КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в психологию
Это специальная отрасль психологической науки, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов. Знание психологии сервиса поможет персоналу: – Понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего варианта (способа) их обслуживания; – Познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения; – Разобраться в поведении своих коллег для оказания им (в случае возникновения такой необходимости) помощи и поддержки. Работникам контактной зоны необходимо знать (и умело применять в процессе трудовой деятельности) психологию сервиса, поскольку их деятельность характеризуется большим повседневным психологическим содержанием. На самом деле, успешное обслуживание во многом зависит от умения работника сервиса понять психико-индивидуальные особенности клиента и распознать его сиюминутное состояние и на этом построить тактику общения с заказчиком. Поэтому-то сегодня работники сервиса, особенно работники контактной зоны, обязаны знать психологию взаимоотношений с потребителями услуг не меньше, чем технологию оказания услуги или изготовления какого-либо изделия. Умение работников службы сервиса выбрать целесообразную стратегию поведения при обслуживании – одна из необходимых составляющих успеха бизнеса. Темы для изучения. 1 Психология как наука. Психические процессы, свойства и состояния. Личность. 2. Прием клиента и установление первоначального контакта. Приветствия и представления. Благоприятный психологический климат. Доверие клиента. Типы клиентов. Типологизации личности клиентов. Внутреннее состояние клиента. 3. Выявление потребностей клиента. Мотивы и потребности клиента. Методы диагностики состояния. Умение слушать. Конструирование вопросов. Основные аргументы и техники внушения. Методы презентации услуг. Приемы привлечения внимания. 4. Общение по телефону и через Интернет. Входящие звонки. Исходящие звонки.. Использование сотовой связи. Общение через Интернет. 5. Профессиональные стрессы в сервисной деятельности. Виды профессиональных стрессов. Синдром опустошения. Саморегуляция в условиях профессионального стресса. 6. Конфликты в сервисной деятельности. Понятие и функции конфликта. Уровни, виды и типы конфликтов. Причины конфликтов. Возникновение и развитие конфликтов. Решение конфликтов. Предотвращение конфликтов 7. Коммуникативная компетентность специалиста.. тактическое и стратегическое выстраивание отношений с участниками общения. Особенности коммуникативного процесса. Средства общения. Приемы влияния на людей. Самопрезентация. 8. Этика и психология сервисной деятельности.
Учет психологических особенностей отдельных типов клиентов, подбор индивидуальных методов работы с ними, несомненно, окажут положительную роль в процессе обслуживания и повысят эффективность работы предприятия сервиса.
3.1. Психологические аспекты сервиса Предметными областями психологии сервиса (составными элементами) являются: 1) личность работника сервиса, субъекта данного вида деятельности; 2) личность заказчика, объекта сервиса; 3) психология в процессе обслуживания.
Задачи психологии сервиса: · изучение психологических механизмов взаимодействия потребителей и работников сервиса с целью лучшего удовлетворения их потребностей; · изучение потребностей заказчиков, которыми они руководствуются при покупках; · изучение спроса на различные услуги в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей; · раскрытие психологических факторов организации процессов обслуживания; · изучение вопросов психологии восприятия (рекламы, моды); · рассмотрение психологических условий организации труда работников контактной зоны. Сервис услуг должен учитывать, что клиенты, оплачивающие услуги, обеспечивают стабильность и процветание фирмы. Важно не только качество услуги, но еще и способность обслужить клиента. Каждый клиент обладает индивидуальными психологическими особенностями, индивидуальным пониманием жизненных проблем и воспринимает услугу через призму личных характеристик. Однако, до сегодняшнего дня порочная практика ориентироваться на собственные интересы в ущерб интересам клиента продолжает жить и действовать. И чтобы стать настоящим профессионалом в сфере обслуживания, необходимо изучить методы, техники и психологические приемы, помогающие убедить клиента приобрести услугу. Приемы, позволяющие перевести покупателя из «потенциального» в «реального», не рождаются в сознании сами по себе. Их надо усвоить, освоить и модифицировать применительно к своей услуге, своему клиенту, своим личностным особенностям. И только когда приобретенные знания станут внутренними убеждениями, они будут восприниматься и действовать.
Сотрудник, ориентированный на интересы покупателя, находит к нему подход, приводит доводы, убедительные для каждого конкретного человека. Общение с настоящим профессионалом оставляет у клиента чувство непринужденной беседы, ощущение того, что к нему отнеслись с вниманием и пониманием, даже если он ничего не купил. Такой подход позволяет сохранить постоянных клиентов и привлечь новых, создает фирме привлекательный имидж, устойчивую деловую репутацию. Практики сталкиваются с тайнами человеческой психики на каждом шагу, поэтому минимум психологической грамотности и культуры сегодня необходим каждому специалисту. Содержательное знание о свойствах, особенностях внутреннего мира человека (себя и другого) возможно после освоения понятийного строя психологии.
Психология – наука, изучающая психику человека, закономерности ее проявления и развития. В переводе с греческого «психо» означает душа, а «логос» – наука. Выделяют три вида психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические (познавательные) процессы включают в свой состав ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, мышление, речь, чувства. Эти процессы у каждого человека индивидуальны. Так, любой из нас обладает различными видами ощущений. Но у одного наиболее развитыми оказываются слуховые ощущения, у другого – зрительные. Одни люди бурно выражают эмоции при оценке явлений окружающей действительности, другие – сдержанно. Психические состояния человека (бодрость, усталость, активность, пассивность, удовлетворенность, неудовлетворенность) характеризуют скорость протекания у него психических процессов и особенности присущих ему психических свойств. Эти состояния могут быть либо кратковременными, либо продолжительными. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности, направленность личности. В них проявляется социальная значимость человека, содержание его духовного (внутреннего) мира. В практической деятельности человека (обслуживающей и потребительской) присущие ему психические процессы, свойства и состояния проявляются в их взаимосвязи и взаимовлиянии. К примеру, ощущения «запускают в работу» внимание, представления и мышление; волевые усилия сопровождаются эмоциями и чувствами и т.д. Выделение какого-то одного психического явления из этой совокупности весьма условно и делается только в теоретических целях для лучшего понимания и усвоения материала. Психология сервиса
В сфере услуг общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску, и в настоящее время сложилась самостоятельная отрасль психологии – психология сервиса, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов.
Знание психологии сервиса поможет работникам понять поведение покупателей для выбора наилучшего варианта их обслуживания; познать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения; разобраться в поведении своих коллег для оказания им при необходимости помощи и поддержки.
Психологические знания важны и для новичков, и для лиц, которые уже давно работают в сервисе и считаются профессионалами. Не секрет, что в жизни каждого человека бывают не слишком светлые периоды (неудачи, конфликты, стрессы, переутомления и пр.). В этих случаях необходимо уметь справляться с этими состояниями. Это, прежде всего, выгодно экономически: вероятность выхода из строя специалиста, владеющего методами самодиагностики и приемами самовосстановления, гораздо меньше.
Рассмотрим тот минимум психологических способностей и знаний, которыми должны владеть работники сервиса:
1. Управленец в сервисе должен иметь высокий уровень креативности, так как сама по себе сервисная деятельность предполагает ее распространение в поисках новых ниш рынка, «конструирование» новых услуг. 2. Исполнитель в сервисе должен иметь такие способности, которые дают возможность выполнить огромное количество разнообразных задач, при условии, что у него достаточно «подручных полуспециализированных средств». 3. Все работники сервиса должны иметь высокий уровень коммуникативных способностей – умение за короткий срок установить диалоговый контакт и достигнуть достаточно конструктивного понимания для удовлетворения заказчика, невзирая на естественные барьеры (культурные, национальные, социально-психологические, гендерные и даже языковые). 4. Способность к экспресс-психодиагностике на основе природной наблюдательности (и навыков), что становится особенно важным в последние годы из-за резко возросшего количества психических заболеваний. Даже если клиент абсолютно психически здоров и не имеет злых намерений, работник сферы сервиса должен уметь быстро понять цель прихода клиента, его потребность, а также меры для удовлетворения его запроса. 5. Умение вести себя профессионально в конфликте и желательно быть миротворцем по природе или мировоззрению.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |