КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Франческо Борромини (1599-1667)
Пьяцца Бернини (Собор Св. Петра) Франческо Борромини - известный противник Бернини, своим творчеством, пункт за пунктом, утверждает универсальность поэтики своего стиля. Мы видим столкновение противоположных идей: Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большое значению стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Применение различных художественных средств обусловлено у Бернини идеей и реализует его замысел, исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью. Успех Бернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Борромини – результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. Разлад с его более удачливым соперником начинается, возможно, с тех пор, как он стал работать в подчинении у Бернини в соборе святого Петра и в палаццо Барберини. Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Борромини уменьшает и без того небольшое пространство двора мощными колоннами аркады и портика; избегая симметрии, он располагает проемы в перемежающемся ритме – широкие и узкие, устраняет угла, так как ритм аркады идет по кругу, и заменяет их слегка выступающими вперед частями стены, как если бы ее поверхность изогнулась, сжатая тисками. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа. Не менее, чем Бернини, Борромини был занят проблемами окружающей здания среды, то есть вопросами градостроительства, но совершенно не заботился об импозантном, монументальном облике города. В больших архитектурных комплексах, в церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, в Оратории Филиппо Нери, например, ему, архитектору-практику, приходилось решать общие функциональные вопросы. Уровень архитектуры тогда достигал головокружительной высоты, когда практическая деятельность общества подчинялась идеям мирского аскетизма. В архитектуре Борромини нет больше конструктивных схем и привычного распределения частей здания по принципу равновесия тяжести и опоры, конструкция – это продукт творческого импульса, охватывающего образ здания от плана дл мельчайшей орнаментальной детали. Маленькая церковь Сант-Иво алла Сапиенцы имеет своеобразное очертание, построенное на совокупности прямолинейных и криволинейных плоскостей, которая сохраняется вплоть до фонаря купола. Когда в 1646 году Борромини занялся спешной реставрацией интерьера базилики Сан-Джованни ин Латерано по случаю юбилея 1650 г., ему пришлось иметь дело с большим внутренним пространством, в котором нельзя изменить ни размеры, ни границы. Он словно заново одевает античные стены, используя освещение для усиления значения светлых плоскостей стен и их элегантного убранства, создавая тем самым впечатление, что верующие украсили цветами и пальмовыми листьями церковь в честь праздника. Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения. Длительные метания Борромини приближаются к эпилогу: остановлена на половине реставрация Сан-Джованни, что его огорчает, его унижает триумфальный итог деятельности Бернини под покровительством Александра VII. Так как ему препятствовали в завершении работы, которая должна была стать его шедевром, он начинает восстанавливать своеобразные, неповторимые карнизы и фрагменты античных гробниц в базилике – в первый раз произведения раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очарования, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. Последняя работы Борромини – фасад первой церкви, которую он построил, Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Он был закончен одновременно с колоннадой Бернини, форма которой наиболее цельная и характерная для всей барочной архитектуры, и наоборот, фасад церкви имеет форму самую фрагментарную, прерывистую, антимонументальную. Он задуман как предмет обстановки, реликварий, расположенный на углу улицы, он намеренно разбивает симметрию перекрестка Куатро-Фонтане. Высокий и узкий фасад совершенно закрывает тело церкви и не соединяется, а наоборот, отделяется от улицы. Архитектурные и градостроительные идеи Борромини имели даже вне Италии более широкое распространение, чем Бернини: если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |