Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе




Классификация методов обучения.

В общей дидактике до сих пор нет единого подхода к класси­фикации методов. Долгое время самой распространенной была классификация методов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером.

В этой классификации методы обучения делились в зависимо­сти от характера познавательной деятельности учащихся на уроке. Авторы выделили: объяснительно-иллюстративные, репродуктив­ные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследова­тельские методы.

Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на осно­ве теории деятельности человека (учителя) и выделяет: организа­цию и осуществление учебно-познавательной деятельности; сти­мулирование и мотивацию контроля и самоконтроля.

Т.А.Ильина и Т.И. Шамова считают необходимым классифи­цировать методы с учетом дидактической цели обучения:

- методы сообщения новых знаний;

- методы приобретения новых знаний;

- методы закрепления и выработки умений и навыков;

- методы работы с ТСО;

- методы программированного обучения;

- проблемно-поисковые методы;

- методы самостоятельной работы;

- методы контроля и самоконтроля.

Для коррекционной дидактики особое значение имеет класси­фикация методов с учетом целостного подхода. Такая классифи­кация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы мето­дов.

I группа — методы организации и осуществления учебно-по­знавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

- словесные, наглядные и практические (передача и восприя­тие учебной информации — источник знаний);

- индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

- репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышле­ния);

- самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа — методы стимулирования и контроля.

III группа — методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, пред­ложенная В. А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие мето­ды обучения:

- коммуникативный;

- познавательный;

- преобразовательный;

- систематизирующий;

- контрольный.

Рассмотрев предложенные выше классификации, отметим: «Недостатки развития познавательной деятельности умственно от­сталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют ис­пользовать какую-то классификацию или подходы полностью» (Воронкова В.В.).

Следовательно, в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обу­чения («источниковая» классификация). Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А. Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения прак­тической деятельности учителей сложились определенные подхо­ды к выбору методов обучения. Выбор определяется прежде всего обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания и зависит от:

- целей образования, соответствующих современной дидак­тике;

- особенностей изучаемого предмета, его содержания;

- времени, отведенного на изучение материала;

- возрастных особенностей учащихся;

- уровня подготовленности учащихся;

- теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.