Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственный потому, что свободный




СВОБОДА И ВЛАСТЬ

В X книге «Государства» Платон излагает миф о загробном воздаянии устами сына Армении, родом из Памфилии Эры, кото­рый является своеобразным платоновским Лазарем, прибывшим из царства мертвых, где он видел души выбиравшими свою судьбу.

 

Помещая свободу души вне мирского, в метафизическую пара­дигму будущего, Платон утверждает тем самым, что ответствен­ность лежит на тех, кто выбирает. Если бы не существовало выбо­ра между внутренней тиранией и логократией, то этика приобрела бы абсолютный детерминизм100.

Между тем сердцевиной этической проблемы, о чем вспом­нит Кант, является свобода, которую необходимо постулировать и для иного мира, непознаваемого и нечувственного. Свобода, та­ким образом, является условием самого существования этики. Кант говорит в этой связи, что она, не будучи феноменальной101, должна быть постулирована как ноуменальная102.

По сути дела, то же самое говорит и Аристотель, когда утвер­ждает, что «сознательный выбор добропорядочен»103. И вряд ли это может быть иначе, если речь вести о практическом разуме. Не случайно Марсель Конш использует удивительную формулу: сво­бода желания является «негативным основанием морали»104. Полу­чается так, что реализовать себя этически означает, по сути дела, осуществить выбор в пользу этической жизни. И потому обрете­ние свободы и утверждение власти над собой являются синони­мичными понятиями. Власть над собой является условием свобо­ды, ее реализации. Именно в таком смысле М. Фуко рассматрива­ет свободу в ключе античной этики.

Владение собой

В 4-й главе второго тома «Воли к знанию», получившему наи­менование «Истории сексуальности», М. Фуко использует фраг­мент из наследия Ксенофона, дошедшего до нас.

100 Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 1. С. 447-454.

101 Феноменальный - относящийся к феномену. Феномен (гр. рЬато-

тепеп — являющийся) — то же, что явление; в идеалистической филосо­

фии — субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объек­

тивной действительности.

102 Ноумен (гр. пошпепоп) - в философии Канта - непознаваемая

«вещь» в себе.

103 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 173.

104 СопсНе М. Ье РогиЗетеШ д& 1а тога!е. Р., 1982. Р. 25.

 

«Скажи мне, Эвфидем, веришь ли ты в то, что свобода являет­ся почетной и прекрасной, идет ли речь об отдельном лице или государстве?

- Это самое прекрасное, чем можно обладать, — отвечает Эв­

- фидем.

- Но тот, кто позволяет себе получать телесные удоволь­

- ствия, и кто в силу этого оказывается неспособным тво­

- рить добро, он, по-твоему, является свободным человеком?

- Вовсе нет, — отвечает он»105.

Весьма показательный со многих точек зрения пассаж. В этом фрагменте на основе античной философии освещается аналогия между человеком и городом, так как свобода рассматривается применительно и к «отдельному человеку», и к «государству». Бо­лее того, сама свобода рассматривается в терминах власти: не быть свободным означает быть беспомощным, а быть свободным озна­чает обладать властью. При этом нужно учитывать, что «господ­ство» отличается от «подчинения»: господство является пассив­ным, подчинение — активным.

М. Фуко, опираясь на мистическую пифагорейскую тради­цию, утверждает, что свобода становится трансмутацией природы власти: от господства к подчинению. И он называет свободой та­кое состояние, которое в тенденции может быть достигнуто на ос­нове подчинения и получения удовольствий на практике. И по­добно тому как существует конституция для города (государства), есть конституция и для себя. В обоих этих случаях речь не идет ни об абстрактном понимании свободы, ни о том, что предполагае­мым результатом конституции будет свобода как нечто внешнее от власти. Напротив, речь идет о том, что свобода рассматривает­ся как часть власти, как форма власти. «Позиция индивида по от­ношению к самому себе, способ обеспечения им собственной сво­боды по отношению к желаниям, форма суверенитета, которым он обладает применительно к себе, все это является конститутив­ным элементом счастья и порядка в городе»106.

Нам важно подчеркнуть значение формы суверенитета: подоб­но тому как существует типология политических режимов, можно

105 СГ. ВП1ег1.-С. Ор. сИ. Р. 65.

106 РоисаиПМ. ШЮж ее 1а кехиаШё. Т. 2. Ь'Шще ёез р1акНге. Р., 1984. Р. 92.

 

говорить о существовании типологии власти над собой. Эта инди­видуальная античная свобода не является независимой от совре­менного «свободного арбитра». «Его визави — полярность, кото­рой он противостоит, — не является ни естественным детерминиз­мом, ни всемогущей волей: этаким рабством себя перед собой». Однако преодолеть рабство побуждений и страстей — это лишь первый шаг, разновидность еще негативной свободы. Это своеоб­разная независимость, завоеванная над принуждением. Подчине­ние — это нечто другое: передача формы суверенитета или власти над собой. «В своей полной и позитивной форме, — утверждает М. Фуко, — (свобода) является властью, которую осуществляют над собой, внутри власти, которую осуществляют над другими». Тот, кто должен будет руководить другими, должен будет обладать способностью осуществлять полный суверенитет над собой.

Встает вопрос: какое место полный суверенитет занимает в типологии форм власти над собой? Этот суверенитет функциони­рует в режиме самоуправления, а не при помощи силы; в режиме воздержания, а не в ситуации тирании. «Для того чтобы не впа­дать в крайности и не прибегать к насилию, для того чтобы избе­жать соединения тиранического авторитета (над другими) и тира-низирующей (своими желаниями) души, осуществление полити­ческой власти будет взывать к власти над собой как принципу внутреннего регулирования. Ожидаемая воздержанность как один из аспектов суверенитета над собой, имеющего не меньшее значе­ние, чем справедливость, мужество или осторожность, является добродетелью того, кто призван осуществлять свое господство над другими. Самым настоящим королем над другими является ко­роль над самим собой {ЬазШсоз, Ъазпеиоп Неа{ои)».

Обращение к этому принципу нуждается в комментариях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.