Ход урока. Активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание
Активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.
Цель: получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.
Задачи:
— дать понятие о конфликте и его типах; — выяснить причины конфликтов; — рассмотреть различные конфликтогены; — определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта; — найти адекватные формы разрешения конфликтов.
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?
Обсуждение. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо? При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа: — реальные, — надуманные (нереалистические). В реальных конфликтах имеет место противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата — устранение противоречия.
В надуманных (нереалистических) конфликтах целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос: «Да так, просто — чего она лезет, когда голова болит?!».
Задание. Обсуждение. Приведите примеры реальных и надуманных конфликтов из вашей жизни. Обоснуйте их реальность или надуманность. Какие конфликты встречаются чаще?
Из-за чего же возникают конфликты? Причины следующие:
1. Различия в целях, интересах, мнениях, взглядах на жизнь, способах достижения цели, в индивидуальных особенностях людей. Изначально мы все — разные. Но это не повод для конфликта, — чаще всего конфликт происходит из-за нашего неумения договариваться, идти на компромисс. 2. Конфликтогены — слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, — а он обиделся. Следует всегда учитывать, какую реакцию вызовут твои слова у собеседника, наперед просчитывать, что стоит делать, а чего — нет. Думать надо, прежде чем делать или говорить! Конфликтогенами являются: — проявления превосходства (критика, угрозы, обвинения, насмешки, издевки, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника); — проявления агрессивности; — проявления эгоизма (думаешь только о себе). 3. На агрессию отвечаешь еще большей агрессией. В очень редких случаях отпор обидчику следует давать сразу и сильнее, — когда есть угроза для жизни. Во всех остальных случаях следует использовать все варианты смягчения конфликта (так как ответная агрессия порождает еще большую агрессию) и только затем переходить к жесткому сопротивлению.
Задание. Приведите примеры конфликтов по разным причинам. Множество конфликтов возникает из-за того, что мы чего-то хотим от окружающих, предъявляем им претензии, а они почему-то не спешат их выполнять (наверное, не хотят). Общение с человеком, которому все что-то должны и обязаны, нелегко и неприятно. Давайте посмотрим, нет ли у вас предрасположенности стать такими.
Упражнение «Претензии». Разделите лист пополам. Слева напишите: «Люди, которыми я недоволен» (это могут быть: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра), знакомые, одноклассники, друзья, мужчины, женщины, все человечество и т.п.). Справа: «Претензии». Обязательное условие — претензии должны быть конкретными, а не общим выражением эмоций («Брат не дает свой магнитофон», а не «Брат — жадина»). Чтобы принять и простить людей, надо понять, чем они нас не устраивают. Иначе дуться можно до бесконечности, пока не лопнешь, — лучше перестать считать, что окружающие что-то вам должны и принять ситуацию, как она есть. 10 минут.
Обсуждение. (В группах по 6-8 человек). Много ли люди вам должны? Реально ли это? Хотели бы вы что-то изменить? Можно ли переделать окружающих?
Учебно – тематический план.
№ занятия
Содержание занятий
Кол-во часов
1. Как научиться общаться лучше?
Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.
Задачи:
— практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции; — освоить новые коммуникативные умения и навыки; — выработать индивидуальный стиль общения.
Притча «Король и сон»
Упражнение «Касание»
Упражнение «Передать одним словом»
40 мин.
2. Качества важные для межличностного общения.
Цель: определить качества, важные для процесса общения.
Задачи:
— определить важные для общения качества; — рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения; — обозначить причины низкого коммуникативного уровня; — определить коммуникативный уровень учащихся.
Методика «Навыки успешной коммуникации»
40 мин.
3. Как узнать другого человека и легко с ним общаться?
Цель: дать понятие об эффективных моделях общения и взаимодействия.
Задачи:
— показать соотношение вербального и невербального компонентов общения; — практически овладеть навыками визуальной калибровки (наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний).
Упражнение «Доверие»
Упражнение «Солнечная система»
Упражнение «Кролик»
40 мин.
№ занятия
Содержание занятий
Кол-во часов
4. Как мы воспринимаем окружающий мир?
Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.
Задачи:
— дать понятие о каналах восприятия (модальностях); — выделить типы каналов; — показать взаимосвязь модальности с речью; — с помощью речевого анализа определить собственный канал восприятия, а также модальность собеседника; — научиться воспринимать окружающий мир в разных модальностях;
Работа в парах
Упражнение «Опиши»
40 мин.
5. Обратная связь в общении. Открытость и искренность.
Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.
Задачи
— рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции; — определить правила обратной связи; — овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи; — повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи; — научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать; — дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей.
Упражнение «Значимые люди»
Упражнение «Автопортрет Инкогнито»
Упражнение «Горячее место»
Упражнение «На что он похож?»
40 мин.
№ занятия
Содержание занятий
Кол-во часов
6. Знаки внимания в общении.
Цель: ознакомиться с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.
Задачи:
— рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания; — научиться определять знаки внимания в ситуациях общения; — определить понятие слушания как активного или пассивного процесса; — в тренинговых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания, использовать знаки внимания при коммуникации.
Упражнения в группах по 6-8 человек
Упражнение «Подарок»
40 мин.
7. Конфликт.
Цель: получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.
Задачи:
— дать понятие о конфликте и его типах; — выяснить причины конфликтов; — рассмотреть различные конфликтогены; — определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта; — найти адекватные формы разрешения конфликтов.
Знакомство с понятием конфликта, его видами и путями разрешения.
Упражнение «Претензии»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление