КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образования
Сущность и основные стратегии профессионального Вопросы для самопроверки 1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника? 2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с про 3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального 4. Каковы основные правила остановки «болтливого собесед 5. Чем характеризуется «конфликтная личность бесконфликт 6. Что значит «управлять конфликтом»? 7. Назовите основные неконструктивные способы («уловки») 8. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к со Рекомендуемая литература Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, ,• •^ Дольник В. Р. Непослушное дитя природы: Беседы о человеке в компании псиц и зверей. — М., 1994. 3- Кабаченко Т. С. Психология управления: В 2 ч. — М., 1997. ЛвоноваА.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная : СовРеменное состояние и перспективы: Хрестоматия. — М.,
О. Я., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учи-; оогя 1у1астенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие нмнизации. — М., 1996.
7. Мельник И. Уловки споров. — М., 1991. 8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — 9. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / П<|
10. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявц 11. РолзД. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995. 12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной де 13. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992. 14. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Ба 15. Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. ш| 16. Хрестоматия по инженерной психологии/ Под ред. Б.А.Душкова.- М., 1991. ГЛАВА IX. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Собственно профессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которые осуществляются в школе и в семье в следующих направлениях: психологическая подготовка к труду и помощь молодому человеку в выборе профессии» [19, с. 218]. Само профессиональное обучение предполагает: • процесс и результат овладения обучающимися системой на . целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося (образование и осуществляется в ходе такого взаимодействия; важную роль играет пример труда самого учителя; • активную деятельность самого обучающегося по усвоению Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Примечательно, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 1992 г., который является нормативной основой и для профессионального образования, в статье 14 «общие требования к содержанию образования» определяются следующим образом: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориен-Тировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий Для ее самореализации; на развитие гражданского общества; На укрепление и совершенствование правового государства». Х- Вернике пишет, что «целью педагогического процесса явля- Ся Формирование личности, выработка таких мировоззренче- ких позиций, установок в отношении обучения и профессии, (г т°Рые обеспечат способность и готовность выпускника вуза как "Дущего представителя интеллигенции к высоким и наивысшим достижениям для общества». При этом «главным показателем дд стижения этой цели педагогического процесса в вузе служит мостоятельность учения» [цит. по: 31, с. 23]. Определяя перспективы совершенствования профессиональнс образования, А. А. Вербицкий отмечает, что «преодоление к зиса культуры и образования предполагает разработку новой радигмы — парадигмы психологии образования», «превращен» образования из социального института, потребляющего культ ру, в институт по ее обогащению и расширенному воспроизвел ству» [26, с. 16]. Средствами профессионального образования, по мнению А. К. ковой, могут быть разные психолого-педагогические стратегии [т же, с. 225]. Стратегия развития и доразвития нужных психологических к§ честв, доведение их до желательного уровня — соотносится с. ятельностно-ориентированными и личностно-ориентированнв педагогическими подходами. Стратегия жесткого формирования, обучения четкому сое трудовых действий в строго определенном порядке — соотнося ся с алгоритмизированными педагогическими технологиями. Стратегия мягкого формирования как обучение широкому спек ру трудовых действий с возможностью их варьирования и инди дуализации — соотносится с программированным обучением. Стратегия коррекции — перестраивание неправильно слоа шихся трудовых умений и качеств будущего специалиста. К это» можно добавить и компенсацию недостающих качеств др> качествами, которые надо еще обнаружить у конкретного обу ющегося. Все это должно соотноситься с индивидуально-вар» тивным обучением. Стратегия развития личности профессионала. Нравствен! ядро — это основа личности профессионала, а формируется нравственное ядро в ходе целенаправленного воспитания. Рассуждая о перспективах развития образования в XXI в., О. < ша, ссылаясь на разных авторов, пишет о смене взглядов на ' и профессиональное образование. Например, согласно П. Пас! релле «необходимо преодолеть негативную, узкую утилита?* экономическую точку зрения на работу», когда «результатом; боты людей ради денег... оказывается психологическое отвраи ние к работе». При этом «состоявшиеся работники» всегда на дятся в процессе развития ценностей личностного роста и мс вированы к труду скорее внутренними, чем внешними стиму! ми» [цит. по: 30, с. 77]. Согласно М. Фергюссон «новая парадигма глобальных изме! ний определяется изменением природы человеческого труда», «люди ждут от своей работы большего смысла и приглашен* творчеству» [там же, с. 77]. К сожалению, в современном мире реально доминируют совсем иные «парадигмы». Рассматривая «рыночную ориентацию» С«рыночную личность»), Э. Фромм пишет о том, что такой («рыночный») тип мышления «имеет глубокое влияние на нашу систему образования». «От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка, — отмечает Э. Фромм. — Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению, как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость, — вот побудительный мотив получения более широкого образования». Глобальная проблема профессионального образования выражается в вопросе: какой субъект труда нужен производству? Либо это гармоничный человек, интересы которого выходят за рамки его работы, инициативный, творческий, сомневающийся, стремящийся что-то преобразовать работник (по А.В.Луначарскому, Н. К. Крупской). Либо это, наоборот, послушный, «не высовывающийся», «знающий свое место», умеющий молчать, а иногда и вообще отключающий свое мышление специалист. Проблема осложняется тем, что современный труд — это часто коллективный труд. Поэтому говорят даже о «коллективном субъекте труда», где конкретный работник — это лишь элемент коллектива, имеющий свою определенную функцию. Еще К. Маркс говорил о том, что труд — это «комбинация работ», именно поэтому он и носит «общественный» характер. Поэтому в определенном смысле многие работники часто являются «проводниками» воли начальника. Например многие высшие чиновники и руководители государства с телеэкранов часто заявляют: «ведь Президент мне доверил, как я могу с ним спорить». Кроме того, для построения «успешной карьеры» нередко надо и унижаться и держать свое мнение при себе. Значит, и этому тоже надо обучать в профессиональных учебных заведениях (или на различных курсах повышения квалификации для ориентированных на «карьеру» сотрудников и начальничков)? Получается, что не правы были Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, К. Д. Ушинский со своими идеями гармоничного, творческого, свободного труда... Сама жизнь во многом опровергает их красивые и благородные построения... Неужели смысл профессиональ-н°го образования сводится лишь к формированию «мастеров» и *Умельцев» различных профессиональных «карьер», не связанных с подлинной самореализацией, творчеством и достоинством в тРУде? Обозначенный вопрос не так прост, как иногда кажется. Один з вариантов разрешения этой проблемы: каждый конкретный УДент (или специалист) сам определяет для себя степень сво- боды и творчества, но не все единообразно и поголовно, как известно, всем «стадом» в свободу и творчество не войдег Быть может, именно с этого и начинается подлинное достой! ство сначала обучающегося школьника, затем — студента и потом — работающего специалиста. Обозначая сущность профе сионального образования, А. К. Маркова говорит о формиров нии на основе научных знаний, умений и навыков личности фессионала. В решении обозначенной выше проблемы возможна и иь логика размышлений. Сначала необходимо освоить уже имеющий! опыт по данной профессии, а затем — выходить на творчес* уровень, на формирование индивидуального стиля трудовой де тельности. При этом свой стиль труда должен, прежде всего, обе| печивать выполнение поставленных производственных задач,* лишь в перспективе возможно переосмысление самим работн| ком самих целей и задач труда... Таким образом, профессиональное самоопределение (в тс числе, и на уровне профессиональной подготовки) — это всег индивидуально-личностный процесс. Учитель, преподаватель щ фессионального учебного заведения — это лишь помощники,! иногда и «провокаторы», инициирующий активность обучающЦ гося в этом направлении.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |