Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология предпринимательской деятельности как фактор, влияющий на состояние корпоративной безопасности




В соответствии с российским законодательством предпринимательская деятельность – это инициативная (самостоятельная) деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Предпринимательская деятельность тесно связана с рядом факторов: с политикой государства в отношении частного бизнеса, системой ценностей общества, которая поощряет дух индивидуальной инициативы, а также склонностями и способностями людей к предпринимательству. Для психологии корпоративной безопасности важное значение имеет сущностные характеристики предпринимательства, определяющие его уязвимость для внешних и внутренних угроз и необходимость защиты коммерческих и иных жизненно важных интересов хозяйствующих субъектов. К основным из них относятся следующие.

Наличие в предпринимательской деятельности элементов новизны, новаторства. Нередко это приводит к незащищенности интеллектуальной собственности предпринимателя, применяемым им новым технологиям, и как следствие привлекает к бизнесу недобросовестных партнеров, криминальных элементов, коррумпированных чиновников.

Существенной чертой современного предпри­нимательства является его рисковый характер. Гражда­нин, решивший создать и осуществлять собственное дело, должен помнить, что он рискует вложенными финансовыми и материальными средствами, своим временем, трудом, деловой репутацией, так как действует в условиях неопределенности. Ущерб предпринимателю может быть нанесен обстоятельствами объективного характера (стихийное бедствие, авария, катастрофа и т.п.), вследствие собственных просчетов и ошибок, а также нарушений обязательств партнерами или криминальными посягательствами.

Соблюдение деловой этики является общепринятой для цивилизованного бизнеса. Вместе с тем, еще нередки нарушения этических норм со стороны недобросовестных партнеров и клиентов.

Следует отметить, что условия российского бизнеса весьма своеобразны. Они ха­рактеризуются рядом присущих только России признаков, ос­новными из которых являются неустойчивость экономического и политического положения в стране, а также неадекватность законодательства условиям развития рыночных отношений, его противоречивость и неполнота охвата существующих про­блем.

Все это определило национальные особенности становления рыночной экономикив России, к которым можно отнести:

1. Отсутствие у властных структур реальной концепции социального рыночного хозяйства, четко определяющей систему целей и приоритетов, адекватную условиям России.

2. Несовершенство нормативно-правового стимулирования новых хозяйственных укладов.

Стремление к сверхбыстрому и почти всеобщему разгосударствлению и приватизации в условиях криминализации государства и возрастающего социального напряжения в обществе.

Отсутствие минимальной материальной базы и средств для создания эффективно работающих предпринимательских струк­тур (особенно мелких), прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве.

Неподготовленность основной массы населения к инициа­тивному типу трудоустройства, поиску адекватного своим воз­можностям и способностям направления деятельности.

Слабость и профессиональную неподготовленность кадров для предпринимательского освоения приватизированной экономики.

Для предпринимательской деятельности в России характерны:

отсутствие цивилизованных юридических гарантий для реализации коммерческих интересов;

незащищенность легальной коммерческой деятельности как от произвола коррумпированных управленческих структур, так и от воздействия криминальной среды;

нарастанием криминальной активности в сфере экономики, связанной с инвестированием легального бизнеса средства­ми, полученными в результате преступной деятельности;

участившиеся факты недобросовестности коммерсантов в отношениях с кредиторами и страховыми компаниями.

В России действуют три основных (обоб­щенных) хозяйствующих субъекта: частные предпринимате­ли, предпринимательские фирмы и государство, которое вы­ступает в роли коллективного предпринимателя. К настоящему времени уже сложились определен­ные организационные формы предпринимательской деятель­ности. Такими формами являются:

крупные организационно-экономические формирования с собственной инвестиционной базой;

структуры малого и среднего предпринимательства;

коммерческие банки;

страховые компании;

инвестиционные фонды;

негосударственные пенсионные фонды;

товарные и финансовые биржи.

Характер предпринимательской деятельности и объекты приложения капитала позволяет их подразделить на несколько основных видов.

1. Производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществление работ и вы­полнение услуг для их реализации другим предпринимателям или потребителям.

2. Торговое предпринимательство. Здесь предприниматель ничего не производит, он выступает лишь в качестве непосред­ственного торговца (коммерсанта), доводит готовые товары до конкретных потребителей.

Предпринимательство в финансово-кредитной сфере. Это самостоятельная область предпринимательской деятельности, особенностью которой является то, что предметом купли-прода­жи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта иностранных государств и национальные деньги.

Предпринимательская деятельность в форме специализи­рованной страховой деятельности. В данном случае страховые коммерческие организации (страховщики) в соответствии с за­конодательством и договором страхования обеспечивают страхо­вателям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь.

5. Посредническая предпринимательская деятельность. В
процессе ее организации сами предпринимательские структуры
ничего не производят и не продают непосредственно товары и
услуги, а выступают в качестве посредников между конкретными
производителями и потребителями различной продукции.

В качестве посреднических предпринимательских организа­ций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые орга­низации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, иногда ком­мерческие банки и другие кредитные организации.

В целом процесс становления российского предпринимательства осуществляется трудно и болезненно. В результате до сих пор не оформился слой "эффективных собственников", являю­щихся основой цивилизованного предпринимательства.

В этих условиях на российском рынке сложилась особая "этика " в отношениях с партнерами. Большинство предприни­мателей отстаивает только собственные интересы, не утвердился цивилизованный подход к взаимодействию с партнерами.

Сам современный российский предпринимательский корпус весьма неоднороден. Здесь множество случайных людей. Сюда входят и бывшие дельцы теневой экономики и бывшие крупные хозяйственные руководители, партийные функционеры в прошлом и автори­теты преступного мира, предприимчивые молодые люди и люди, занимающиеся бизнесом в связи с безработицей, бывшие сотрудники КГБ и отставные армейские офицеры, зани­мавшиеся экономическими проблемами. Нередко среди таких людей просто прохо­димцы.

Этим определяется резкий и непрерывный рост уровня эко­номической преступности в России. Подходы к ведению бизнеса части современного российского предпринимательства, ориенти­рованного на получение быстрой наживы, делают его уязвимым для преступников.

По своему происхождению и современному состоянию рос­сийские предпринимательские структуры весьма неоднородны.По мнению большинства специалистов, они подразделяются на три неравные группы.

К первой и самой немногочисленной относятся финансовые и промышленные группы, созданные на бюджетные деньги и имеющие доступ к административным ресурсам. С одной стороны, пока эти группы ожесточенно конкурируют и к ним добавляются новые, России не грозит полностью стать олигархическим государством. С другой стороны, борьба кланов может иметь неожиданные последствия и существенно расшатать экономику страны. В относительно нестабильной политической ситуации возможны и более серьезные последствия: крах прави­тельства и откат от реформистской политики.

Вторая часть российского предпринимательства — предста­вители "второго эшелона" бизнеса, не допущенного к бюджет­ной кормушке и потому прежде всего заинтересованного в нор­мальных правилах экономической игры. Предпринимательские структуры, вставшие на ноги в условиях реальной конкуренции, не заинтересованы в сращивании власти и бизнеса, которое является питательной средой для коррупции.

Эта часть российского бизнеса плохо консолидирована и не имеет сложившихся эффективных механизмов отстаивания своих интересов.

Третья группа — это "мелкий и средний бизнес", являющийся основой среднего класса. Это самый многочисленный отряд предпринимателей и бизнесменов в любом государстве. Именно эта группа, как показывает история, была как движущей силой буржуазных революций, так и опорой фашистских переворотов.

Взаимоотношения между выделенными группами предпринимательства весьма неоднозначны. Постоянное стремление к выживанию приводит острой конкурентной борьбе, применению противоправных методов и средств. По используемым методам конкурентной борьбы и по происхождению капитала можно выделить следующие виды бизнеса.

Зрелый бизнес образован на основе крупных конкурентно-способных предприятий бывшего СССР, хорошо вписавшихся в условия рыночной экономики. Такие предприятия охотно финансируют мероприятия по защите бизнеса, создают службы внутренней безопасности, которые нередко используются против предприятий-конкурентов, а также во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти.

Государственное предпринимательство. Защита от криминальных посягательств для государственного бизнеса не менее актуальна, чем для частного. Государственные предприятия также создают собственные службы безопасности. Однако при столкновении с криминалом более других рассчитывают на помощь правоохранительных органов и получают ее.

Номенклатурный бизнес образован путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, как правило, их бывшими руководителями или представителями органов исполнительной власти. Такой бизнес зачастую не является законным, так как приватизация нередко проводилась с нарушением законодательства или с использованием вопреки закону государственных средств. Руководители номенклатурного бизнеса широко создают собственные службы безопасности, используют их для оказания силового давления на конкурентов. Нередки случаи установления связей с преступными группировками.

Честный бизнес, как правило, мелкий и средний. Находится под постоянным давлением преступных элементов и государственных органов. Средств для создания служб безопасности не имеют. Поэтому обращаются за помощью к частным детективным охранным агентствам, а иногда и к откровенно бандитским группировкам, что приводит в результате к попаданию под их контроль. Высокая налоговая нагрузка заставляет предпринимателей нарушать закон и скрывать свои доходы, манипулировать с бухгалтерским учетом.

Дикий бизнес является полукриминальным, не имеет профессиональных кадров. В нем проявляется стремление к быстрой оборачиваемости капитала и быстрому обогащению. Обращен к тем сферам предпринимательства, в которых высок риск вложений. Легко нарушает деловую этику, склонен использовать чужие товарные знаки, выпускать контрафактную продукцию. Нередко переходит к криминальным формам недобросовестной конкуренции.

Серый бизнес вырос из теневой экономики, поэтому капитал по своему происхождению носит криминальный характер. Имеет тесные связи с преступной средой. Нередко располагает значительными финансовыми средствами, имеющими сомнительный источник.

Теневой бизнес занимается разрешенными законом (легальными) видами деятельности без соответствующего разрешения (лицензии). Криминален, так как осуществляет сокрытие прибыли от налогов. Участвует в «отмывании» денег, полученных преступным путем. Имеет связи с организованной преступностью. К услугам теневого бизнеса обращается значительная часть населения вследствие дефицита товаров и услуг и снижения цен на них.

Фиктивный бизнес характеризуют широкие хищения с использованием служебного положения, приписки, взяточничество, иные способы незаконного получения и передачи денежных средств. Имеет непосредственное отношение к коррумпированному чиновничеству и руководителям хозяйственных структур, которые, как правило, устанавливают тесные связи с представителями преступных сообществ.

Подпольный бизнес – откровенно криминален. Связан с запрещенными законом видами экономической деятельности (производство и торговля наркотиками, оружием, контрабанда и т.п.)

С позиции безопасности в предпринимательской среде разграничивают сформировавшиеся группы и объединения по характеру их защищенности.

Защищенные предприниматели — самая большая группа. Они, какправило, не испытывали проблем с рэкетом в начале своей деятельности (8%) и реже сталкиваются с применением силовых методов конкуренции сегодня (43%). Так, менее половины опрошенных (43%) указали на распрост­ранение криминальных методов в российском бизнесе, но сами с такими проявлениями не сталкивались (5%). И это несмотря на то, что более 35% тратят значительные, по их мнению, средства на рекламу своей предпринимательской деятельности.

Представители этой группы не иг­норируют проблемы безопасности. 75% из них вкладыва­ет достаточно большие средства в охрану, в том числе для 22% предпринимателей речь идет о крупных затратах. Эту труппу отличает также и повышенная доля издержек на неформальные услуги. Можно предположить, что отсут­ствие столкновений с насилием в повседневной хозяй­ственной деятельности обусловлено здесь защищеннос­тью бизнеса. Самодостаточность данных предприятий может объясняться налаженностью неформальных связей и очевидным наличием собственных охранных служб. Последнее подтверждается готовностью почти половины (47%) предприятий обойтись своими силами в случае возникновения уг­роз и вымогательств.

Неустойчивые предприниматели. Ситуация с обеспе­чением безопасности в этой среде предпринимателей яв­ляется более сложной. Оценка распространенности сило­вых вымогательств здесь намного пессимистичнее (88%). При этом каждый девятый считает, что от них сегодня не­возможно избавиться.

Несмотря на явное наличие у многих представителей данной группы проблем в сфере безопасности, на охрану бизнеса и на неформальные услуги значительных средств здесь не тратит буквально никто. При этом большинство не может полагаться на собственные силы при возникно­вении такого рода угроз. Многие предприниматели этой категории просто не знают, что в подобных случаях необ­ходимо делать.

Представляется, что дело не только в возможной не­хватке средств на обеспечение безопасности, но и в опре­деленной позиции, связанной с закрытостью и неуступчи­востью в отношении вымогателей, а также в подчеркива­нии собственной финансовой непривлекательности. Ха­рактерно, что здесь минимальное число предприятий, тратящих значительные средства на рекламу. Большин­ство предпочитает вести себя «потише».

Руководители в данной группе также, в основном, ста­раются избегать неформальных решений возникающих проблем. К этой группе относится относительно большой процент предприятий из сферы науки, медицины, культу­ры, а также приватизированных предприятий.

Уязвимые предприниматели. Указанная группа доволь­но резко отличается от предыдущих. Она подвержена на­сильственным действиям практически по всем основным параметрам. Каждое третье предприятие этой группы име­ло серьезные проблемы с рэкетом в начале своей деятель­ности. В этой группе нет ни одного, кто бы не обратил вни­мание на существование угроз и силовых вымогательств в российском бизнесе. И самое главное, всем приходится сталкиваться с применением силы в собственной хозяй­ственной деятельности. Более половины руководителей считают освобождение бизнеса от влияния криминальных структур важнейшей задачей существующего дня.

Уязвимость предприятий третьей группы по отноше­нию к силовым воздействиям проявляется и в том, что среди трех групп они тратят минимальные средства на охрану и безопасность бизнеса, а также на оплату нефор­мальных услуг, часть которых тоже так или иначе связана с решением вопросов безопасности. Подобная уязвимость порождается в том числе относительной открыто­стью деятельности: почти половина предприятий дан­ной группы тратит значительные средства на рекламу, являющуюся дополнительной приманкой для преступных групп.

Основная часть предприятий третьей группы сосредоточена в оптовой и розничной торговле, общественном питании и бытовых услугах, финансах и обслуживании рынка.

В соответствии с российским законодательством в предпринимательской деятельности можно выделить законное и незаконное (нелегальное) предпринимательство.

Нелегальность — это отказ предпринимателей от использования в организации повсе­дневной деятельности норм закона и использование неписа­ного права, т.е. норм, зафиксированных в традициях и обы­чаях и выходящих за рамки права.

Сосуществование двух различных нормативных системпри­водит к ситуации, когда предприниматель, с одной стороны, вынужден в определенных случаях демонстрировать свою при­верженность формальным правилам, а с другой — использовать в своей повседневной жизни неформальные нормы.

Нелегальная экономика включает несколько сегментов:

неофициальную экономику — т.е. легальные виды эконо­мической деятельности, где наблюдается нефиксируемая экономическая деятельность с целью уменьшения издержек при производстве товаров и услуг;

фиктивную экономику — экономику приписок, спекуля­тивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничес­ких действий, связанных с получением и передачей денег;

криминальную экономику — экономическую деятельность, связанную с прямым нарушением закона и посягательством на легальные права собственности.

К основнымвидамвнешних (по отношению к конкретной экономической структуре) преступных посягательств относятся:

грабеж — открытое силовое перераспределение имущества или прав на него;

воровство — тайное изменение собственника материальных средств;

шантаж — передача; собственности или прав на нее под страхом компрометации объекта преступления;

рэкет — изъятие части прибыли организации под угрозой применения насилия;

коррупция — использование служебного положения работ­никами государственных служб для получения "мзды";

мошенничество - преступление, в результате которого его жертва добровольно передает часть своих материальных средств в какой-либо форме мошеннику.

Защита предпринимательской деятельности от различного рода угроз и опасностей связана с политикой государства в отношении безопасности частного бизнеса; культурой (системой ценностей общества) корпоративной безопасности, которая, поощряя дух индивидуальной инициативы, призвана сформировать заинтересованность предпринимателя к ведению безопасного бизнеса; склонностями и способностями людей к действиям в области безопасности предпринимательству. Это порождает ряд важных психологических проблем: взаимоотношение с государством, образ предпринимателя в массовом сознании; изучение психологического портрета предпринимателя, психологии денег и т.п.

Отношения с государством. Как известно, предприниматель действует в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, риска. Долгое время государство, занимаясь регулированием экономических отношений, полностью брало на себя функцию обеспечения государственной экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Это привило предпринимателям определенное чувство иждивенчества, представления, что сферой безопасности должны заниматься только государственные структуры. Уход государства из экономики нарушил баланс соотношения компонентов, привел к тому, что предприниматель остается один перед угрозами и, прежде всего, перед коррупцией, криминалом. Сталкиваясь с проблемами безопасности, когда на чашу весов нередко кладутся здоровье, жизнь, материальное благосостояние, современный предприниматель нередко ведет себя неадекватно и обращается за защитой к преступным элементам, создает «крышу» с использованием сотрудников правоохранительных органов или криминальных групп.

В отличие от населения ведущих стран Запада, которое видит в предпринимателе человека, нужного обществу (создает рабочие места, удовлетворяет жизненные потребности и др.), образ российского предпринимателя в массовом сознании не позитивен. Во многом это объясняется загадочностью поведения и скрытостью действий российских предпринимателей. В обществе сложился устойчивый стереотип предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора, склонного к противоправным поступкам, незаконно получившего собственность, тратящего деньги на удовлетворения личных потребностей в ущерб общественных и государственных интересов. Несомненно, что такие качества привлекают к предпринимателям, особенно успешным, разных проходимцев, стремящихся быстро разбогатеть, нередко использующих в ходе общения с ними ложь, клевету и другие приемы и средства дезориентации, дезинформации и обмана.

В психологическом портрете предпринимателя отмечают завышенную самооценку и удовлетворенность собой, стремление к получению признания собственной исключительности со стороны окружения, желание представить себя в наиболее благоприятном свете. К важным для предпринимательской среды качествам в блоке интеллектуальных качеств, как правило, относят: компетентность, комбинаторный дар, воображение фантазия, интуиция перспективное мышление. Однако люди подобного психологического склада нередко не задумываются о последствиях своих действий, становятся «генераторами идей» в области теневой экономики, пытаются разработать хитроумные схемы ухода от налогов, быстрого оборота капитала и т.п.

Среди коммуникативных качеств современного предпринимателя выделяют - способность к лояльному общению, координации действий других людей, выступить против сложившихся стереотипов. Вместе с тем, следует учитывать, что организаторские способности таких предпринимателей нередко направляются на создание разветвленных, сложных по своей структуре и взаимосвязи звеньев организованной преступности.

Характерными мотивационно-волевыми качествами российских предпринимателей специалисты называют - склонность к риску, чувство самоконтроля, стремление бороться и побеждать, потребность к самоактуализации. Однако, среди таких лиц нередко попадаются необязательные, непоследовательные и легкомысленные предприниматели, способные на авантюрные поступки, легко отказывающиеся от достигнутых договоренностей.

Как отмечают западные специалисты российский предприниматель значительно отдален от общества. Такое отчуждение, а также общее социальное неудовлетворение бизнесом, особенно крупным (олигархическим), придает ему значительную самостоятельность и независимость от общественных оценок. С другой стороны, среди государственных служащих широко развивается парапредпринимательство как источник коррупции, способствующий вовлечению чиновников в предпринимательскую деятельность.

Психология денег. Деньги как фактор детерминации межличностных процессов экономического обмена делает их инструментально-символическим средством социального взаимодействия и достаточно психологизированным явлением. Исследования показали, что для предпринимателей малого бизнеса деньги главный детерминант поведения, цель предпринимательской активности и ее стимул (чем больше денег, тем больше оборот). Деньги являются и важным фактором безопасности фирмы (предприятия), ее надежности. Деньги способствуют самостоятельности, автономии и самосохранения хозяйствующих субъектов. С другой стороны, деньги оказывают влияние на людей, на форму власти. Отсюда большая зависимость людей от денег. В конкурентной борьбе они являются главным средством подкупа, шантажа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.