Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания





Виды внимания и их сравнительные характеристики

Тема 2.2. Познавательная сфера личности

Тема. Внимание

Задание №1: Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника Л.Д.Столяренко Психология.

 

Таблица №1

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
непроизвольное      
произвольное      
послепроизволь-ное      

Таблица №2

Сила Широта Динамичность  
концентрация интенсивность объем распределение устойчи-вость переключе-ние Колеба-ние  
               

 

Задание №2: Тест по теме: «Внимание»

Инструкция: Отметьте верный вариант ответа.

 

1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

А. рефлексия

Б. восприятие

В. внимание

Г. память.

2. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

А. Бехтеревым

Б. Сеченовым

В. Павловым

Г. Ухтомским.

 

3. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

А. ведущий анализатор

Б. предмет отражения

В. форма существования материи

Г. характер связи с практикой.

4. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

А. непроизвольным

Б. произвольным

В. послепроизвольным

Г. зрительным.

5. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А. новизна раздражителя

Б. неожиданность раздражителя

В. интерес человека

Г. усталость человека.

6. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

А. концентрация

Б. распределение

В. устойчивость

Г. избирательность

7. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

А. объем

Б. концентрация

В. распределение

Г. переключение

8. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

А. непроизвольного

Б. произвольного

В. послепроизвольного

Г. опосредованного

 

Задание №3: Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания и возникновения непроизвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

 

1. Непроизвольное внимание А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Произвольное внимание Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполнения деятельности



Д. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Е. Активная умственная работа.

Ж. Необычность раздражителя.

З. Наличие косвенных интересов.

И. Привычные условия работы.

 

1-………………………………………,

2-………………………………………

 

Задание №4. Решите психологические задачи.

 

1. На практических занятиях преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

_______________________________________________________________

 

2. Во время экзаменационной сессии студент готовиться к экзамену по предмету, для него неинтересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

_____________________________________________________________

 

3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Дополните рекомендации по развитию внимания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

 

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

 

1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.

2. Организуйте рабочее место предварительно.

3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.

5. ________________________________________________________

6. ________________________________________________________.

7. ________________________________________________________.

 

 

Тема. Ощущения и восприятия.Сенсорно-перцептивная организация личности.

Таблица № 3. Возникновение ощущений.

 

 

Задание № 1: Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого. ______________________________

2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

____________________________________________________

3. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?

____________________________________________________

4. Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

____________________________________________________

5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов.

____________________________________________________

6. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

 

 

 

 

Задание № 2: Соотнесите особенности, которые характерны для ощущения и восприятия.

1. Ощущения. А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

2. Восприятия. Б. Это отражение отдельных свойств предметов.

В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

Г. Эта способность дана с рождения.

Д. Этот процесс связан с мышлением.

Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

1 - ………………………………, 2 - ………………………..

 

 

Задание № 3: Тест на тему «Ощущения и восприятия»

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание:

А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

2. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

А. нижний абсолютный

Б. дифференциальный

В. временный

Г верхний абсолютный.

3. Энтероцептивные, интероцепритвные, пропеоцептивные ощущения классифицируются по:

А. месту расположения рецепторов

Б. по контакту с раздражителем

В. по модальности

Г. по генетическому принципу.

4. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

А. нижний абсолютный

Б. дифференциальный

В. временный

Г верхний абсолютный.

5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

А. депривация

Б. дереализация

В. девальвация

Г. деавтоматизация.

 

 

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

А. синестезия

Б. сенсибилизация

В. адаптация

Г. аккомодация.

7. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

А. транспозиции

Б. фигуры и фона

В. константности

Г. прегнантности.

8. Форма целостного, наглядно-образного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

9. Целостность, константность, осмысленность – это:

А. виды восприятия

Б. свойства восприятия

В. особенности восприятия

Г. функции восприятия.

10. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта:

А. при опосредованном взаимодействии субъекта с этим объектом

Б. при отсутствии воспринимаемого предмета

В. при непосредственном взаимодействии с объектом

Г. при отсутствии взаимодействия.

Задание № 4: Методика «Изучение зрительной адаптации в темноте».

Для изучения зрительной адаптации в темноте нужно войти в темную комнату и включить секундомер. Как только начнете «видеть в темноте», т.е. различать контуры предметов в этом помещении, выключите секундомер. Запишите время, потребовавшееся для адаптации в темноте вашего зрения, т.е. для повышения зрительной чувствительности.

 





Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.