КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На предприятиях автосервиса
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Производственный процесс ТО и ремонта АТС на ПА. Производственный процесс ТО и ремонта АТС на ПА осуществляется согласно схеме, представленной на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема организации технологического процесса на ПА
Автомобили, прибывающие на ПА для проведения ТО и ремонта, проходят мойку, поступают на участок приемки для установленияобъема работ и через зону ожидания (или минуя ее) направляются на соответствующий производственный участок. В зоне м о й к и осуществляются уборка салона кузова и багажника, мойка двигателя, колес, автомобиля (снизу и сверху), сушка. У ч а с т о к п р и е м к и и в ы д а ч и автомобилей предназначен для внешнего осмотра и проверки комплектности автомобиля, его технического состояния, определения ориентировочного объема работ, контроля выполняемых работ и сдачи автомобиля владельцу. При необходимости для установления причин неисправностей мастер-приемщик направляет автомобиль на пост диагностирования или делает пробный выезд автомобиля. На у ч а с т к е д и а г н о с-т и р о в а н и я выявляются скрытые неисправности в тормозной системе, подвеске, двигателе, системах питания и электрооборудования, прогнозируется остаточный ресурс, устраняются мелкие неисправности, контролируется качество ТО и ТР. На у ч а с т к е (в зоне) п о с т о в ы х р а б о т по ТО и ремонту выполняются профилактические и ремонтные операции, снятие и установка агрегатов и узлов. Снятые с автомобилей узлы и агрегаты могут направляться для проверки и ремонта на специализированные производственные участки: агрегатно-механический, шиномонтажный и шиноремонтный, топливной аппаратуры, электрооборудования, окраски и антикоррозионного покрытия, обойный. Общий технологический процесс выполняемых работ и услуг на ПА заключается в следующем. Сначала производится приемка автомобиля. Под приемкой автомобиляна ПА понимается комплекс работ по выявлению неисправностей деталей, узлов и агрегатов автомобиля иоформление соответствующей документации. Приемка автомобиля на станцию предусматривает выявление объ-ема и установление сроков выполнения работ, необходимых запасных частей и материалов, заявляемых владельцем автомобиля, первоначальной, а также суммарной стоимости работ и изделий. По согласованию с заказчиком и в его присутствии проводится дополнительный осмотр автомобиля с целью определения его технического состояния и прежде всего узлов, агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения автомобиля. При невозможности определения дефекта путем осмотра производятся проверка автомобиля с помощью приборов, испытание контрольным пробегом или даже, с согласия заказчика и за его счет, разборка узлов и агрегатов. В случае необходимости регулировки или ремонта отдельных элементов автомобиля производится включение соответствующих работ в заявку на производство работ. Во время оформления документации на прием автомобиля в ремонт составляется акт комплектности автомобиля, где отмечаются результаты наружного осмотра автомобиля, техническое состояние узлов, агрегатов, деталей и комплектности в пределах соответствия заводской инструкции по эксплуатации данной модели автомобиля, а также недостающие детали. После установления объема и характера работ приемщик заполняет заказ-наряд,вписывая позиции прейскуранта, характеризующие наименование работ и стоимость их выполнения. Заказчик или работник ПА перегоняет автомобиль на один из ра-бочих постов. Если свободных рабочих постов нет или автомобиль принят на длительный ремонт, то его перегоняют на стоянку ремонтного фонда. АТС (узел, агрегат), поступающее на ТО и ремонт, должно быть чистым (вымытым). Наружная мойка АТС или его агрегатов, а также уборка салона могут проводиться и как самостоятельная технологическая операция в соответствии с заказом-наря-дом. Автомобиль поступает на участки ТО и ремонта,где после устранения неисправностей проводится приемочный контроль, результаты которого вписываются в ранее заполненную карту диагностирования автомобиля и сверяются с контрольными показателями. При передаче автомобиля с одного производственного участка на другой выполняется операционный контроль, например, проверяется качество выполненных жестяницко-сварочных работ при ремонте кузова автомобиля перед его поступлением на участок окраски. Начальник смены или мастер, исходя из загруженности участка и квалификации персонала, вида необходимых работ, распределяет и доводит до исполнителя объем работ. Распределение работ фиксируется начальником смены в журнале распределения работ с указанием фамилии слесаря, выполняющего работу. Технологическую оснастку и инструмент, средства измерения, необ-ходимые для выполнения работ, слесарь получает на складе инструмен-та. Запасные части и расходные материалы, необходимые для проведе-ния работ в соответствии с заказом-нарядом, выписывает со склада и передает исполнителю ТО и ремонта кладовщик цехового склада запас-ных частей и материалов, заполняя при этом три экземпляра накладных. Исполнитель работ получает запасные части и расходные материалы на цеховом складе в соответствии с накладной. Первый экземпляр накладной сшивается с заказом-нарядом и передается заказчику, второй экземпляр – в бухгалтерию, третий экземпляр сшивается с заказом-нарядом и остается на предприятии. Слесарь выполняет работы в соответствии с заказом-нарядом. При проверке содержания СО и СН в отработавших газах осуществляется обязательная регистрация в журнале результатов проверки. При выполнении работ, связанных с ремонтом тормозной системы, проводится контроль на участке диагностики с обязательной регистрацией. После окончания работ слесарь удаляет все возможные наружные и внутренние загрязнения АТС, возникшие в процессе его обслуживания. Межоперационный контроль осуществляет начальник смены или мастер. В ходе контроля он производит оценку выполненных в соответствии заказом-нарядом работ согласно нормативной документации предприятия-изготовителя АТС. При положительных результатах контроля начальник смены или мастер проставляет в заказе-наряде отметку – код исполнителя работ и личную подпись, подтверждающую контроль выполнения каждой операции, отметку об использовании запасных частей и материалов заказчика. Он контролирует соответствие объема выполнения работ по заказу-наряду, отсутствие наружных и внутренних загрязнений АТС, отсутствие посторонних предметов (специнструмент и другие, не принадлежащие заказчику предметы, оставленные в АТС в процессе обслуживания), демонтированные в процессе обслуживания АТС запчасти и тщательность их упаковки (если заказчик не отказался от их получения), наличие всех сопроводительных документов на обслуживание АТС, делает отметку в заказе-наряде о своем контроле по всем предусмотренным заказом-нарядом видам работ. При отрицательных результатах контроля слесаря информируют о необходимости доработки. В этом случае оформляется протокол несоответствия, который после регистрации в журнале несоответствующих услуг передается начальнику отдела сервиса для анализа и принятия мер. После окончания работ на ПА автомобиль поступает на пост выдачи или на площадку ожидания выдачи заказчику. Под выдачей понимается комплекс контрольных и осмотровых работ, направленных на определение качества и объема выполненных работ. Начальник смены или мастер, отвечающий за выполнение данного заказа-наряда, заполняет его, а в столе заказов производится подсчет окончательный стоимости выполненных работ, использованных запасных частей, материалов и после полной оплаты выполненного заказа заказчику оформляется пропуск на выезд автомобиля, который затем сдается заказчиком при выезде из ПА. Для проверки качества выполненных работ 2–3 раза в месяц дол-жен проводиться выборочный выходной контроль, который осуществляют начальник отдела сервиса и начальник бюро гарантии и качества. При выборочном выходном контроле контролируется АТС, выбранное случайным образом, принятое начальником смены или мастером и готовое к выдаче заказчику. Результаты контроля оформ-ляются картой выборочного контроля (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Форма карты выборочного выходного контроля Ответственным в целом за процесс приема, проведения ТО и ремонта, а также выдачи АТС заказчику является начальник отдела сервиса. Ответственным в целом за качество, соблюдение сроков выполнения работ и объем проведения ТО и ремонта, за культуру обслуживания заказчика, за культуру производства и производственную дисциплину является начальник отдела сервиса. Ответственным за оптимальное планирование ежедневной загрузки отдела сервиса является старший приемщик бюро заказов. Ответственным за распределение АТС по рабочим местам, ор-ганизацию проведения ТО и ремонта, контроль качества, сроки Ответственным за контроль качества, соблюдения сроков и объема выполнения работ при проведении ТО и ремонта, исполнения гарантийных обязательств предприятия-изготовителя автомобилей является начальник бюро гарантии и качества. Ответственным за исполнение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя и гарантийных обязательств является инженер по гарантии. Ответственным за качество проведения ТО и ремонта, соблюдение технологической дисциплины и культуры производства является слесарь, выполняющий работы по конкретному заказу-наряду. Ответственным за организацию въезда-выезда АТС на территорию, сохранность АТС в нерабочее время является начальник охраны. Технологический процесс ремонта. Технологический процесс ремонталегковых автомобилей на ПА включает (помимо операций по приему и выдаче автомобилей, моечно-уборочных работ) следующие процессы: разборочные, дефектовочные, в том числе поэлементные, слесарные, сварочные, рихтовочные, окрасочные, сборочные, обкаточные.В процессе ремонта выполняются мойка и чистка разобранных деталей и узлов, определяется их годность к вос-становлению, заменяются или восстанавливаются детали, обеспечи-вается временное хранение разобранных узлов, относящихся к конкретному автомобилю, до момента поступления на сборку новых запасных частей или восстановленных деталей. Ремонтные работы выполняют по потребности, выявляемой в результате наблюдения за автомобилем во время поездки, при любом виде ТО или в процессе контрольно-диагностических работ. Конкретную прогнозируемую качественную и количественную характеристику предстоящему виду ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам, выдать не представляется возможным, поскольку возникновение неисправностей относится к категории случайных событий. Часто повторяющиеся операции регламентируются и входят в перечень работ. Статистическими наблюдениями установлено, что по мере увеличения пробега автомобиля с начала эксплуатации происходит значительный рост доли отказов, для устранения которых требуется многочасовой ремонт. Распределение отказов показывает, что около 50 % их возникает из-за неисправности электрооборудования, передней подвески, тормозной системы и двигателя автомобиля. Соответственно по этим агрегатам имеет место повышенный расход запасных частей и удельный вес затрат труда. Ремонтные работы на ПА по характеру и месту производства подразделяются на работы, выполняемые на автомобиле (постовые) и на производимые на агрегатных участках (цеховые работы). Первые включают разборочно-сборочные операции по замене отдельных деталей и узлов автомобиля, слесарные, жестяницко-свароч-ные и окрасочные без снятия агрегатов и разборки автомобиля; крепежные и регулировочные. Эти работы составляют для различных автомобилей до 80 % общего объема работ по ремонту (кроме работ, связанных с восстановлением аварийных повреждений кузова и агрегатов). Остальные работы в зависимости от их вида и наименования узла распределяется по участкам (цехам): агрегатному (моторному), слесарно-механическому, электротехническому, шиномон-тажному и др., куда и направляются на ремонт снятые с автомо-биля агрегаты. Для сокращения времени нахождения автомобиля в ремонте при-меняют помимо индивидуального агрегатныйметод ремонта. В этом случае на автомобиль с согласия заказчика устанавливают новый или ранее отремонтированный узел. Вымытый автомобиль направляют на рабочий пост ремонта. В зависимости от вида ремонта автомобиль подвергается полной или частичной разборке на тупиковом мосту.
При проведении обслуживания, во избежание повреждения (загрязнения) АТС, используются специальные защитные кожухи (накрыльники, чехлы руля и сидений). Особенности применяемого инструмента (оснастки) на ПА. На ПА кроме обычных инструментов и оснастки могут применяться оригинальные и фирменные инструмент и оснастка. Оригинальный инструмент/оснастка – инструмент, оснастка, имеющие оригинальный технологический номер согласно оригинальной технологии обслуживания АТС, предоставленной предприятием-изготовителем АТС. Фирменный инструмент, оснастка – неоригинальный инструмент, оснастка, рекомендованные предприятием-изготовителем АТС к применению при обслуживании АТС, не имеющие оригинального технологического номера предприятия-изготовителя АТС. Ответственным за выбор инструмента и оснастки исходя из требований предприятия-изготовителя АТС является инженер-техно-лог ПА. Ответственным за наличие, техническое состояние, технический учет, ремонтно-техническое обслуживание, за выдачу/изъятие, списание инструмента/оснастки является техник по инструменту. Выбор инструмента/оснастки осуществляется исходя из требований предприятия-изготовителя АТС (оригинальной технологии про-ведения обслуживания АТС). Хранение осуществляется в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя инструмента/ оснастки, приведенными в сопроводительной документации (паспорт, руководство по эксплуатации). При выдаче инструмента делается запись в специальный журнал (рис. 2.3) с отметкой даты и времени выдачи, наименования (оригинальный технологический номер) инструмента, инвентарного номера (при наличии), ф.и.о слесаря по ремонту автомобилей, техника, получившего инструмент/оснастку, даты и времени возврата, состояние инструмента за подписью техника по инструменту. Слесарь по ремонту автомобилей/техник возвращает инструмент/ оснастку технику по инструменту после окончания выполнения работ либо в конце смены. При возврате инструмента/оснастки техник по инструменту проверяет исправность и комплектность инструмента/оснастки.
Рис. 2.3. Форма журнала выдачи инструмента и оснастки
После осмотра годный инструмент/оснастка размещаются на складе согласно планировке, а негодный помещается в изолятор брака для дальнейшего обслуживания, ремонта или списания. Предпродажная подготовка. Легковой автомобиль в гарантийный период эксплуатации подвергается определенным техническим воздействиям: предпродажной подготовке, техническому обслуживанию по талонам сервисной книжки от одного до трех раз или в зависимости от пробега за этот период, при необходимости – гарантийному ремонту. В этот же период целесообразно проведение противокоррозионного покрытия кузова. Предпродажная подготовка обеспечивает предоставление покупателю технически исправного и готового к эксплуатации нового автомобиля. Проведение предпродажной подготовки обусловливается необходимостью расконсервации автомобиля, устранения недостатков, возникших при доставке автомобиля в магазин, при его хранении, а также необходимостью установки комплектующих изделий и дополнительных принадлежностей. Предпродажная подготовка является обязательным условием для обеспечения гарантий завода-изготовителя. О проведении предпродажной подготовки делается отметка в сервисной книжке или заменяющем ее документе. Одновременно с мойкой автомобиля с внешней поверхности кузова удаляются грязь, пыль и временный защитный слой, производится уборка салона, а при необходимости – чистка обивки сидений и потолка. При выполнении операций по ТО проверяется герметичность привода тормозов, сцепления, систем охлаждения двигателя, отопления, смывания стекол, целостность аккумуляторной батареи, уровень и плотность электролита в ней. Проверяются крепление и работа дверей, капота, крышки багажника, замков, стеклоподъемников, перемещение передних сидений, поворот и фиксация их спи-нок, работа приборов электрооборудования снаружи и внутри кузова, стеклоочистителя, а также крепление колес и давление воздуха в шинах, натяжение ремня вентилятора, уровень масла в двигателе и агрегатах шасси, охлаждающей, омывающей и тормозной жидкостей, топлива в баке. При обнаружении неисправностей их устраняют вплоть до замены бракованных деталей, узлов, агрегатов. Помимо обязательного комплекса работ по предпродажной подготовке производится установка дополнительных принадлежностей: противоугонных средств, защитного поддона, резиновых брызго-виков (фартуков) передних и задних крыльев, дополнительных зеркал, противотуманных фар, сцепного устройства, защитных чехлов на сиденья. На автомобиль устанавливаются также комплектующие изделия: колпаки колес, наружное зеркало, щеткодержатели и щетки стек-лоочистителя. Проверяются комплектность автомобиля, водительский инструмент, техническая документация, ключи от замка зажигания и дверей. Делается отметка о выполнении предпродажной подготовки. По заявке покупателя за отдельную плату выполняются и другие работы, включая плату за принадлежности. На ПА могут предусматриваться специальные установочные цент-ры по выполнению работ при предпродажной подготовке и переоборудованию автомобилей. Например, установочный центр ПА холдинга «Атлант-М» предлагает следующие виды работ: – переоборудование автомобилей для перевозки пассажиров с возможностью использования в качестве маршрутного такси; – установка дополнительных сидений; – установка и ремонт систем охранной сигнализации; – установка аудиосистем (магнитол, СБ-чейнджеров, усилителей, акустики); – установка спутниковых систем защиты и поиска автомобилей AtlantSatellite;
– установка электронных систем, повышающих комфорт автомо-биля (автоматический запуск и прогрев двигателя, центральный за-мок, электроподъемники); – установка систем радиооповещения о нападении на автомобиль (пейджеров); – установка электронных противоугонных систем (иммобилайзе-ров) с автомобильным пультом дистанционного управления цент-ральным замком; – установка механических противоугонных систем (блокираторов КПП и капота); – установка видеосистем формата DVD; – установка радиотелефонов и антенн; – интеграция с автомобилем навигационных спутниковых систем; – звукоизоляционная обработка салона. Качество автомобиля после выполнения предпродажной подготовки должно соответствовать требованиям технических условий завода-изготовителя, соответствующей нормативно-технической доку-ментации и «Правил продажи населению легковых автомобилей и мотоциклов с колясками», утвержденных в установленном порядке. Ответственность за качество работ несет предприятие, проводившее предпродажную подготовку. Автомобиль перед выдачей покупателю проверяется на ходу, но-мерные знаки кузова, двигателя, шасси сверяются с данными в технической документации и справки-счета установленной формы. Покупатель получает автомобиль и справку-счет, которая служит основанием для регистрации автомобиля в ГАИ, получения технического паспорта, переднего и заднего номерных знаков. После вы-полнения предпродажной подготовки составляются бланки предпродажного осмотра (рис. 2.4) и контрольного листа передачи автомобиля (рис. 2.5).
Рис. 2.4. Бланк предпродажного осмотра
Рис. 2.5. Бланк контрольного листа передачи автомобиля Расчет и оплата выполненных работ. Расчет стоимости выполненных работ, использованных запасных частей и материалов осуществляется в кассе. Входными данными для расчета выполненных работ являются: - заказ-наряд; - накладные на получение запасных частей и вспомогательных материалов. Расчет стоимости выполненных работ, использованных запасных частей и материалов производится в соответствии с утвержденной в установленном порядке стоимостью нормо-часа; трудоемкостью вы-полненных работ, калькуляциями и действующими ценами на запас-ные части и материалы. Оплата проведенного ТО и ремонта АТС, использованных запасных частей и материалов производится заказчиком после выполнения заказа в согласованные сроки с учетом аванса, если применяется авансовая оплата. Сумма аванса оговаривается в заказе-наряде. С момента согласования заказчиком цены на услуги (работы), запасные части и материалы цена считается твердой и изменению организацией в сторону увеличения не подлежит, за исключением случаев выявленных дополнительных работ. При отказе заказчика произвести оплату или несоблюдении сроков оплаты организация вправе в судебном порядке, потребовать оплату выполненного заказа и выставить заказчику штрафные санкции. После оплаты, в соответствии с графиком выдачи АТС, заказчик обращается в кассу для получения необходимого пакета документов. Выходными данными после расчета выполненных работ являются: - счет; - закрытый заказ-наряд; - накладные на запасные части; - счет-фактура (при оплате по безналичному расчету); - талон приемки со штампом оплаты.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 5060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |