Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завтрак- Веласкес




Портрет старика в красном Рембрандт.

Масло,холст.108 на 86. 1652-1654гг. Поступил в Эрмитаж в 1769 году из собрания Блюля в Дрездене. На протяжение всей деятельности художника портрет занимает одно из главных мест в его творчестве.Художник сосредоточивает свое внимание на раскрытии психологического образа через внешний облик модели.

Портрет старика в красной одежде отличается исключительной простотой и почти геометрической строгастью композиционого построения.Неподвижной обращенной прямо к зрителю фигуре сидящего в кресле старика со скрещенными на коленях руками придан монументальный характер,усиливающий величавость образа умудренного жизнью старца.

Плотно прилегающая к голове шапочка и пушистая седая борода подчеркивает овал лица, сзади которого находится прямоугольная спинка кресла. Широкими цветовыми плоскостями ложится облекающая фигуру красная одежда и наброшенный на левое плечо черный плащ; их живописная характеристика, с отказом от мелочной детализации формы в передаче тканей, служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Обобщенной трактовке всех второстепенных частей противопоставлена тщательная проработка лица и рук. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. Тончайшие прозрачные световые лучи мягко вырисовывают индивидуальнные особенности морщинестого уставшего старческого лица и формы рук, узловатые суставы и вздутые вены,которые говорят о долгих годах трудовой жизни. Сосредоточенно устремленный в пространстве.скользящий мимо зрителя взгляд глубоко посаженных глаз раскрывают внутреннюю жизнь человека, черты лица которого несут отпечаток пережитых забот, волнений и раздумий. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Именно поэтому портрет одно время считали изображением древнегреческого мудреца Зенона.Старческие лица всегда особенно привлекали внимание Рембрандта, начиная с его ранних лет. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути.

 

В полутемном помещении трое людей сидят за скромной трапезой. Мальчик поднял бутыль, вероятно предлагая долить стакаты; юноша жестом руки выражает одобрение этому предложению; старик лаского смотрит на своих юных сотрапезников.

Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости, в родной Севилье. Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок,погребок). В этих скромных произведениях отразилось стремление передовых испанский мастеров показать действительность своего времени: простых людей, предметы домашнего обихода- стремление, характерное для испанского искусства еще в 15 веке и получившее свое наивысшее развитие именно в первой половине 17 века.

Реалистическое направление ощущалось сильнее всего на родине Веласкеса, в Севилье — городе,который уже в 16 веке был одним из крупнейших торговых центров Европы.

Первый учитель Веласкеса Эррера Старший охотно писал жанровые картины, а второй — Франсиско Пачеко, хотя и был сторонником религиозной живописи и поклонником Рафаэля, считал,что бодегонес заслуживают признания и отмечал,что лучше всех пишет их Веласкес.Пачеко сообщает также,что еще юношей Веласкес нанимал крестьянского мальчика и изображал его то плачущим, то смеющимся. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Лицо его полно оживления, искорки смеха горяд в лукавых глазах, полураскрытый рот обнажает неровные крупные зубы; смятый воротник и одна из завязок,небрежно опускающаяся на грудь, дополняют впечатление непосредственности.

Образ старшего юноши полон суровой выразительности; прекрасно передан национальный тип. Но эту суровость смягчает улыбка, которая чуть трогае уголки губ.

Старик,возможно отец подростка и юноши, видимо, обращается с каким-то вопросом к своим молодым собеседникам.

Простота, лаконичность чувствуется во всем: и в композиции, и в сдержанности поз и движений; скромны и немногочисленны предметы, расстваленные на столе. С большим мастерством переданы складки скатерти, грубый плотный фаянс блюдечка, ручка ножика, прозрачность стекла бутыли,шершавая кожа граната.

Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи,в которой применялись резкие контрасты света и тени. У мастеров начала 17 века эти контрасты имели своей целью полнее выявить форму, подчеркнуть то, к чему хотел привлечь внимание художник. Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Свет,падая сверху, освещает белую скатерть, предметы,находящиеся на столе,лица сидящих. Краски сдержанные, неяркие,стремящиеся к тональному объединению.Цвет темной зеленовато-коричневатой одежды старика сочетается с коричневой курткой мальчика. Густой темно-желтый тон одежды юноши гармонирует с золотистой поверхностью граната, с золотой искоркой, поблескивающее на дне стакана, и медной оправой ножика.Белая полоска рубашки,видная из-под рукава старика, подчеркивает смуглость его руки, вздувшиеся на ней вены.

В 1622 году Веласкес уехал из Севильи и,став придворным живописцем короля Филипа 4, прославил себя как великий мастер реалистического портрета.Он отказался от манеры тенебросо и достиг предельного мастерства в передаче света, воздуха,пространства путем тончайших соотношений цвета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.