КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сила и принуждениеСилу можно рассматривать как свидетельство агрессивности власти. А физическая сила нередко соседствует с жестокостью. А как она соотносится с властью? «Самый сильный, — отмечал Ж.-Ж. Руссо, - никогда не бывает настолько сильным, чтобы всегда быть хозяином положения, если он не преобразует свою силу в право, а подчинение ему — в долг»56. В такой трактовке сила близка к физической власти, для которой не существует ни морали, ни долга. Но вместе с тем сила выражает собой суверенную и основополагающую энергию, занимая как бы промежуточное положение между правом и насилием. Связанная с принуждением сила несет в себе черты жестокости, насилия и террора. «Силой, — утверждала религиозный философ Симона Вейль (1909—1943), — является то, что принуждает 55 Вебер М. Указ. соч. С. 651. 56 Коиззеаи /.- /. Би Соп1га1 $ос1а1. Р., 1966. Р. 56.
кого-либо подчиняться вещи. Когда она доходит до конца, она превращает человека в вещь в буквальном смысле этого слова, так как превращает его в труп»57. Нужно сказать, что сила может взывать и к власти права, к духовной динамике взаимоотношений человека и общества. На этом пути известны два подхода. Философскую традицию сторонников всемогущего права характеризует обращение к силе без оглядки на справедливость. Такой подход мы встречаем в рассуждениях Калликла в произведении Платона «Горгий», что, в общем-то, чуждо самому праву. Второй подход связан с силой как принципом действия, которое формирует легитимность. В этой связи видный французский политолог Жюльен Френ использует понятие механической силы, которая способна изменить состояние покоя или движения массы. И эта сила способна, по мнению Ж. Френа, приобретать выражение равновесия или суверенитета. В то же время она может быть и выражением потрясения, жестокости и насилия. Сила означает в таком подходе и господство, будучи основным средством политики. «Мы называем силой, — утверждает Ж. Френ, - совокупность средств давления, принуждения, разрушения и строительства, которую политическая воля и разум... приводят в действие, чтобы сдержать другие силы»58. Сила может взывать к принуждению, которое, в свою очередь, может осуществляться как на основе права, так и вопреки ему. Принуждение, как правило, применяется во имя утверждения определенного порядка, предполагая подчинение индивидов и групп некоему общему (публичному) порядку. Сила, насилие, принуждение неизбежно порождают страх в обществе, который, как отмечал Ш. Монтескье, побеждает мужество. Нет необходимости доказывать, что страх — основа существования деспотических политических режимов. Иногда силу определяют как совокупность средств, позволяющих осуществление власти вопреки возможному сопротивлению. Триумф политической воли всегда связан с социальным неравенством. Видный французский социолог и социальный антрополог Жорж Баландье утверждает следующее: «Власть — какой бы
функциональной она ни была — вносит асимметрию в область общественных отношений. Если бы последние покоились на почве совершенной взаимности, общественное равновесие было бы автоматическим и власть была бы обречена на захирение. Но дело обстоит не так; и совершенно гомогенное общество, где взаимные отношения между индивидами и группами исключали бы всякую противоположность и всякий разрыв, кажется невозможным. Власть усиливается вместе с усилением неравенств, которые являются условием ее проявления на том же самом основании, на каком она является условием их поддержания в действующем состоянии»59. Сила, предполагающая асимметрию, должна учитывать наличие неравного обмена между людьми, их способность к определенным маневрам и осуществлению определенных стратегий. И потому власть в условиях асимметричных социальных отношений должна позволять определенную свободу соперничества и стратегий различных, в том числе и оппозиционных, сил. Сила отражает и предполагает определенную иерархию как выражение социального неравенства и асимметрии власти. Сила своим действием или угрозой действия устанавливает определенный порядок, в котором интегрируются разнообразные элементы общества, авторитет и влияние которых далеко не одинаковы. И этот порядок играет существенную роль в проблематике власти. Насилие, сила, принуждение связаны с командованием, осуществляемым при помощи санкций. Факт командования получает свое выражение в приказе, который можно рассматривать как проявление воли обладателя власти по осуществлению к какому-то действию. Как было уже отмечено выше, командование предполагает интериоризацию подчиненными предписаний власти. В поле политики командование неразрывно связано с наличием специализированного аппарата и его структурированной организации. Власть и командование настолько близки друг другу, что некоторые авторы рассматривают командование как власть в чистом виде. Так, французский социолог и экономист Бертран де Жувенель (1903-1987) утверждает: «Я буду понимать под властью в чистом виде командование, существующее в себе и для себя»60.
57 ШИ5. Ьа коигсе ёгесяие. Р., 1955. Р. 11. 58 РгеитМ. Ои'ез1-се яие 1ароН^ие? Р., 1967. Р. 123.
59 Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001. С. 45. тЛиуепе1В. йе. Оироттаг. Р., 1972. Р. 171.
Командование строится на основе санкций, которые являются позитивными или негативными. Первые одобряют за действия в соответствии с нормами и правилами власти, вторые же, наоборот, наказывают за действия вопреки этим нормам и правилам. При помощи командования власть добивается подчинения себе со стороны индивидов и групп. Тем самым создаются предпосылки для в известной степени добровольного подчинения власти, которое получает свое выражение в том, что называется послушанием. В послушании находит свое выражение факт подчинения граждан законам и установленному порядку. Однако послушание имеет свои границы. Власть не может существовать иначе как в условиях постоянного сопротивления своим требованиям. «Нормальность» сопротивления власти является выражением традиционного нежелания, с каким человек встречает всякое предписание, ограничивающее свободу действий, облагающее обязанностями, выходящими, по его мнению, за пределы его личных потребностей. Иногда такое сопротивление называют «фрикционным», и оно является постоянным спутником власти, по мнению ряда социологов, так как власть, по идее М. Вебера, призвана реализовать свою волю. Как полагает Э. Ален, весь секрет организации общества сводится к тому, что нужно подчиняться сопротивляясь. «То, что разрушает послушание, является анархией, то, что разрушает сопротивление, является тиранией»61. Принуждение, насилие, командование, санкции и т.п. — все это «жесткие» силовые проявления власти. Однако общественная жизнь не может строиться только на силовых методах воздействия. В демократическом обществе возникает острая необходимость проведения такой стратегии, которая сводила бы к минимуму применение силы и «экономила» бы на негативных санкциях. При этом нужно учитывать, что прямые силовые воздействия порождают противодействие, растущее сопротивление оппозиционных сил, что вовсе не усиливает влияния власти. Власть — это всегда момент равновесия социальных сил. Более или менее насильственная власть выражает лишь большую или меньшую социальную цену, которую приходится платить за это равновесие. Если власть выражает интересы лишь господству- 1 А1ат Е. Ор. ск. Р. 265.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |