Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть против смерти




Вполне правомерно полагать, что власть неизбежно связана со смертью, над которой она стремится господствовать. Власть или господство реализуются вопреки идее смерти. И невольно за­даешься вопросом: не означает ли факт существования власти по­беду над смертью? Власть выражает сознание, освободившееся от господства смерти, ее торжества.

Власть над людьми, или, говоря иначе, власть над другим, яв­ляется вовсе не симметричным отношением, ибо в ее основе ле­жит иерархическое неравенство. Это отношение утверждается, согласно Гегелю, через разрешение конфликта по поводу призна­ния власти. Власть, господствуя над смертью, становясь выше жизни, формирует сознание господства. Господствующий над

 

смертью — это Я, а другой — это раб. И диалектика отношения господин—раб как продукт покоренной смерти и смерти, прези­раемой в риске, обнаруживает схожесть с отношением между вла­стью и смертью. Гегель объясняет власть над собой и духовное господство «способностью смотреть в лицо негативному, пребы­вать в нем». «Это пребывание и есть та волшебная сила, которая обращает негативное в бытие»43.

Своеобразной пружиной власти над другим является власть над собой. А власть над собой является властью над смертью. Это прочно вошло в европейскую философскую традицию. Еще древ­негреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) утверждал: «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Идеаль­ное душевное состояние, к которому, согласно Эпикуру, должен стремиться человек, его сторонники называли атараксией (бук­вально — отсутствие волнений, невозмутимость). Атараксия дос­тигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслажде­ниях, самоустранением от общества и государственных дел.

Таким образом, власть над другим и над собой достигается в преследовании смерти, что достигается способностью к суждению (Эпикур) и рассмотрением смерти как покоренной (Гегель).

На известной дистанции от смерти находится и социальная власть. Власть как важнейшее проявление жизни устанавливает свои нормы, истины, которые позволяют преодолеть смерть и обеспечить выживание общества. Именно с помощью власти люди осуществляют действия, направленные на обновление жиз­ни и преодоление смерти.

Приходится признавать, что смерть является частью генети­ческой программы человека. «Именно привычка к жизни влечет за собой смерть, или — если выразиться абстрактно — и есть сама смерть», - утверждал Гегель44. Однако бесспорным является и то, что научная практика, власть над вещами, господство над приро­дой уменьшают вызов смерти, ее силу над людьми. Власть, гово-

43 Гегель Г. Сочинения. М., 1959. Т. IV. С. 17.

44 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 204.

 

рил М. Вебер, дает нам шанс для победы воли человека над смер­тью. С этой точщ зрения власть представляет собой средство борьбы за жизнь и ее продолжение. Всякое общество или соци­альная совокупность представляют и олицетворяют собой своеоб­разное стремление к бессмертию. И потому власть имеет предназ­начение поддерживать индивидов и группы индивидов в их борь­бе со смертью. Власть борется вместе с человеком за жизнь и бессмертие жизни.

Таким образом, власть, будучи динамичной, вездесущей, мно­гообразной и комплексной структурой, представляет собой меха­низм созидания, равновесия и жизни, а иногда и стратегию смерти. Вместе с тем власть предполагает желание господства. И это гос­подство, как было показано выше, осуществляется одновременно над другими людьми и над собственными душевными силами. Как отмечается в политической литературе, власть нельзя понять без зачастую скрываемого отношения ИЫйо йоттатИ, которое, вероят­но, можно рассматривать как своеобразную пружину или основа­ние политического действия и политической власти. Красноречиво писал об этом М. Вебер: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»45.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.