КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институционализация силы в право
I I
трансформации силы в символы обладатель власти получает уважение со стороны сограждан, легитимируется в своих действиях, которые теперь основываются не только на страхе. То, что представление о власти в символах придает силе миролюбивый характер, понятно. Но то, что представление делает силу справедливой, понятно в меньшей степени. Тут уместно обратиться к наследию французского гения Б. Паскаля. В центр, своей политической мысли он ставит вопрос трансформации силы в право. Более того, Б. Паскаль формулирует теорию инсти-туционализации силы в право. Как известно, Б. Паскаль является не только создателем «счетной машины» и верным и убежденным сторонником христианства, но и политическим мыслителем. Правда, Паскаль не был создателем некоего трактата по политической философии, за исключением, может быть, «Трех речей об условиях великих». В отличие от Т. Гоббса Б. Паскаль концентрирует свое внимание на представлении-образе. При этом он рассматривает государство не как теоретический и абстрактный феномен, что присуще Т. Гоббсу. Он рассматривает его с исторической точки зрения. Он полагает, что государство возникает при помощи силы. Там, где Т. Гоббс говорит о силе как условии преодоления противоречий естественного состояния людей при помощи государства, Б. Паскаль считает само силовое отношение, лежащим в основе реальных эмпирических государств. Именно сила создала государство, а справедливость, которая в нем господствует, является только продолжением силы. 1.6.1. Сила и справедливость Подобно Т. Гоббсу Б. Паскаль строит свое политическое размышление в антропологической перспективе и считает человека существом, для которого характерно стремление к силе. Как и Т. Гоббс, Б. Паскаль считает, что естественной социабельности че-
ловека не существует. Однако в отличие от Т. Гоббса он указывает на двойственную природу человека: чисто естественную природу и его испорченную природу. Одна существует «до», а вторая — «после» «грехопадения». «Не является ли ясным как день, что условие человека характеризуется двойственностью? Так как, наконец, если человек никогда не был грешным, он играл бы на своей невинности и правде и на блаженстве от нее... А если бы человек никогда не был грешным, то не имел бы никогда идеи ни об истине, ни о красоте»75. Такой подход позволяет Б. Паскалю выдвинуть свою концепцию политики, указывая на ее иллюзорный и необходимый характер. Человек до своего «грехопадения» любил сам себя при помощи Бога, который был объектом его любви. После грехопадения человек любит только себя и становится объектом своей любви. Иначе говоря, после грехопадения то, чем руководствуется человек, не является ни «подлинным», ни «справедливым». «Есть такие, кто ясно видит, что у человека нет другого врага, кроме похоти, отвращающей его от Бога... Те, кто думает, будто благо человека — в плотском, а зло для него в том, что отвращает его от чувственных наслаждений, коими он упивается и в коих умирает. Но те, кто ищет Бога всем сердцем, для кого нет иного горя, кроме как лишиться Его, и иного желания, как обрести Его, и иных врагов, кроме отвращающих от Него, кто огорчается, видя себя окруженными и подавленными такими врагами, — они пусть утешатся, я приношу им радостную весть: у них есть Избавитель; я покажу им Его; я докажу, что у них есть Бог; другим я Его не покажу»76. Это не означает тем не менее, что человек развращен в самом себе, что он является злым по природе. Грехопадение, по Паскалю, не несет морального смысла, оно означает изменение в отношениях человека с Богом. Грехопадение означает падение человека и его блуждание («нищета человека без Бога»), и тем более оно 75 Цит. по: 2агка КС. НоЬЬез е11а репзёе роННяие тодегле. Р., 2001. Р. 270. 76 Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003. С. 127.
I
не означает ошибки. Это «забвение» Бога предопределяет его отношения с «истинным» и «справедливым». Согласно Б. Паскалю, справедливость никогда не утрачивается, по крайней мере, подлинная справедливость. Нет никаких оснований полагать, что человеческий порядок когда-либо смог бы установиться над справедливостью. Таким же образом подлинную ^ справедливость не следует рассматривать как идеальный регулятор политического действия или как горизонт, которого необходимо достигнуть в этом действии. Утрата подлинной справедливости, согласно Б. Паскалю, объясняет разнообразие справедливости в мире. Она устанавливается самим человеком. При помощи какого средства? При помощи силы. Тогда встает вопрос: а что такое справедливость? Она не что иное, как оправданная сила. А образование государств является результатом власти одной части (наиболее сильной) над другой (слабой) при помощи силы. Законы, которые устанавливаются в таких государствах, создаются властителями как выражение их власти принуждения. А потому иерархические отношения между людьми в обществе имеют своим началом силу. Эти отношения между управляющими и управляемыми «не касаются института и формы политической власти, они касаются ее функционирования после того, как политическая власть институционализировалась»77. Иначе говоря, что такое справедливость? Продолжение силы, а сама сила — это оправданная сила. Не сумев утвердить справедливость, сделали справедливой силу. 1.6.2. Справедливость: оправданная сила Б. Паскаля никак нельзя считать апологетом силы. Его вывод о том, что справедливость является только оправданной силой, не является некой математической формулой, не имеющей иного толкования, кроме математического. По Б. Паскалю, исторически получилось так, что не удалось утвердить справедливость. Тем более не удалось подчинить силу 77 СГ. БМ/аИак Н., ЕПеЪоойе С, НоиИе^ Н., Уётп 1.-Р. ШзЮте ёез Шёез. Т. 2. Ье роиуощ за гергезепШюп е1 кез деотез. Р., 2004. Р. 19.
справедливости. И людям не оставалось ничего иного, как сделать справедливой силу. Отсюда возникает институционализация силы правом. «Следовать справедливости справедливо, — утверждал Б. Паскаль, — покоряться силе необходимо. Справедливость без силы - немощь; сила без справедливости — тирания. Бессильной справедливости противятся, ибо всегда есть дурные люди. Несправедливую силу осуждают. Поэтому следует соединить справедливость и силу, а для того либо справедливость сделать сильной, либо силу сделать справедливой. О справедливости можно спорить — сила очевидна и бесспорна. Поэтому нельзя было придать силу справедливости, ибо сила восстала против справедливости и заявила, что справедлива не справедливость, а она, сила. И вот, не сумев сделать справедливость сильною, мы сделали так, будто сила справедлива»78. Остановим свое внимание на этом. «Покоряться силе необходимо». Как мы уже отмечали, сила является физическим могуществом. Самый сильный обладает средством подчинять себе других. «Справедливость без силы — немощь», так как не обладает средством заставить себя уважать. Справедливость является предписанием, а не принуждением. «Сила без справедливости — тирания», так как превращается в простое насилие. «Следует соединить справедливость и силу», потому что без этого отношения между людьми могут быть основаны на силе, а потому мира в обществе не будет. «О справедливости можно спорить», так как подлинная справедливость утрачена, а потому она становится объектом обсуждения. Это обсуждение стало «сумбурным», так как каждый полагает, что он способен определить суть справедливости. Сила же является «очевидной и бесспорной». Она не оспаривается в том, что она является справедливой. Она обладает средствами для того, чтобы быть услышанной.
I
«Сила восстала против справедливости и заявила, что справедлива не справедливость, а она, сила». Сила становится речью! Как говорит Л. Морен, «речь силы является силой речи». Сила, называя справедливость несправедливой, делает ее таковой. Иначе говоря, заставляет ее замолчать. И только те, кто обладает силой, отныне говорят. При этом они не используют силу, но оправдывают ее. Союз силы и справедливости является необходимым, хотя он не может существовать без подчинения одной стороны другой, т.е. справедливости силе. Справедливость не может существовать без оправданной силы. Одной из форм такого оправдания являются традиции, обычаи. «Монтень неправ: обычаю надо следовать, потому что он — обычай, а вовсе не потому, что он разумен и справедлив. Меж тем народ соблюдает обычай, твердо веря в его справедливость, иначе немедленно отказался бы от него, так как люди согласны повиноваться только разуму и справедливости. Неразумный или несправедливый обычай был бы сочтен тиранским, а вот власть разума и справедливости, равно как и власть наслаждения, никто не обвинит в тиранстве, ибо стремление к тому, и другому, и третьему неотрывно от самой человеческой природы. Итак, всего лучше было бы подчиняться законам и обычаям просто потому, что они — законы, уразуметь, что ничего истинного и справедливого все равно не придумать, что нам в этом не разобраться и, стало быть, следует принять уже принятое, никогда и ничего в нем не меняя. Но народ глух к подобным рассуждениям, он убежден, что обрести истину ничего не стоит, она — в этих законах и обычаях, поэтому и верит им, считая древность происхождения доказательством содержащейся в них истины (а не просто правомочности), потому и готов им повиноваться. Но стоит объяснить народу, что такие-то законы и обычаи никуда не годятся, — и он поднимает бунт. А ведь если на любой закон или обычай посмотреть под определенным углом зрения — он и впрямь никуда не годится»79.
78
Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003. С. 74.
79 Паскаль Б. Мысли. СПб., 1999. С. 98.
1.6.3. Власть воображения Закон не будет вызывать уважения, если он не будет признаваться «справедливым». А потому и справедливость, будучи только «оправданной силой», и законы не являются справедливыми. Народы подчиняются юстиции, но она сама «в себе» не является справедливой. Вокруг этого ведутся многочисленные рассуждения, исходящие из того, что в символах силы и власти скрывается истина. Политические рассуждения являются не чем иным, как выражением веры в политику. Рассуждения о «результатах-представлениях» силы нацелены на ее оправдание, так как сила рассматривается как справедливая, оправдывают ее. Результативность, которая материализуется в символах, которые власть использует для того, чтобы заставить себя уважать. Эта «власть власти» заключается в символическом и воображаемом. Именно на основе воображения народ подчиняется властителям, рассматривая их такими, какими они нередко не являются. Примечательны определения воображения, данные Б. Паскалем. «Эта главенствующая способность человека, эта госпожа обмана и заблуждения, тем более коварная, что не всегда она такова: она была бы непогрешимым мерилом истины, если бы не грешила ложью. Но, будучи чаще всего ложной, она никак себя не выдает, помечая одинаковым знаком истину и ложь... Напрасно вопиет разум, не он определяет цену вещам. Эта надменная сила, враждебная разуму, которая тешится своей властью над ним, чтобы показать, как она могущественна, создала вторую человеческую природу. У нее свои счастливцы и неудачники, свои здоровяки, хворые, богачи, нищие. Она заставляет верить, сомневаться, отвергать разум. И более всего нам обидно видеть, что она дает приютившим ее удовлетворение куда более полное и совершенное, чем разум»80. Именно «сила, — говорит нам Б. Паскаль, — заключена в воображении», ибо, как мы говорили выше, сила проявляется в форме символа. А потому воображение является силой, к тому же
господствующей силой. Воображение может все. Оно определяет цену и ценность вещам, из которых она создает символы, подчиняющим людей. Воображение занимает у индивида место, которое сила занимала в социополитическом мире. При помощи власти воображения символ сам становится силой. Правда, необходимо различать тех, кто реально обладает властью (король), и тех, кто располагает только-воображением, только «гримасой» власти. «Никогда разум не побеждает воображение полностью, а обратное происходит всякий день. Наши судейские отлично поняли эту тайну. Их алые мантии, горностай, в котором они похожи на пушистых котов, дворцы, где они вершат суд, королевские гербы, — все это торжественное великолепие совершенно необходимо; и если бы врачи лишились своих мантий и туфель, если бы ученые не имели квадратных шапочек и широчайших рукавов, — они бы на за что не сумели заморочить весь честной народ, беззащитный перед таким удивительным зрелищем. Твори они истинное правосудие, владей лекари подлинным искусством врачевания, квадратные шапочки им были бы ни к чему. Глубина их познаний сама внушала бы к себе почтение; но поскольку знания эти мнимые, им приходится прибегать к таким обманным приемам, которые поражают воображение — а именно к воображению они взывают и благодаря ему добиваются уважения к себе. Только солдаты не рядятся подобным образом, потому что занимаются действительно важным делом. Одни добывают себе положение силой, другие — ужимками. Властителям земным тоже нет нужды переоблачаться. Они не обряжаются в какие-то особые одежды, чтобы их узнавали. Но они окружают себя стражниками, воинами. Эти вооруженные люди, чья сила и храбрость служат им одним, трубы и барабаны, возвещающие их появление, сопровождающие их легионы заставляют трепетать и самых отважных. У них нет наряда, зато у них есть власть»81. Те, кто связан с гримасой власти, т.е. имеющие научное воображение, могут использовать инструменты, воздействующие на него, при помощи чего они наделяются властью над сознанием.
' Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003. С. 56—57.
81 Там же. С. 58.
5 Заказ 125
Такие инструменты необходимы, и они дают тем больший эффект, чем больше являются бесполезными или, скорее, лишенными знания и подлинной власти. Эти символы встречают понимание со стороны масс. Они являются своеобразными масками, заставляющими людей верить в их правдоподобие82. А что же король? Он как военачальник располагает силой. И в отличие от гримасы силы, она не нуждается в «одежде». Она обладает превосходством над гримасой. Но из этого вовсе не следует, что для поддержания политического порядка достаточно силы. Как утверждает Паскаль, короли не искали маскарадного костюма, их сопровождали охрана, балы... «Привычка видеть королей окруженными стражей, — пишет Б. Паскаль, — трубачами, сановниками и прочими, что внушает Машине почитание и страх, приводит к тому, что и в тех нечастых случаях, когда короли оказываются одни, без сопровождения, их лица вызывают почтение и страх у подданных. Это потому, что люди не отделяют мысленно их особы от свиты, вместе с которой их обычно видят. И те, кто не знают, что причиной тому привычка, полагают, что причина в каких-то природных свойствах. Отсюда эти выражения: печать божественности лежит на его челе и т.д.»83 Балы, охрана, барабаны и т.д. являлись для короля тем же, чем платья, головные уборы для судей и профессоров. И сила всего этого для короля была не чем иным, как сила гримасы. Эти символы образовывали его власть. Власть представления! Эффект привычки видеть короля в сопровождении, а также власть воображения — все это символы его силы. 1.6.4. Демистификация политики Нужно признать, что представление власти - всего лишь маскарад, политическая речь - это только идеология, а власть символов - большая махинация. Правда, Паскаль не ставит под вопрос установленную в стране власть. 82 СГ. ОЫ/аПаИ П., ЕПеЪоойе С, НоиПег П., Уёгап /.-/". ШзКже дез 1 . Т. 2. Ье роиуо1г, за гергезета1юп е1 зез ёёпуез. Р. 22. ' Паскаль Б. Указ. соч. С. 53-54.
И это потому, что она установлена. Война для него — худшее из зол. Лучше опираться на иллюзию власти и ее представление, чем на истину, ведущую к конфликту и беспорядку. Важно понять, почему власть может быть только иллюзией. Иллюзия - это не ошибка и не обман. Нам важно понять иллюзорный и одновременно необходимый характер власти. Иллюзорной она является потому, что справедливость безнадежно утрачена. И власть никогда не сможет утвердить справедливость. Необходимой власть является потому, что без нее на мировой сцене будет царить человеческая трагедия как следствие утверждения силовых отношений. Подчеркивая необходимость власти в представлении, Б. Паскаль в то же время стремится демистифицировать представление о власти. Эта демистификация заключается в десакрализации власти. И этому Б. Паскаль подчиняет как государя, так и подданных. В том, что касается государя, Б. Паскаль говорит в «Трех речах об условиях великих»: он должен не забывать о своем положении и прерогативах, которые с ним связаны. Об этом речь шла выше. И Б. Паскаль совершенно справедливо отмечает, что как люди государи ничем не выше простых людей. «Что из этого следует? Что вам, как и тому человеку, о котором мы говорили, должен быть свойствен двойной ход мысли; и что если внешне вы ведете себя с людьми сообразно вашему положению, то мыслью более потаенной, но и более близкой к истине, вы должны признать, что от природы вы ничем не выше их. Если мысль явная нас возвышает над обыкновенными людьми, то другая пусть принижает вас и совершенно уравнивает со всеми; ибо таково ваше естественное положение»84. При этом Паскаль полагает, что власть государю приходит от учреждения, но люди думают, что в ее основе лежит божественное начало. И неведение людьми истинных оснований власти является условием их подчинения ей. И государь не должен забывать того, откуда ему приходит власть, и не думать, что он выше тех людей, которые ему подчиняются. И эта демистификация власти предстает как некий компромисс с необходимостью. ! Паскаль Б. Мысли. Мадые сонинения. Письма М., 2003. С. 392.
«Разделение по степеням, — пишет Б. Паскаль, — простонародье чтит людей родовитых; недоумки их презирают, утверждая, что знатность происхождения — не личная заслуга, а дело случая; люди со здравым умом их чтят, но не в силу народных убеждений, а в силу собственных своих взглядов; благочестивцы, у которых рвения больше, нежели знаний, презирают знать, невзирая на резоны людей здравомыслящих, потому что видят теперь окружающее в свете новообретенного благочестия; но истинные христиане чтят людей родовитых в силу иного, поистине всеозаряющего света. Вот так людские суждения зачеркивают друг друга, "за" и "против" меняются местами в зависимости от духовной озаренности»85. Все, что говорил Паскаль, может быть представлено в следующей таблице.
Источник: ОЫ/апаН Н., ЕИеЪоойе С, Ноипег Н., Уёгап /.-Г. Шзготе Иёез роШяиез. Т. 2. Ье роиуо!г, 8а гергезепШюп е1 зек ёёпуез. Р. 24—25.
Дадим пояснения к указанной таблице. Народ подчиняется власти из незнания. Он принимает символы власти, а потому ее сакрализирует. Народ говорит правду, когда утверждает, что нужно уважать правителей. Но он не ведает того, что говорит. Его рассуждения основаны на веровании. Это чистое верование, так как оно не ставит под вопрос установлений порядок. Оно является тщетным, так как основано на незнании, что является основанием для подчинения. Полуквалифицированные понимают, что законы, которым народ починяется, являются несправедливыми, и они обоснованно их опротестовывают. Они презрительно относятся к родовитым и надеются найти другое основание для власти. Квалифицированные подчиняются на основе знания и знают, что законы являются несправедливыми. Они знают, что относительное величие политики определяется учреждением, но не знают «довода о последствиях». Они обладают силой разума, говорят, как народ, но знают, что говорят. Набожные ослеплены своим чувством и противопоставляют человеческий порядок божественному. Они презирают родовитых и неспособны понять необходимость власти, несмотря на понимание ее относительности. Подлинные христиане подчиняются потому, что знают о доводе последствия. Они знают, что справедливость является только «оправданной силой». Они просвещены «высшим светом» — светом сердца, а не разума86. Тот, кто господствует над символами, манипулирует людьми. Тот, кто понимает и приходит к власти на основе символов, не знает о ее природе. Но тот, кто знает то, что охватывают символы, признает, что они — конститутивная основа власти. Представление о власти — это власть. Через данное представление осуществляется ее легитимация. Однако легитимация не является легитимностью. Ибо представление-образ может быть лишь маской силы или хитрости. Но нельзя не видеть и другого: представление-замещение является высшей стадией отречения от свободы.
68
1 Паскаль Б. Мысли. СПб., 1999. С. 105.
86 ПЫ/аИак И., ЕПеЪоойе С, НоиПег П., Уёгап /.-/\ ШкКже ёез Шёев з. Т. 2. Ье роиусж, $а гергезепШюп е{ зез ёёшез. Р. 25-26.
Глава 2. ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |