КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные элементы Концепции национальной безопасности России
Безопасность Российской Федерации — одна из качественных характеристик того конкретного исторического социума, существующего в определенных пространственных, временных, географических условиях, составными элементами которого являются личность, общество и государство. В России понятие «национальная безопасность» вошло в теорию и практику после 1991 г. Основные официально признанные положения национальной безопасности были закреплены 5 марта 1992 г. в Законе «О безопасности». Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Уточненная редакция Концепции национальной безопасности утверждена Указом Президента РФ от 10 июня 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система официальных взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Исходя из положений Концепции, разрабатываются концепции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видах безопасности. Программа действий по реализации положений концепции национальной безопасности на тот или иной конкретный промежуток времени называется стратегией обеспечения национальной безопасности. В Концепции под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России. Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере ключевые. На каждом этапе развития государства определяются его национальные интересы. Для России в данный период жизненно важными интересами являются: обеспечение ее суверенитета и территориальной целостности; построение правового демократического государства на основе конституционного строя; экономическое возрождение страны и улучшение благосостояния ее народа; развитие международных отношений на основе верховенства закона, демократии, прав человека.
Современные угрозы и вызовы национальной безопасности России. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными интересами государства. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства. Главные внутренние угрозы сейчас - это состояние отечественной экономики; перспективы экономической, научно-технической и технологической отсталости; социальной и культурной деградации; социально-политическая нестабильность, поляризация и дезинтеграция в результате имущественного расслоения российского общества; рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, невиданная по масштабам коррупция и криминализация общественных отношений: разрушение межнациональных связей, обострение межнациональных и осложнение международных отношений; экологическая и демографическая катастрофа; снижение интеллектуального потенциала; гипертрофированное изменение в системе ценностей; утрата общенациональных целей и идеалов; несовершенство системы организации государственной власти и опасное усиление зависимости государства и гражданского общества от некомпетентных решений; дезинформация нации о целеполагании, объектах, приоритетах и методах проводимых реформ. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала государства, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ища общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов. Единое правовое пространство государства размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов РФ, недостаточной отлаженностью государственного управления на различных уровнях. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества стали основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в России, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно-националистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого пощипала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. Среди внутренних угроз и вызовов следует выделить те, которые касаются утраты либо истощения наших базовых ценностей: 1) территории (вследствие развала СССР), истощение ресурсов (вследствие беспошлинного вывоза энергоресурсов и минеральных ископаемых, разграбления лесных богатств, морской флоры и фауны); 2) нации — вследствие резкого сокращения численности, здоровья, качества и средней продолжительности жизни населения, уклада жизни нации (пропаганда в СМИ культа насилия, денег и низменных ценностей, сепаратизм и ослабление ответственности перед нацией и государством).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |