Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Урок 3. Как узнать другого человека и легко с ним общаться?




Урок 3. Как узнать другого человека и легко с ним общаться?

Цель: дать понятие об эффективных моделях общения и взаимодействия.

Задачи:

— показать соотношение вербального и невербального компонентов общения;
— практически овладеть навыками визуальной калибровки (наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний).

Большинству из нас хотелось бы легко определять, что за человек перед нами, как с ним общаться, на какие темы, можно ли ему доверять и насколько, уметь выходить из конфликтных ситуаций и взаимовыгодно разрешать спорные вопросы. Здесь не обойтись без умения узнавать, понимать и приспосабливаться к особенностям своего собеседника.

Множество информации об этом мы находим в работах по НЛП — нейролингвистическому программированию. Создатели этой теории проанализировали процесс общения с точки зрения математики и лингвистики, чтобы точно установить, что нужно для успешного взаимодействия с людьми. Они разработали технику пошагового овладения навыками общения, на каждом этапе которой, выполняя упражнения, человек учится новым, необходимым для жизни среди людей, умениям. Такое грамотное общение позволяет взаимодействовать по синтонической модели — от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоническое общение требует специальных умений и навыков, ему нужно научиться, но оно является наиболее эффективным.

Одним из основных навыков синтонического общения является умение наблюдать и стремление понять другого человека — какой он? Многие люди видят, но не наблюдают. Давайте сделаем следующее упражнение.

Упражнение «Доверие». Разбейтесь на группы по 10-12 человек. Прикрепите каждый себе на спину булавкой листок бумаги. Сейчас вы будете по очереди подходить к другому человеку и пытаться определить, насколько вы ему доверяете. Можно просто молчать, можно перекинуться несколькими фразами. Затем на листе у него на спине вы напишете свою степень доверия ему: от 10 — доверяю полностью, хоть в разведку, до 0 — совсем не доверяю. Потом сделайте так со всеми членами вашей группы. На выполнение — 5 минут.

Обсуждение. Сейчас в течение 5-10 минут обсудите, что вы понимаете под доверием и как вы пытались это определить в отношении другого человека. Закончив обсуждение, выберите одного человека, который расскажет о ваших выводах всему классу и учителю. Пусть так выступят выбранные от каждой группы.

Теперь вам понятно, что влияет на степень нашего доверия к человеку. Но в этом случае вы общались со знакомыми людьми, уже кое-что зная о них. А как быть, если вы с человеком раньше не виделись, встретились сейчас первый раз и еще не разговаривали; знакомиться с ним или нет?

При первой встрече самую важную роль играет умение наблюдать и делать выводы из того, что вы видите и чувствуете. На что следует обратить внимание?

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма — несловесная информация — 5/6.

В процессе общения мы меньше внимания уделяем тому, что человек говорит, а намного больше — тому, как он это делает, его поведению. Зачастую это происходит неосознанно, интуитивно. Причем, если подсознательно нас что-то настораживает или отталкивает от человека, несмотря на то, что на сознательном уровне мы имеем о нем положительную информацию, то неосознанное отношение побеждает. «Знаю, что окружающие считают его хорошим, но мне в нем что-то не нравится». «Ну и что, если о ней плохо говорят — а мне она симпатична». Наша интуиция говорит нам, насколько это человек близок, сходен с нами, можно ли ему доверять; внутренний голос редко ошибается — надо лишь уметь слышать его. Подобным же образом можно определить отношение человека к нам — это чувствуется. Давайте потренируемся в этом умении.

Игра называется «Солнечная Система». Для того, чтобы к ней приступить, надо разбиться на группы по 5-6 человек. Вы все по очереди будете Солнышками. А все остальные члены группы планетами — спутниками. Сначала Солнышко пытается развести планеты по орбитам. Чем орбита ближе — тем человек лучше относится к Солнышку. То есть Солнышко пытается определить, насколько человек ему доверяет. На орбите люди могут стоять боком, сзади, спереди, разбившись по залу. Человеческие отношения чрезвычайно сложны и только расстоянием их не определишь. Поэтому вы можете пофантазировать.

Ну а после того, как Солнышко решило, что все сделано правильно, по его мнению, он отворачивается и Планеты сами распределяются по орбитам, в зависимости от того, как они относятся к Солнышку на самом деле.

Потом Солнышком становится другой человек. И все повторяется сначала, пока не сыграют все.

Если по результатам игры вы поняли, что часто заблуждаетесь насчет чувств товарищей по общению, то следует совершенствовать вашу способность к пониманию других людей. А начать можно с того, что находится на поверхности и доступно наблюдению, — с мимики и жестов. Выполним такое упражнение.

Упражнение «Кролик». Нужен один желающий, который хочет немного побыть подопытным кроликом. У него будет простая задача — вспоминать в произвольной последовательности две различные ситуации, а мы будем стараться угадать. Рассказывать про них не надо, достаточно представлять их внутри себя. Одна ситуация — приятная, другая — не совсем. Задача остальных — установить внешние проявления этих внутренних переживаний. В одном случае могут быть более напряжены губы или голова наклонена более сильно вправо, а руки сомкнуты за спиной. в то время как в другой ситуации человек предпочитает их не соединять. Давайте немного потренируем нашу внимательность. Вначале Кролик будет говорить, какую собственно ситуацию он представляет, а мы будем внимательно смотреть. Когда большинство из нас решит, что оно нашло основные различия, то Кролик уже будет представлять некую ситуацию внутри себя в любой последовательности, а мы будем стараться угадать.

Обсуждение. Кто как определял, о какой ситуации думал человек?

 

Урок 4. Определение системы модальности собеседника (Как мы воспринимаем окружающий мир)

Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.

Задачи:

— дать понятие о каналах восприятия (модальностях);
— выделить типы каналов;
— показать взаимосвязь модальности с речью;
— с помощью речевого анализа определить собственный канал восприятия, а также модальность собеседника;
— научиться воспринимать окружающий мир в разных модальностях;

— научиться распознавать модальности в повседневном общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.