автору следует иметь в виду, что в современном научном знании утвердились два подхода к рассмотрению межличностной коммуникации: количественный и качественный. При количественном подходе межличностным признается любое взаимодействие двух участников, т.е. взаимодействие в паре, или в диаде (от лат. dyad и греч. duas - два). В этой традиции межличностную коммуникацию нередко называют диадной. Диадная коммуникация, диадные взаимодействия имеют свои особенности. Если в групповых взаимодействиях участники могут создавать коалиции, группировки для достижения своих целей, то, находясь в паре, партнеры вынуждены прорабатывать все возникающие проблемы непосредственно друг с другом. В этом смысле, скажем, наш короткий контакт с кассиром при покупке билета в метро, с работником, оформляющим нам бандероль на почте, или с представителем ГИБДД, остановившим нас на дороге, будут рассматриваться как ситуации межличностной коммуникации. Последняя в этом случае противопоставляется групповой, публичной или массовой коммуникации.

Безусловно, наши взаимодействия с работниками сферы обслуживания, даже один на один, качественно отличаются от взаимодействий с близкими нам людьми. Так, разговор за семейным ужином о проблемах на работе – не то же самое, что разговор о работе на работе с начальником или сослуживцем. На эти различия и обращает внимание качественный подход, в котором главным критерием межличностной коммуникации выступает не количество участников, а характер и качество их отношения друг к другу. Далеко не всегда, когнтактируя с другим человеком, мы осуществляем с ним межличностное взаимодействие. Происходит это лишь в том случае, если наше отношение к нему становится индивидуально-личностным, персонализированным, т.е. когда другой выступает для нас как отдельная личность, во всей ее особенности, своеобразии и исключительности. Антиподом меж-личностной коммуникации в этом случае выступает без-личностная, деперсонализированная коммуникация, когда личность, индивидуальность другого нам безразлична.

Следуя этой логике, наши взаимодействия-отношения предстают как некий идеальный континуум, один вектор которого направлен в сторону «личностное», другой – в сторону «безличностное-безразличное». Тогда каждую нашу встречу, разговор, взаимодействие с другим можно рассматривать как некую меру личностного и безличностного одновременно. Но можем ли мы определить, какое из этих качеств преобладает в том или ином взаимодействии? И всегда ли нужно стремиться к усилению «личностного» в отношении к другому? Этими вопросами задавались многие представители гуманистической и этической философии. Один из них – социальный мыслитель XX века, философ Мартин Бубер. Влияние его идей широко признано сегодня в теории межличностной коммуникации. В своей знаменитой книге «Я и Ты» (1922-1923) Бубер утверждает, что есть два фундаментальных отношения, в которых человек реализует себя в жизни: Я-Оно и Я-Ты. Человеческое бытие протекает в непрерывной диалектике этих двух отношений. Я-Оно – это отношение отделенности, в нем мое Я выделяет и противопоставляет себя остальному миру, реализует свою отдельность. Это отношение «вещное», когда все, что не -Я, все другое, включая, в том числе, другого человека, выступает для меня объектом, «вещью», и я могу ее познавать, пользоваться ею, или манипулировать. Я-Ты – это отношение подлинно человеческое, отношение двух субъектов, двух равных партнеров. В нем нет противопоставления отдельности моего Я. Напротив, мое Я существует только во взаимосвязи с Другим, в соединенности и во взаимной ответности. Я другого=Ты становится условием существования моего Я, и наоборот: «Мое Ты воздействует на меня, как и я воздействую на него». Отношение Я-Ты существует как взаимное углубление, как все более проникающее вживание моего Я в мир Другого. Такое отношение полнейшей взаимности Бубер считал подлинным, личностным и называл его «диалогом», «встречей» (Бубер, 1995). Конечно, мы должны признать, что отношение взаимного проникновения мы испытываем в жизни нечасто и с выборочным числом людей, чаще всего с теми, кого называем близкими. Однако Бубер считал, что такое личностное отношение – где каждый чувствует себя вовлеченным в отношение к Другому – возможно и в повседневной социальной жизни.

Тезис о том, что человеческая жизнь по сути своей диалогична – стержневой в русской классической литературе. Вспомним героев Достоевского. Российский философ и литературовед М.М. Бахтин также провозглашал диалогичность принципом человеческой жизни. Партнерство-диалог как суть подлинно человеческих отношений – фундаментальное, основополагающее положение современной теории межличностной коммуникации. Каковы характеристики личностного? Как определить, насколько личностно-безличностно мое отношение с другим? Многие из нас различают это, исходя из собственного чувствования, интуитивно. Все эти вопросы могут стать темами исследований в курсовых работах.

В социальных отношениях мы часто действуем в соответствии с предписанными социальными ролями и правилами поведения: студент-преподаватель, врач-пациент, клиент- поставщик услуг, и т.д. Часто эти отношения осуществляются как сугубо функциональные. Мы используем друг друга в социальном распределении ролей для достижения какой-то цели: я подаю кондуктору деньги за проезд, он мне - билет. Чем более партнеры в ситуации ориентированы на соблюдение социальных ролей и на выполнение сугубо функциональных действий, тем более обезличено их взаимодействие. Чем меньше отношения партнеров регулируются внешне установленными нормами-правилами, и чем больше в них свободы для проявления особенности, индивидуальности друг друга, тем более такое отношение личностно. И его невозможно воспроизвести с кем-то другим, оно незаменимо. Вы со своим другом не пропускаете возможности подколоть друг друга, и у вас даже есть для этого свои любимые темы. И и он, и вы воспринимаете это как проявление близости и обоюдной приязни; ни ему, ни вам не приходит в голову обижаться. Однако, вы вряд ли захотите, да и сможете, легко перенести эту игру как “проявление близости“ на отношения с другим человеком. В том, как мы обращаемся друг к другу, выражается степень нашего признания друг в друге отдельной и особой личности. А само взаимодействие приобретает для нас при этом особое качество.

В ситуациях, где преобладает безличностное отношение, мы не склонны проявлять свои личные переживания, то есть открыто высказываться о том, что думаем или чувствуем, сообщать о себе что-то личное. И, напротив, когда в отношениях преобладает личностное начало, мы чувствуем себя свободно, чувствуем доверие к партнеру и начинаем раскрываться. Если мы применить выделенные выше критерии личностного к нашим повседневным социальным отношениям, не трудно заметить, что большинство из них несут в себе элементы как личностного, так и безличностного отношения друг к другу. Например, в ситуациях обслуживания, когда мы входим, казалось бы, в преимущественно функциональные ролевые отношения, межличностный фактор, тем не менее, очень важен. Вспомните, с какими продавцами, работниками почты, парикмахерами, косметологами, врачами, служителями церкви, кондукторами автобусов, ведущими занятия в фитнес-центре, и т.д. вам приходится встречаться, живя в своем микрорайоне? Насколько вы обращаете внимание на личностные проявления тех, кто вас обслуживает, и как эти проявления влияют на вас: приветливость, умение располагать к себе или равнодушие и грубость, умение настроиться на ваши потребности или безучастие и формализм, способность пошутить и улыбнуться или хмурость и раздражительность? В большинстве случаев обслуживания мы идем к тем, кто относится к нам более «по-человечески».

С другой стороны, наши отношения с близкими, когда, казалось бы, мы способны наиболее глубоко понимать друг друга, не всегда можно охарактеризовать как «буберовское» «Я-Ты». В них нередки моменты безличностного - невнимания, безучастности или отстраненности, особенно когда мы устали, заняты или просто незаинтересованы. Эта диалектика личностного и безличностного в наших межличностных взаимодействиях и отношениях – естественная динамика жизни. А вот как решить, с кем и в какой момент отношений стоит усилить вовлеченность, а когда, наоборот, отстраниться, увеличить дистанцию, это вопрос решается каждым из нас, исходя из ситуации и наших коммуникативных умений. Это вопрос нашей коммуникативной компетентности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.