Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология корпоративной безопасности в системе научного знания




Объектом психологии корпоративной безопасности являются конкретные типы людей и их общности как субъекты общественных отношений, которые связаны с возникновением различного рода угроз, опасностей и других негативных факторов и деструктивных воздействий в сфере предпринимательской деятельности и механизмом их выявления, предупреждения и пресечения, то есть процессом обеспечения корпоративной безопасности.

Закономерные связи, феномены и механизмы, действующие при соприкосновении психологической, экономической и юридической реальностей, выступают основой предмета психологии корпоративной безопасности. Предметом психологии корпоративной безопасности является психологическая реальность в области безопасности хозяйствующих субъектов, отражение процесса обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в сознании и поведении человека. В рамках этой отрасли научных знаний изучаются эффекты и феномены безопасного поведения, механизмы и закономерности корпоративной безопасности, алгоритмы и модели, описывающие выбор принимаемых решений в области экономической безопасности предприятия, фирмы, корпорации и факторы, влияющие на них.

Предметную область психологии корпоративной безопасности образуют психологические процессы, порожденные предпринимательством и влияющие на экономические интересы людей, психические состояния человека, оказывающие влияние на безопасное функционирование бизнеса, свойства личности, отражающиеся на эффективности безопасности предпринимательской деятельности.

Таким образом, психология корпоративной безопасности - это психология безопасности хозяйствующего субъекта, а также других лиц (организаций), связанных с имущественными и тесно соприкасающихся с ними неимущественными отношениями. Ими могут быть один человек, семья, организация различных форм собственности. Специфика психологии корпоративной безопасности в отличие от психологии труда, промышленной психологии, экономической психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя и потребителя, состоит в том, что она изучает особую область предпринимательской деятельности, специфический ее срез, свойство эффективного существования, стабильного и устойчивого развития хозяйствующего субъекта в условиях воздействия различного рода угроз, вызовов, рисков, опасностей.

Объективными звеньями, опосредующими связь сферы хозяйственной жизни и область ее безопасности, являются угрозы корпоративной безопасности. В качестве источников таких угроз могут выступать конкуренты, деловые партнеры, криминальные элементы, государственные структуры, а также такие феномены в предпринимательской деятельности как коррупция, теневая экономика, промышленный шпионаж, коммерческая тайна и другие явления, которые имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

Проблематика этой синтетической междисциплинарной науки весьма многообразна. Она охватывает следующие типы реальности, характерные для современного предпринимательства: производство, коммерческую деятельность, кадровый менеджмент, деятельность в сфере обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта, информационные отношения, область внешних связей субъекта хозяйственной деятельности – отношения с деловыми партнерами, конкурентами, государственными органами, преступными сообществами.

Психология корпоративной безопасности находится в стадии становления. Поэтому среди научной общественности пока проявляется отсутствие концептуального единства к содержанию изучаемой проблематики. В целом, необходима разработка обобщенной теории психологии корпоративной безопасности с применением системного подхода к исследованию психологии хозяйствующего субъекта и участников обеспечения его безопасности.

Исходя из объекта и предмета психологии корпоративной безопасности представляется целесообразным выделить следующие ее основные задачи:

1. Методолого-теоретические: разработка проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологических методик исследования проблем обеспечения корпоративной безопасности и психологического обеспечения сферы безопасности предпринимательской деятельности.

2. Аналитические: исследование психологических закономерностей и механизмов развития угроз корпоративной безопасности, противоправного поведения, преступных деяний индивидуального и группового характера, проблем эффективности психологического обеспечения деятельности субъектов корпоративной безопасности.

3. Прогностические: выработка научно обоснованных предположений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения угроз безопасности и развития личности правонарушителей и отдельных категорий преступников в сфере предпринимательской деятельности, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности корпоративной безопасности.

4. Практические: вооружение всех работников и граждан, включенных в предпринимательскую деятельность, достоверными психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать психологические зависимости, а также реализовывать пути влияния на них; способствование цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности предпринимателей, наемных работников, сотрудников структур негосударственной безопасности, повышение уровня их профессионализма; разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед предпринимателями, менеджерами, специалистами и работниками в области обеспечения корпоративной безопасности предпринимательской деятельности.

 

Психология как наука характеризуется многомерной структурой. Ее бурное развитие в XX веке обусловило вычленение и формирование в системе научного знания отдельных теоретических и прикладных отраслей.

Так, в структуре психологии нашло широкое место выделение общей, социальной, возрастной, сравнительной психологии, психофизиологии и других отраслей.

В научной литературе психологическую науку часто подразделяют по школам, направлениям, течениям. В частности, различают: структурализм (Э. Титченер и др.), бихевиоризм и необихевиоризм (Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер, К. Колл и др.), функционализм (Т. Рибо, Э. Клапаред, Дж. Дьюи и др.), фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, Э Фромм, К. Хорни и др.), гуманистическую психологию (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) и др.

Отдельную группу в структуре психологической науки составляют прикладные отрасли психологии, отражающие психологические закономерности различных видов человеческой деятельности. С этим процессом связано появление таких научных дисциплин как экономическая, юридическая, инженерная, военная, педагогическая, медицинская, политическая психология. Базируясь на методологических и теоретических основах общей и социальной психологии, они обладают своим специфическим объектом и предметом изучения. Наличие характерных черт и отличительных особенностей, специфика предмета научного знания позволило выделить эти направления, придать им самостоятельный прикладной и научный статус.

Возникновение прикладной научной отрасли «Психология корпоративной безопасности» обусловлено развитием в последние годы в психологии таких научных дисциплин как экономическая психология, юридическая психология, психология безопасности и психология труда в особых условиях.

Экономическая психология связана с изучением психологических механизмов в экономической деятельности, значение которых в условиях перехода к рыночным отношениям, развитием новых форм предпринимательства весьма велико.

Юридическая психология отражает формирование специфической юридико-психологической реальности в обществе и государстве, особой психологической функциональной подсистемы, связанной с системой права, регулирующей взаимоотношения с ней. Следует заметить, что сущность юридической психологии определяется не только спецификой юридического труда как это характерно для других прикладных психологических дисциплин. Как комплексное интегративное явление она призвана обеспечить формирование правовой психологии людей, участвуя своими специфическими средствами в создании в России правового государства.

Психология безопасности ориентирована на изучение широкого круга вопросов, связанных с психологическими аспектами обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях. Она затрагивает психологические аспекты политической, социальной, военной, экономической, информационной и других видов безопасности.

Психология труда в особых условиях имеет цель изучить поведение людей, постоянно работающих в условиях повышенного риска, а также при возникновении экстремальных условий или других критических (чрезвычайных) ситуаций.

Психология корпоративной безопасности ориентируется на изучении психологических закономерностей и психологических механизмов в особой области деятельности – обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Из всего комплекса проблем психологии корпоративной безопасности следует выделить пять специфических направлений, которые составляют сердцевину этой прикладной отрасли: во-первых, психологию безопасности личности, включенную в сферу экономических отношений; во-вторых, психологию предпринимателя (собственника) по защите своих экономических интересов; в-третьих, психологию безопасности лиц наемного труда; в-четвертых, психологию лиц, обеспечивающих КБ; в-пятых, - психологию отдельных социальных групп, которые могут явиться источниками угроз корпоративной безопасности (конкуренты, криминальные элементы, органы власти, контрольно-надзорные инстанции и т.п.).

Названные направления тесно взаимосвязаны. Специфика психологии корпоративной безопасности в отличие от других отраслей психологического знания состоит в том, что она изучает субъекта корпоративной безопасности и источника его угрозы в единстве. Эффективное решение проблем психологии в данных областях корпоративной безопасности оказывает непосредственно влияние на устойчивое, стабильное и безопасное функционирование хозяйствующих субъектов.

С позиции психологии корпоративной безопасности можно выделить основные критерии устойчивости и выживаемости субъекта предпринимательской деятельности в условиях рынка. К ним относятся:

профессиональная компетентность персонала;

управленческая компетентность руководящего состава;

исполнительская дисциплина;

оптимальный психологический климат.

Довольно часто низкая или недостаточная профессиональная компетентность персонала становится причиной затяжных кризисов и трудно разрешимых ситуаций.

Низкая управленческая компетентность определяется тем, что большинство коммерческих фирм возглавляют люди, как правило, не имеющие надлежащих знаний, опыта в области управления персоналом. Нередко это приводит к снижению эффективности деятельности фирмы, компании, возникновению кризиса управления, а иногда ставит под угрозу и ее существование. Практика показывает, что управление по конечному результату требует специальной подготовки руководителей.

Исполнительская дисциплина является признаком хорошо обученного персонала, важным показателем надежности и устойчивости фирмы в быстро изменяющихся условиях рыночного хозяйства.

Оптимальный психологический климат, как известно, складывается из удовлетворенности каждого сотрудника результатами своего труда, удовлетворенности характером отношений с коллегами, а также удовлетворенности характером взаимоотношений с руководством фирмы, организации. Обеспечение психологической надежности персонала фирмы, а, следовательно, и корпоративная безопасность хозяйствующего субъекта в целом, во многом зависят от качества подбора сотрудников и контроля за проходящими в фирме социально-психологическими процессами.

Таким образом, обеспечение психологической надежности персонала фирмы становится приоритетной проблемой, основой создаваемых систем корпоративной безопасности предприятий, фирм, организаций, что требует разработки специфического инструментария и эффективных методов управления этим процессом.

В связи с тем, что психологические механизмы влияния человеческого фактора на процесс управления корпоративной безопасностью изучены еще недостаточно глубоко, предстоит большая работа по разработке теоретических основ психологии корпоративной безопасности. Во многом этому будет способствовать тесные ее связи со многими смежными психологическими дисциплинами: юридической, социальной, экономической, экстремальной психологии, а также с некоторыми другими направлениями психологической науки. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, можно их адаптировать к решению частных задач в области психологии корпоративной безопасности, творчески развить для построения более глубоких концептуальных схем и моделей. Однако следует заметить, что здесь вряд ли поможет механический перенос существующих методик без учета специфики проблем безопасности. При всей схожести проблем каждый хозяйствующий субъект имеет свои специфические особенности, которые будут определять механизм и методику обеспечения корпоративной безопасности.

 

§ 3. Принципы психологии корпоративной безопасности

 

Исходя из объекта и предмета психологии корпоративной безопасности и опираясь на общенаучную методологию и частную методологию психологической науки, можно выделить две группы принципов применительно к данной отрасли научных знаний.

Первую группу составляют общенаучные и психологические принципы, которые нашли широкое отражение в теории и практике психологии и психология корпоративной безопасности использует их для решения основополагающих вопросов применительно к специфике своей реальности. К основным из них можно отнести:

принцип объективности;

принцип детерминизма;

принцип взаимосвязи и взаимодействия;

принцип системности;

принцип развития;

принцип взаимосвязи психики и деятельности.

Вторую группу образуют специальные принципы, которые характерны преимущественно для психологии корпоративной безопасности. Данные специальные принципы обусловлены спецификой интегративности психологических механизмов с феноменами корпоративной безопасности, их комплексной опосредованностью элементами системы корпоративной безопасности, определяющих существование особых своеобразных закономерностей и причинно-следственных связей. К специальным принципам психологии корпоративной безопасности относятся следующие.

Принцип психологической специфичности диктует необходимость выделения в механизмах корпоративной безопасности «психологических составляющих», которые образуют специфическую психологическую реальность в деятельности субъектов корпоративной безопасности.

При раскрытии психологической реальности можно использовать различные методы. К наиболее простым из них относятся психологически-иллюстративный, психологически-комментаторский, психологически-объяснительный. Они нашли широкое отражение в современной практике обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и появившейся в последнее время литературе в области психологии безопасности предпринимательской деятельности и психологии бизнеса. Следует заметить, что названные методы, как правило, страдают схематичностью, фрагментарностью, разорванностью, слабостями психологического мышления. В целом возможности данных подходов ограничены.

Наиболее предпочтительным является психолого-феноменологический подход, позволяющий увидеть реальность сферы безопасности глазами специалиста в области психологии корпоративной безопасности. Подход, который ориентирован на выявление психологических закономерностей и механизмов и объяснение с помощью их проблем корпоративной безопасности хозяйствующих субъектов.

Принцип специфичности корпоративной безопасности означает, что вряд ли будут успешны попытки использования в психологии корпоративной безопасности только общепсихологических подходов и понятий. Перед психологами стоит, с одной стороны, задача вскрыть влияние феноменов «безопасность» и «корпоративная безопасность» как специфического свойства, потребности, жизненно важного интереса, жизнеспособности и жизнестойкости хозяйствующих субъектов на существующую в сфере предпринимательской деятельности психологическую реальность. С другой стороны необходимо также выявить обратное влияние психологических механизмов на область корпоративной безопасности. Работающий в данной сфере психолог должен не только хорошо знать общую психологию, но и хорошо разбираться в проблемах безопасности объектов реального мира.

Принцип психологической целостности выражает необходимость полного исследования как индивидуально-психологических, так и групповых явлений, возникающих в области корпоративной безопасности. Особенно это важно при изучении таких сложных явлений как оценка надежности персонала, выяснение причин поведения менеджеров, сотрудников негосударственных служб безопасности, других наемных работников в сложных критических ситуациях и экстремальных условиях. Вряд ли будут достаточно полным и достоверным изучение личности работника без оценки всех свойств личности, обоснование общих оценок на основе только психофизиологических или только характерологических особенностей, изучение качеств личности без учета ее психических состояний, социально-психологической обстановки, в которой она находилась, и взаимодействия с ней.

Принцип конструктивности требует применения в психологии корпоративной безопасности широкого комплекса научных методов исследования объективной реальности, избегать описательности, экспериментально подтверждать и применять новые способы и приемы повышения эффективности систем корпоративной безопасности путем совершенствования психологических диагностик и методик.

Принцип гуманности и законности определяется сущностью права, задачами создания правового государства, необходимостью широкого использования правовых механизмов в защите законных прав и интересов хозяйственных субъектов. Под этим углом зрения должны проводиться психологические исследования, оценки и усовершенствования, направленные на повышение надежности персонала и упрочение механизмов корпоративной безопасности.

 

§ 4. Методы психологии корпоративной безопасности

 

В силу многоплановости задач, стоящих перед психологией корпоративной безопасности, она разрабатывает и применяет большой арсенал методов познания и преобразования психологической реальности в области корпоративной безопасности. Все их многообразие можно условно разделить на следующие группы методов:

научного исследования;

психотехнического воздействия;

психологической экспертизы.

Методы научного познания предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей в области корпоративной безопасности. В своей основе эти методы соответствуют общепсихологическим методам.

В группу методов организации исследований входят:

комплексный (системный);

сравнительный;

лонгитюдный.

К методам сбора данных относятся:

биографические;

обсервационные;

психодиагностические;

праксиметрические;

экспериментальные.

Методы обработки данных включают:

количественные (статистического обсчета, ранжирования, шкалирования и др.);

качественные (систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения, структурного анализа, сравнения и др.);

Методы интерпретации и оценки данных:

структурный;

системный;

факторный;

генетический;

теоретико-оценочный;

сравнительно-оценочный;

апробационный.

Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния на отдельных людей и группы, включенных в сферу корпоративной безопасности. Данные методы применяются как непосредственно психологами, работающими в сфере предпринимательства и осуществляющими психоконсультативную, психокоррекционную и психотерапевтическую деятельность, так и после соответствующей психологической подготовки менеджерами и должностными лицами. Применение этих методов не должно противоречить нормам этики и действующего законодательства.

Методы психотехнического воздействия могут реализовываться в индивидуальной и групповых формах, базируясь на технологиях, созданных в прикладных отраслях психологии и психотерапии.

Методы психологической экспертизы предназначены для оказания помощи сотрудникам служб безопасности, проводящих служебные расследования по фактам нарушений требований корпоративной безопасности, совершения противоправных посягательств на имущественные интересы хозяйствующих субъектов, при проведении разбирательств, связанных с обеспечением личной безопасности руководителей фирмы, корпорации, защиты конфиденциальной и иной охраняемой информации. Среди средств, применяемых в психологической экспертизе, можно выделить: метод психологического анализа материалов служебных расследований; биографический метод; метод наблюдения и естественного эксперимента, инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (тесты, опросники и др.).

 

§ 5. Система психологии корпоративной безопасности как науки и учебной дисциплины

 

Система научной дисциплины представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, входящих в данную отрасль направлений, разделов, частей. Сложность предмета психологии корпоративной безопасности предопределяет большой объем взаимосвязанных и взаимопереплетающихся знаний.

В структуре психологии корпоративной безопасности как прикладной психологической науки следует выделить следующие основные составляющие.

1. Первый раздел - теоретические основы психологии корпоративной безопасности - исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научных знаний, назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем законности и обеспечения корпоративной безопасности. Этот раздел включает:

методологические основы психологии корпоративной безопасности;

психологическая детерминация безопасного и правомерного поведения;

психология предпринимательской деятельности и корпоративная безопасность;

психология правонарушений и преступной деятельности как угрозы корпоративной безопасности;

психологические особенности создания и функционирования системы обеспечения корпоративной безопасности.

2. Второй раздел - психология организации обеспечения корпоративной безопасности – содержит совокупность знаний по вопросам организации деятельности хозяйствующих субъектов в сфере корпоративной безопасности. В данный раздел входят:

психология управления корпоративной безопасностью;

психология безопасности персонала;

психология профилактики внутрикорпоративных негативных процессов;

психология конкурентной борьбы;

психология организации деятельности негосударственных структур безопасности;

психология деятельности правоохранительных и контрольных органов и корпоративная безопасность.

3. Третий раздел – психологические технологии в обеспечении корпоративной безопасности. Он включает:

психологические действия в обеспечении корпоративной безопасности;

психология профессионального общения с деловыми партнерами;

психология проведения экспертизы и специальных консультаций в корпоративной безопасности.

4. Четвертый раздел – психологические особенности решения специальных задач корпоративной безопасности. В этот раздел входят:

психология обеспечения корпоративной безопасности в экстремальных условиях;

психология личной безопасности предпринимателя;

информационно-психологическая безопасность личности и корпоративная безопасность.

Предмет учебного курса «Психология корпоративной безопасности» соответствует предмету соответствующей отрасли научных знаний, но не совпадает с ним полностью. Содержание и система курса определяются целевыми установками профессиональной подготовки психологов в МГУ ТУ с учетом содержания действующего учебного плана.

Назначение учебного курса «Психология корпоративной безопасности» состоит в том, чтобы ознакомить выпускников с новым направлением в психологии, получившим развитие в последнее время в хозяйственной практике, довести до них новые психологические технологии и методики, подготовить их к осуществлению психологических действий в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Следует отметить, что пока в России практически отсутствует институт подготовки психологов в области корпоративной безопасности. Кроме МГУ ТУ такой курс в настоящее время читается в Высшей школе психологии, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в Московском областном институте управления и права, а также в Открытом университете профессиональных инноваций. Хозяйствующие субъекты, негосударственные службы безопасности испытывают значительные трудности, нередко сталкиваясь при осуществлении мер безопасности предпринимательской деятельности, с фактами противоправного и преступного поведения своих сотрудников, ненадежности персонала и даже предательства корпоративных интересов со стороны отдельных сотрудников.

 

Контрольные вопросы к теме 1

1. Что является объектом и предметом психологии корпоративной безопасности?

2. Какие задачи решает психология корпоративной безопасности?

3. Какое место занимает психология корпоративной безопасности в науке психологии?

4. Перечислите принципы психологии корпоративной безопасности.

5. Какие методы использует психология корпоративной безопасности?

6. Дайте характеристику психологии корпоративной безопасности как научной и учебной дисциплины.

 

Тесты по теме 1

3. Психология корпоративной безопасности является:

1.1. отраслью инженерной психологии;

1.2. отраслью общей психологии

1.3. самостоятельным направлением прикладной психологии;

1.4. отраслью экстремальной психологии.

4. Человеческий фактор является компонентом подсистем:

2.1. экономической безопасности;

2.2. информационной безопасности;

2.3. экологической безопасности;

2.4. всех без исключения подсистем.

5. Разработка алгоритмов поведения персонала в критических ситуациях относится к:

3.1. организационным мерам обеспечения корпоративной безопасности;

3.2. к мерам профилактики негативных явлений;

3.3. к психологическим приемам обеспечения корпоративной безопасности;

3.4. к специальным мерам экономической психологии.

 

4. Объект психологии корпоративной безопасности - это:

4.1. персонал фирмы;

4.2. процесс управления корпоративной безопасностью;

4.3. субъекты общественных отношений, связанные с угрозами в сфере предпринимательской деятельности;

4.4. система корпоративной безопасности.

 

5. Разработка и адаптация психологических методов и технологий для служб безопасности является задачей:

5.1. теории управления безопасностью;

5.2. теории управления персоналом;

5.3. психологии труда в особых условиях;

5.4. психологии корпоративной безопасности.

 

6. В психологическом обеспечении корпоративной безопасности используются психологические методики, разработанные другими прикладными психологическими науками:

6.1. в полном объеме;

6.2. после адаптации;

6.3. частично;

6.4. совсем не используются.

 

 

ГЛАВА 2. Основы национальной и экономической безопасности государства

 

§ 1. «Безопасность»: определение, содержание и структура

Согласно словарю Робера термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя за­щищенным от любой опасности. Однако в этом значении он не вошел прочно и лексику народов Западной Европы и использовался до XVII в. редко.

Практически во всех странах в XVII-XVIII вв. утверждается точка зрения, что государство имеет своей главной целью обеспечение общего благосос­тояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает в это время новую трактовку как состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствую­щие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.

Весьма длительный промежуток времени в России термин «безопасность» употреблялся редко.

В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общест­венного спокойствия» от 14 августа 1881 г. термин «государст­венная безопасность» употребляется как однопорядковый с «общественной безопасностью». Уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «ох­ранения общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой по­литического сыска.

Советская юридическая наука и практика отказались от многих общепри­нятых терминов. Долгое время предпочтение отдавалось чрезвычайно широ­ким и неопределенным понятиям «революционный порядок», «борьба с контрреволюцией».

В праве в 1920-х гг. постепенно возобладала точка зрения о подчинении интересов личности интересам общества и государства. Любое покушение на государственные интересы преследовалось более сурово, нежели анало­гичные действия против личности.

Обеспечению государственной безопасности стало придаваться особое значение. В 1934 г. понятие «государст­венная безопасность» было закреплено в Конституции СССР.

С началом перестройки общественных отношений в СССР под безопасностью стали понимать состояние и тенденции развития защищенности жизненно важ­ных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» стало тесно связываться с такими категориями как жизненно важные интересы, национальные ценности, национальный образ жизни.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетво­рение которых надежно обеспечивает существование и возможности про­грессивного развития граждан, общества и государства.

Национальные ценности — принадлежащая стране материальная, интел­лектуальная и духовная собственность как основа се существования и развития.

Национальный образ жизни — это исторически принятые отдельным национальным образованием или всем обществом в данной стране и наибо­лее распространенные и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклад и система оценок, произвольные нарушения которых приводят к негативным социальным последствиям и (или) утрате самобытности.

Таким образом, безопасность есть результат социальной деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и госу­дарства возникает как социальный феномен в ходе разрешения противоречия между такой объективной реальностью, как опасность и потребностью предотвратить ее, локализовать, устранить последствия опасности.

Опасность — это объект деятельности по обеспечению безопасности. В этом случае предметом деятельности будут конкретные угрозы опасности (военные, по­литические, экономические и пр.), а также конкретные материальные носите­ли этих угроз (природные и социально-общественные явления и т.д.).

Деятельность по обеспечению безопасности можно представить в виде сложной системы, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных вертикальных уровней (органиче­ских частей):

• обеспечение безопасности личности;

• обеспечение безопасности общества;

• обеспечение безопасности государства.

В свою очередь, понимание предмета деятельности по обеспечению безо­пасности позволяет выделить горизонтальные уровни системы, т. е. опреде­лить виды безопасности. К ним можно отнести, например, обеспечение по­литической, экономической, военной, информационной, научно-технической и других видов безопасности.

В определение «безопасность» на разных этапах исторического развития вкладывалось различное понимание. По мнению одних ученых — она есть способность системы предотвращать ущерб жизненно важным устоям личности, общества и государства. Точка зрения других авторов безопасность — это со­стояние их защищенности. Третья группа специалистов считает, что она — свойство развитой системы мер безо­пасности.

В условиях политического и экономического кризиса, расширения угроз и опасностей безопасность — это способность каждой под­системы деятельности относительно самостоя­тельно решать собственные задачи по обеспечению безопасности при организующей роли государственных институтов. Различаются два типа безопасности:

- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума;

- реальная защищенность социума от опасностей, способность надежно противостоять им.

Классификация категории «безопасность» возможна по различным основаниям.

По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитиче­ские уровни безопасности:

— международная глобальная безопасность;

— международная региональная безопасность;

— национальная безопасность.

Национальная безопасность в свою очередь подразделяется на:

— государственную безопасность;

— региональную безопасность;

— частную (фирм и личности) негосударственную безопасность.

Различные аспекты национальной безопасности подчеркиваются понятиями:

— национальная безопасность;

— национально-государственная безопасность;

— федеральная безопасность;

— общественная безопасность и т.д.

В зависимости от сферы (области) ее проявления и обеспечения выделяют:

— экологическую безопасность;

— экономическую безопасность;

— военную безопасность;

— информационную безопасность;

— социальную безопасность;

— научно-техническую безопасность;

— энергетическую безопасность;

— ядерную безопасность;

— политическую безопасность;

— инновационную безопасность;

— конституционную безопасность;

— технологическую безопасность и др.

В зависимости от источника угрозы различают:

— природную безопасность;

— техническую безопасность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.