КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ненасильственные способы осуществления власти
К числу мягких, или нежестких, способов осуществления власти относят: авторитет, убеждение, обольщение, манипуляцию. Рассмотрим их несколько подробнее. Авторитет является социальным феноменом, выражающим способ совместного проживания людей. Как известно, функционирование общества не является актом индивидуальных решений. Оно всегда является итогом коллективного творчества. И потому общество оснащает себя функциональными и официальными авторитетами во всех областях диверсифицированного действия. При этом одному или нескольким лицам авторитет придается для того, чтобы командовать людьми.- Такой авторитет приобретает политический характер. В то же время нужно со всей определенностью подчеркнуть, что политический авторитет не следует путать с командованием, властью или правящей функцией. Политический авторитет связан с функцией власти, но он значительно шире ее. Что же понимается в политической науке под авторитетом? Различают два подхода в интерпретации понятия авторитета. Авторитет в широком и классическом смысле слова относится к системе власти или к социальной организации, которую люди, входящие в нее, считают легитимной. В таком подходе понятие авторитета используется не для обозначения способа правления, а для указания на то, что существует особая позиция среди индивидов по поводу субординации, которой они подчиняются. Авторитет поэтому становится универсальным феноменом, присущим организованному обществу и включающим различные типы отношений. М Вебер наилучшим образом выразил эту концепцию, предложив типологию традиционной, харизматической и легаль- 62 См.: Антонович И.И. Современный капитализм: социодинамика власти. М., 1990. С. 13.
48'
4 Заказ 125
но-рациональной систем авторитета, которые он рассматривал как «системы господства». В западной юридической и политической философии используется и более узкий подход к понятию авторитета, в основе которого лежат теоретические воззрения по вопросам возникновения и специфики современного государства. Понятие авторитета в таком подходе используется для выявления специфической природы отношений между управляющими и управляемыми. Достаточно полно такой подход отражает вывод X. Арендт: «Если необходимо определить авторитет, то необходимо его противопоставить одновременно принуждению, осуществляемому при помощи силы, и убеждению, осуществляемому при помощи определенных аргументов»63. Важно подчеркнуть, что с помощью авторитета осуществляется контроль над действиями людей, а также согласование их действий. ГХарактер подчинения авторитету бывает весьма различным. Было бы неверно отрицать полностью наличие связи авторитета с подчинением. Однако это подчинение, как правило, не связано с физическим насилием. Склоняются перед авторитетом вовсе не благодаря насилию или принуждению. Ему внемлют потому, что он основан на престиже, на убежденности управляемых в легитимности авторитета. Авторитет всегда выступает в качестве определенного социального порядка. Как отмечает X. Арендт, ни в силе, ни в аргументах авторитет не нуждается. Как афоризм звучит вывод X. Арендт: «Там, где используются аргументы, авторитет остается в стороне»64. Авторитет, как правило, коренится в прошлом. В нем содержится идея исторического постоянства. Он неразрывно связан с властью, являясь ее структурной основой. Он может быть усилен. Это имеет место в том случае, когда следование ему сопровождается позитивными санкциями или вознаграждениями. Как отмечает совершенно справедливо X. Арендт, авторитет может поддерживаться только при помощи уважения. Помимо принуждения и страха, власть широко использует такие средства, как убеждение и обольщение. Под убеждением в по- 63 БюПюппаке <к 1а репзёе ро1Шяие. Ноттез е1 Шез. Р., 1989. Р. 46-47. мАгепс1(Н. Ьа спзе бе 1а сиКиге. Р., 1991. Р. 123.
литической науке понимают воздействие на чувственное восприятие субъектов, с тем чтобы добиться от них действий, которые соответствуют требованиям властей. Для обольщения используются разного рода обещания и аргументы для получения, без какого бы то ни было применения силы, согласия с проводимой в стране политикой. При этом власть оперирует как рациональными, так и иррациональными аргументами, обращенными к чувственному миру людей. Важным средством властвования является манипуляция, представляющая собой целую систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с помощью средств массовой коммуникации с целью подчинения этих людей власти. Один из ведущих французских социологов Ф. Бро следующим образом характеризует феномен манипуляции: «Манипуляция представляет собой вариант убеждения, который характеризуется скрытностью. А влияет на Б без его ведома, ориентируя его на желаемое для А поведение, о чем сам Б не знает. Манипуляция общественным сознанием может приобретать форму кампаний, слухов, источник которых неизвестен. Моральная оценка манипуляции заключается в том, что субъект, подверженный манипуляции, предстает как жертва незаконного процесса»65. Феномены авторитета, убеждения, обольщения и манипуляции позволяют осмыслить тот факт, что власть являет собой нередко комплексную, неуловимую, а подчас и непредсказуемую реальность. И в этой реальности особая роль принадлежит организации и действию. Более того, власть обозначает и выражает организованное действие как результат стратегии, которой она руководствуется. Понимая под действием проведение изменений мира и общества, можно утверждать, что эти изменения предполагают наличие определенной воли, причем воли политической. И потому власть и действие являются родственными, скажем так, понятиями. Действие в ответ на развитие ситуации структурирует вЛасть, основой которой оно является. Действовать — это значит вносить спасительное обновление в жизнь общества, предохраняя и избавляя людей и общество в целом от смерти. «Предоставленные 65 ВгаийР. 5осю1оЕ1е ро!Шяие. Р., 1992. Р. 35-36.
самим себе, — пишет X. Арендт, — дела людей могут только подчиняться закону смерти, как самому надежному закону, действующему между рождением и смертью... Жизнь человека, устремленного к смерти, вела бы неизбежно к руинам, разрушению всего того, что является человеческим, не обладала бы способностью прервать такой курс и начать все вновь, а эта способность неразрывно связана с действием»66. Действие немыслимо без организации, которая придает всем отношениям единство и комплексность. Организованное человеческое действие как серия рациональных актов, позволяющих достижение поставленных целей, неотделимо от осуществления власти. Таким образом, целью власти является вовсе не уничтожение соперничающих индивидов и групп, а стремление добиться от них желаемого для власти поведения. А это достигается, как было выше показано, целым набором средств.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |