Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии




 

  Возможные «исходы» соответствия (несоответствия)
  человека и труда
Уровни самостоя- Согласование имеющихся Формирование потребных
тельности возможностей возможностей
человека в труде   Подбор Формирова- Создание
  Профотбор труда для ние ПВК средств
    человека человека труда
Самостоя- «Естествен- Самостоя- Профессио- Самостоя-
тельная ак- ный» отбор тельное про- нальное са- тельное улуч-
тивность без кадров фессионое моразвитие шение и ра-
помощи спе-   самоопреде- и самообра- ционализа-
циалиста   ление чело- зование ция условий
    века   и средств
        труда
Самостоя- Профотбор Профкон- Специально Специаль-
тельная ак- на научной сультация организован- ное проекти-
тивность в основе   ное профес- рование эр-
условиях оп-     сиональное гатических
тимального     образование систем (ин-
научного об-       женерная
служивания       психология)
Человек рас- Профотбор Профкон- Направлен- Проектиро-
сматривается как «отсев» сультация с ное «жест- вание эргати-
как неком- непригодных позиций кое» форми- ческих сис-
петентный и   «жесткого» рование тем как «вы-
пассивный   управления ПВК теснение»
    человече-   человека из
    ским факто-   этих систем
    ром    

но, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого обра­за жизни) может различаться у профессионалов с разной степе­нью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получае­мых «доходов»).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделени­
ем (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной
деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких
сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как
профессионал. Применительно к некоторым сферам, например к
психологии, можно заметить, что вся история психологии (и
философии) — это непрекращающиеся попытки понять, что же
такое «психика» и как, с помощью какого «метода» ее лучше ис­
следовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности.
Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не
просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но
прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой твор­
ческий потенциал и создает условия для развития этого потенци­
ала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный резуль­
тат труда — это не производимые товары, а «сам человек в его
общественных отношениях»).

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интерес­
но, что само слово «профессия» восходит к латинскому ргоГиеп —
«говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии ис­
конно скрыты события, являющиеся предметом и общей и соци­
альной психологии», — отмечает Е.А.Климов [10, с. 177—178].
Естественно, сама профессия меняется в зависимости от измене­
ния культурно-исторического контекста, и, к сожалению, воз­
можны ситуации, когда изначальный смысл профессии может су­
щественно извращаться. В частности, психология, по сути своей
ориентированная на развитие неповторимой личности человека,
может в определенные исторические периоды («темные эпохи»)
использоваться для откровенной манипуляции общественным со­
знанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии реше­
ния их проблем (особенно когда эти психологические проблемы
умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим
субъектом труда
(например, самим психологом). Это означает,
что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является
тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкрет-


ных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной си­стеме, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная прак­тическая сфера развиваются. Вероятно, подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сло­жившимся обстоятельствам (и социально-экономическим усло­виям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. А идеальным ва­риантом творческой самореализации в профессии является ситу­ация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства уме­ет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, так как нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

Назовем основные характеристики профессии:

1) это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие
исторического разделения труда);

2) это общественно полезная деятельность. Хотя четкого крите­
рия «полезности» не существует, но интуитивно даже простые
люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы,
а от какого — меньше. Правда, неопределенность общественной
полезности разных видов труда все-таки порождает спекуляцию
по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии
обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда чест­
ного труженика, а соответственно обосновывается, что и полу­
чать он должен намного больше (в десятки раз — пример совре-.
менной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений про-
фессиографии должен стать не столько традиционный анализ опе­
рационально-технологического содержания труда (этим неплохо за­
нимаются технологи на производстве), сколько обоснование более
справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологичес­
кого и культурологического анализа
(подробнее об этом см. в гл. 4);

 

3) это деятельность, предполагающая специальную подготовку
(заметим, что это именно современное понимание профессии,
хотя еще К. Маркс говорил о том, что «при развитой промыш­
ленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою про­
фессию»). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не при­
сваивается квалификация («ключевая квалификация», по Д. Мар-
тенсу), если работник не демонстрирует «способность адаптиро­
ваться к динамичному производству и к легкому переходу от од­
ного вида труда к другому») [6];

4) это деятельность, выполняемая за определенное вознагражде­
ние,
моральное и материальное, дающее человеку возможность
Не только удовлетворять свои насущные потребности и являюще­
еся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве тако­
го вознаграждения выступают в основном деньги);


5) это деятельность, дающая человеку определенный социальный
и общественный статус
(то, чем человек занимается, дело чело­
века, его работа — его главная «визитная карточка»);

6) наконец, можно вспомнить определение профессии, данное
еще в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность,
и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует
в жизни общества и которая служит ему главным источником ма­
териальных средств к существованию», но при условии, что эта,
деятельность «признается за профессию личным самосознанием!
данного лица» [цит. по: 12, с. 161]. Последнее обстоятельство позво­
ляет понять самую главную психологическую характеристику про­
фессии — отношение к данной работе как к своей профессии конк- ]
ретным работником. Заметим, что такое понимание профессии было
предложено С. М. Богословским задолго до Э. Фромма, который
позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не
воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать професси­ональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне до­вольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т. п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия «труд»,, «трудовые занятия» (оссираНоп), связанные с различными уров- | нями выполнения работы, и собственно понятие «профессия» (ргоГеззюп), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы [цит. по: 9, с. 46].

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия — это группа родственных специальностей (например, профессия — врач, специальность — врач-терапевт; профессия — учитель, специальность — учитель физкультуры).

Квалификация — это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, кате- ] гориях, и реальную квалификацию, т. е. тот уровень мастерства, ко­торый данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификациями, конкретного работника лежит в основе многих производственных 1 конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реаль- 1 ной квалификацией) ставят «по блату» на высокооплачиваемую I работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны дру- ] гих работников (если они, не обладая высокой квалификацией, | сами хотели бы оказаться на его месте), либо их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство соб­ственного достоинства).

Интересно, что А. К. Маркова [17, с. 31] выделяет близкое по­нятие — «профессиональную компетентность», понимаемую как


«индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне».

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фра­за «меня на должность поставили» нередко и переводится как «из меня начальника сделали»). Иногда должность совпадает с пони­манием квалификации (старший, младший сотрудник). Более рас­пространенное понимание должности — это любая фиксирован­ная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу «место работы и должность»).

Исходя из сказанного трудный для многих студентов-психоло­гов вопрос, «что такое "руководитель психологической службы" — профессия или должность?», получает простой ответ: «Это одно­временно и профессия (как особый, ограниченный вид труда), и должность (и у руководителя есть своя должностная инструкция)». К этому можно добавить, что это одновременно и специальность (так как речь идет о руководителе в сфере психологических услуг), и трудовой пост, и квалификация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.