КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система непрерывного образования и воспитания
Принципы o приоритетность образования; o обязательность общего базового образования; o доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования; o преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования; o национально-культурная основа образования; o приоритетность общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; o научность; o экологическая направленность образования; o демократический характер управления образованием; o светский характер образования (житейское).
в Республике Беларусь
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО БРАЗОВАНИЯ: 1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. 2. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе осуществляется подготовка специалистов в течении 4-6 лет. Однако, полученные ими знания устаревают в течении 3-5 лет. В условиях быстрого старения знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной подготовки. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки является формирование у специалистов аутодидактических умений (умений учить самогосебя) и потребности в постоянном самообразовании. 3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации. 4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и факультативных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индиви дуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия. 5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом. 6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения как средства предъявления информации и т.п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности. 7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Так, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965 — 1980 г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15 —25 % и несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитуюэкономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран. 8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях. 9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности. 10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т. п. Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах — в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции. Задания для самостоятельной работы 1. Каковы позитивные и негативные тенденции функционирования современной системы образования Республики Беларусь? 2. Какие преобразования нужно осуществить в системе образования, чтобы повысить качество обучения и воспитания? 3. Почему в современных условиях актуальна проблема непрерывного образования и как она решается в национальной системе образования Республики Беларусь? Деловая игра “ Если бы я был директором школы...”: Предложите Вашу модель будущей общеобразовательной школы, пользуясь следующим примерным планом: 1. Основные задачи школы. 2. Структура школы. 3. Содержание обучения и воспитания. 4. Организация учебно-воспитательного процесса. 5. Педагогические кадры. Контрольные задания 1. Допишите основные направления развития современной системы образования: – направленность на ценности национальной и мировой культуры; – …; – …; – …. 2. Допишите позитивные тенденции и особенности развития национальной системы образования: – значительное обновление и разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам; – разработка и внедрение в вузы и школы систем обеспечения и управления качеством образования; – использование школами и вузами дополнительных источников финансирования; – …; – …; – …; – …. 3. Вставьте пропущенные словосочетания: Целевыми установками новой парадигмы образования выступают – разработка и реализация … содержания обучения, способствующего не только усвоению обучающимися «готовых» знаний, но и … и…, формированию у них готовности к постоянному … …; – создание и внедрение … технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в … деятельности. 4. Дайте определение образованию в соответствии с Законом об образовании Республики Беларусь. Под образованием понимается процесс … и … в интересах …, …, …, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в …, …, …, … развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. 5. Вставьте пропущенные слова: Образование подразделяется на … и …. Основное образование имеет следующие уровни: – дошкольное образование, – общее базовое образование (… кл.), – …, – …, – …, – …, – послевузовское образование. 6. Раскройте сущность основных направлений государственной образовательной политики в Республике Беларусь. Обработайте полученные результаты (педагогический очерк, схема, таблица и т.д.). 7. Известный российский ученый-педагог А. Бим-Бад считает, что «нашей стране жизненно необходима школа, в которой бы преподавалась наука и искусство побеждать в жизни, не нанося при этом урона себе, другим, природе, человеку». Какой должна быть школа, способная научить человека побеждать в жизни, не нанося ущерба другим? Заложена ли в Законе об образовании Республики Беларусь такая идея? В каких позициях Закона она прописана? 8. Обозначьте свою позицию. Þ Правомерно ли утверждать, что с исчезновением школы как социального института исчезнет образование как функция жизни. Аргументируйте свою точку зрения.
Þ Познакомьтесь с прогнозами развития школы как социального института профессора парижской Нормальной школы, сотрудницы Национального института педагогических исследований Франции Ф. Ванискотт.Согласны ли вы с такими прогнозами развития школы? Определите свою позицию относительно приведенных сценариев. Сценарий № 1 Школа, которая учит. Можно предположить, что школа вновь станет учреждением, главная задача которого – вести как можно большее число учащихся к прочному овладению базовыми знаниями. Функции социализации детей и развития их эмоциональной сферы останутся за семьей, церковью, учреждениями культуры и здравоохранения, с которыми школа будет развивать тесные партнерские отношения. Сценарий № 2 Селекционная школа. Школа будет построена на принципе жестокой дифференциации. Главное внимание она станет уделять тем учащимся, которые способны усваивать наиболее сложный учебный материал. Такая модель школы в определенной мере напоминает частное предприятие, главная цель которого – выпуск конкурентоспособной продукции. Сценарий № 3 Школа в социокультурной системе. Школа будет стремиться установить оптимальное диалектическое соотношение между обучением и воспитанием в наиболее широком смысле этого слова, обеспечит должное эмоциональное развитие каждого учащегося. Это потребуется значительного изменения статуса школы в обществе и установления ее принципиально иных отношений с другими социальными институтами. Сценарий № 4 Технологическая школа. В результате использования не только современных новейших, но и будущих технических средств, коренным образом измениться сам процесс обучения. Он будет протекать не столько в школе, сколько у домашнего телеэкрана и в учебных центрах, обладающих огромными банками данных. Кардинально измениться роль учителя, да и само понятие «школа» станет очень условным. Сценарий № 5 Дифференцированная школа. Данный сценарий исходит из того, что в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе ведется систематическое наблюдение за каждым учащимся, функционирует эффективная система ориентации, и таким образом открываются широкие возможности выбора различных направлений учебы, что исключает как жесткую принудительную селекцию, так и нездоровую конкуренцию между учащимися. Каждый из них с помощью тьютора составляет свой индивидуальный учебный план, в котором представлен обязательный объем базовых учебных знаний. Тьютор — методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав при определенных системах обучения, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы обучения. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 272 с. (С.21-22)
9. Вставьте пропущенные слова, определяя содержание понятия современное мировое образовательное пространство. Современное мировое образовательное пространство - это формирующийся единый социальный организм, в котором объединяются ……… ………. ……… разного ……. и уровня, значительно различающиеся по философским и …….. традициям, уровню ………и задач, своему качественному состоянию.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |