Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Урок 6. Знаки внимания в общении




Урок 6. Знаки внимания в общении.

Цель: ознакомиться с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.

Задачи:

— рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания;
— научиться определять знаки внимания в ситуациях общения;
— определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
— в тренинговых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания, использовать знаки внимания при коммуникации.

Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

Обсуждение. Насколько важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?

Вообще, реакции слушателя при общении бывают следующие:
— молчание (видимое отсутствие реакции);
— поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);
— «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);
— «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
— «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;
— побуждение («Ну и… И что дальше?»);
— уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);
— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);
— оценки;
— советы;
— продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
— эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);
— выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);
— высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить);
— «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);
— «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;
— пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);
— другие (какие еще вы можете назвать?).

Обсуждение. Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Разбейтесь на пары, выберите какую-то реакцию и разыграйте перед группой ситуацию общения с использованием такого поведения. Пусть ваши одноклассники угадают, какую реакцию вы хотели продемонстрировать.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Выберите себе партнера. Перед группой разыграйте ситуации общения, демонстрируя внимание или невнимание к разговору. Но при этом представьте, что партнер:
а) не видит, б) или не слышит,
в) или и то, и другое;
и воспользуйтесь доступными ему знаками внимания при общении.

Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждайте, какими знаками внимания пользовался собеседник, как они зависели от особенностей его партнера?

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. В парах разыграйте ситуации пассивного и активного слушания.
Одним из замечательных знаков внимания к собеседнику является комплимент. Он приятен любому человеку, может помочь завязать знакомство, то есть начать общение, и поддерживать его в дальнейшем. Конечно, все это относится к комплиментам, сделанным от чистого сердца, искренне.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Сядьте так, чтобы видеть всех (по кругу, квадрату). Начиная от водящего, по очереди делайте комплимент своему соседу справа. Замкнув круг, пересядьте по-новому. Сделайте комплимент своему новому соседу справа. Пройдите так 3-4 круга.

Обсуждение. Трудно ли делать комплименты? Какую реакцию они вызывают? Что ты чувствуешь, когда тебе делают комплимент? Зачем нужны комплименты?

Быть внимательным к собеседнику означает стремление понять, какой он человек, что ему нравится, что он ценит в жизни и в людях. Это непросто, но увлекательно. В следующем упражнении мы потренируем свое умение понимать другого человека и быть приятным собеседником.

Упражнение «Подарок». Садимся так же, как и в предыдущем упражнении. В этот раз своему соседу справа мы говорим следующую фразу: «Я хотел бы тебе подарить…» и — продолжаете фразу по своему усмотрению. Что бы вам хотелось подарить этому человеку? Подарком может быть не только предмет, но и образ («лето в Майами»), чувство («победу на соревнованиях в этом году»), событие и вообще всё самое разное. Фантазируйте! Угадывайте, что будет приятным подарком для другого человека! Замкнув круг, пересядьте. Сделайте 3-4 круга.

Обсуждение. Трудное ли это упражнение? Какие чувства вы испытывали, даря и принимая подарки?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.