Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. Требования к компетентности




Требования к компетентности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 4

ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

· знать и уметь обосновать сущность личностно ориентированного подхода в современной педагогике, уметь оценить его значение для эффективного развития личности и общества;

· знать основные принципы и способы реализации личностно ориентированного подхода в образовательной практике, уметь анализировать педагогическую реальность с позиции личностно ориентированного подхода;

· знать основные требования к организации личностно ориентированного урока, уметь ими пользоваться при его анализе и решении педагогических задач;

· иметь представление о современных личностно ориентированных педагогических технологиях, уметь конкретизировать их примерами из школьной практики.

Основная литература

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М.: Педобщество России. – 1999. – С. 114–117.

2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М.: Владос, 1999. – Кн.2. – С. 52-55.

3. Прокопьев, И.И. Педагогика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 422–429, 433–449.

4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 185–213.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С 227–291.

 

Дополнительная литература

1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 1998.

2. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Воронеж, 1996.

3. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 91–97.

5. Казимирская, И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике/ И.И. Казимирская, А.В.Торхова. –Минск:Бестпринт, 2004. – С.85–94.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – С. 137–218, Т.2. – С. 106–135.

7. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб; Питер, 2001. – С. 81–87.

 

Что такое личностно ориентированный подход в педагогике?

Подход (философ.) – ориентация человека в познавательной или преобразовательной деятельности.

Подход включает в себя три компонента:

 

1. основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования; 2. принципы как основные идеи, нормативные требования к осуществляемой деятельности; 3. способы (приемы, методы, технологии) построения процесса познания или преобразования;

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов деятельности обеспечить и поддержать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Сущность личностно ориентированного подхода отражается в следующих аспектах:

· личностно ориентированный подход является ориентацией в педагогической деятельности;

· он представляет комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов осуществления педагогической деятельности;

· цель реализации личностно ориентированного подхода в образовании – содействие развитию индивидуальности учащегося.

Теория и практика реализации личностно ориентированного подхода имеет разные названия: гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е гг. XX в.), педагогика сотрудничества (СССР, 80-е гг. XX в.)

Общие акценты гуманистических подходов к образованию:

 

Акцент Практическое значение
1) Чувства Школа придает намного большее значение развитию чувств и мышления и меньше – получению информации.
2) Я-концепция Одна из наиболее важных целей образования – развитие у детей позитивной Я-концепции.
3) Коммуникация Учителя уделяют особое внимание развитию человеческих отношений и откровенной межличностной коммуникации.
4) Личные ценности Школа признает важность личных ценностей и старается облегчить формирование позитивных ценностей.

Чем отличается личностно ориентированный подход в педагогике от традиционного?

Выбор первого связан с желанием педагога содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного.

 

Основные понятия личностно ориентированного подхода:

 

· Индивидуальность – конкретный человек с присущими только ему биологическими и личностными свойствами; то особенное в человеке, что придает ему своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения.

· Личность – социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения.

· Самоактуализирующаяся личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

· Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

· Субъектность качество отдельного человека или группы, отражающее высокую степень активности и свободу в выборе и осуществлении деятельности.

· Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных, эмоциональных чертах и качествах (самосознание), на основе которых он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми. Я-концепция формируется в процессе социализации и воспитания.

· Выбор – возможность для человека или группы избрать из некоторой совокупности предпочтительный вариант для проявления своей активности.

· Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, учебой, жизненным и профессиональным продвижением.

Принципы построения личностно ориентированного педагогического процесса:

· принцип «развивающей помощи» состоит в том, чтобы не указывать ребенку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам выбирал, принимал решения и отвечал за них. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе целей, содержания, методов работы, ценностей и поведения. Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) самостоятельную деятельность ученика;

· принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к своим результатам обучения;

· принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, суть которого в предоставлении учащимся права выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие.

· принцип продуктивности обучения, предполагающий, что создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих продуктов, отличающихся от общепризнанных образцов, является ценностью образовательного процесса.

· принцип ситуативности обучения, предполагающий построение процесса обучения как последовательности ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами.

· принцип образовательной рефлексии, который предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают результаты, обнаруживают затруднения и проблемы.

Основные способы педагогической деятельности при личностно ориентированном подходе – это диалог, ситуация успеха, ситуации индивидуального и коллективного выбора, методы диагностики и самодиагностики, игровые, рефлексивные методы и приемы, отвечающие таким требованиям, как:

· диалогичность,

· деятельностно-творческий характер,

· направленность на поддержку индивидуального развития ребенка.

Примерами личностно ориентированных технологий обучения и воспитания являются: педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, проектное обучение, технология «французских мастерских», Дальтон-технология и др.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дополните предложение:

 

Личностно ориентированный подход – это методологическая в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на взаимосвязанных …, …, … обеспечить и поддержать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка, развитие его ….

 

Слова для справок: система, понятия, идеи, способы деятельности, ориентация, индивидуальность.

 

2. Закончите предложения:

 

А. Личностно ориентированный подход складывается из трех компонентов:…………………………………………………………………….

Б. К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:……………………………………………………………..

В. Принципами личностно ориентированного подхода являются…………...

 

3. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

· В чем принципиальное отличие личностно ориентированного подхода в педагогике от традиционного?

· Каковы основные принципы реализации личностно ориентированного подхода в современном образовании?

· Какие образовательные технологии относятся к личностно ориентированным?

· Почему использование личностно ориентированных образовательных технологий очень важно для учащихся с особенностями психофизического развития?

· Почему личностно ориентированное образование, несмотря на его эффективность, остается недостаточно востребованными в современной массовой школе?

 

Контрольные задания

1.Выберите 10 глаголов, в большей мере характеризующих личностно-ориентированный подход в педагогике и поясните свой выбор:

 

Запрещать, управлять, предоставлять свободу выбора, принуждать, принимать, соуправлять, ограничивать, организовывать, убеждать, направлять, любить ребенка, хвалить, понимать, развивать, помогать, учить, требовать, командовать, разрешать, сострадать, прощать.

2. Решите педагогическую задачу:

Ключевым понятием гуманистической педагогики является самоценность. Чувство самоценности означает эмоционально-когнитивное отношение человека к самому себе, а проявляется оно в радости от самих себя, уверенности в себе, знании о себе чего-то особенного. На примере своего школьного опыта покажите, какие педагогические условия укрепляли в вас чувство самоценности, а какие – подрывали веру в себя. На этой основе сформулируйте свое педагогическое кредо во взаимоотношениях с учащимися.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.