КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственный потому, что свободный
СВОБОДА И ВЛАСТЬ В X книге «Государства» Платон излагает миф о загробном воздаянии устами сына Армении, родом из Памфилии Эры, который является своеобразным платоновским Лазарем, прибывшим из царства мертвых, где он видел души выбиравшими свою судьбу.
Помещая свободу души вне мирского, в метафизическую парадигму будущего, Платон утверждает тем самым, что ответственность лежит на тех, кто выбирает. Если бы не существовало выбора между внутренней тиранией и логократией, то этика приобрела бы абсолютный детерминизм100. Между тем сердцевиной этической проблемы, о чем вспомнит Кант, является свобода, которую необходимо постулировать и для иного мира, непознаваемого и нечувственного. Свобода, таким образом, является условием самого существования этики. Кант говорит в этой связи, что она, не будучи феноменальной101, должна быть постулирована как ноуменальная102. По сути дела, то же самое говорит и Аристотель, когда утверждает, что «сознательный выбор добропорядочен»103. И вряд ли это может быть иначе, если речь вести о практическом разуме. Не случайно Марсель Конш использует удивительную формулу: свобода желания является «негативным основанием морали»104. Получается так, что реализовать себя этически означает, по сути дела, осуществить выбор в пользу этической жизни. И потому обретение свободы и утверждение власти над собой являются синонимичными понятиями. Власть над собой является условием свободы, ее реализации. Именно в таком смысле М. Фуко рассматривает свободу в ключе античной этики. Владение собой В 4-й главе второго тома «Воли к знанию», получившему наименование «Истории сексуальности», М. Фуко использует фрагмент из наследия Ксенофона, дошедшего до нас. 100 Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 1. С. 447-454. 101 Феноменальный - относящийся к феномену. Феномен (гр. рЬато- тепеп — являющийся) — то же, что явление; в идеалистической филосо фии — субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объек тивной действительности. 102 Ноумен (гр. пошпепоп) - в философии Канта - непознаваемая «вещь» в себе. 103 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 173. 104 СопсНе М. Ье РогиЗетеШ д& 1а тога!е. Р., 1982. Р. 25.
«Скажи мне, Эвфидем, веришь ли ты в то, что свобода является почетной и прекрасной, идет ли речь об отдельном лице или государстве? - Это самое прекрасное, чем можно обладать, — отвечает Эв - фидем. - Но тот, кто позволяет себе получать телесные удоволь - ствия, и кто в силу этого оказывается неспособным тво - рить добро, он, по-твоему, является свободным человеком? - Вовсе нет, — отвечает он»105. Весьма показательный со многих точек зрения пассаж. В этом фрагменте на основе античной философии освещается аналогия между человеком и городом, так как свобода рассматривается применительно и к «отдельному человеку», и к «государству». Более того, сама свобода рассматривается в терминах власти: не быть свободным означает быть беспомощным, а быть свободным означает обладать властью. При этом нужно учитывать, что «господство» отличается от «подчинения»: господство является пассивным, подчинение — активным. М. Фуко, опираясь на мистическую пифагорейскую традицию, утверждает, что свобода становится трансмутацией природы власти: от господства к подчинению. И он называет свободой такое состояние, которое в тенденции может быть достигнуто на основе подчинения и получения удовольствий на практике. И подобно тому как существует конституция для города (государства), есть конституция и для себя. В обоих этих случаях речь не идет ни об абстрактном понимании свободы, ни о том, что предполагаемым результатом конституции будет свобода как нечто внешнее от власти. Напротив, речь идет о том, что свобода рассматривается как часть власти, как форма власти. «Позиция индивида по отношению к самому себе, способ обеспечения им собственной свободы по отношению к желаниям, форма суверенитета, которым он обладает применительно к себе, все это является конститутивным элементом счастья и порядка в городе»106. Нам важно подчеркнуть значение формы суверенитета: подобно тому как существует типология политических режимов, можно 105 СГ. ВП1ег1.-С. Ор. сИ. Р. 65. 106 РоисаиПМ. ШЮж ее 1а кехиаШё. Т. 2. Ь'Шще ёез р1акНге. Р., 1984. Р. 92.
говорить о существовании типологии власти над собой. Эта индивидуальная античная свобода не является независимой от современного «свободного арбитра». «Его визави — полярность, которой он противостоит, — не является ни естественным детерминизмом, ни всемогущей волей: этаким рабством себя перед собой». Однако преодолеть рабство побуждений и страстей — это лишь первый шаг, разновидность еще негативной свободы. Это своеобразная независимость, завоеванная над принуждением. Подчинение — это нечто другое: передача формы суверенитета или власти над собой. «В своей полной и позитивной форме, — утверждает М. Фуко, — (свобода) является властью, которую осуществляют над собой, внутри власти, которую осуществляют над другими». Тот, кто должен будет руководить другими, должен будет обладать способностью осуществлять полный суверенитет над собой. Встает вопрос: какое место полный суверенитет занимает в типологии форм власти над собой? Этот суверенитет функционирует в режиме самоуправления, а не при помощи силы; в режиме воздержания, а не в ситуации тирании. «Для того чтобы не впадать в крайности и не прибегать к насилию, для того чтобы избежать соединения тиранического авторитета (над другими) и тира-низирующей (своими желаниями) души, осуществление политической власти будет взывать к власти над собой как принципу внутреннего регулирования. Ожидаемая воздержанность как один из аспектов суверенитета над собой, имеющего не меньшее значение, чем справедливость, мужество или осторожность, является добродетелью того, кто призван осуществлять свое господство над другими. Самым настоящим королем над другими является король над самим собой {ЬазШсоз, Ъазпеиоп Неа{ои)»1т. Обращение к этому принципу нуждается в комментариях.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |