КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автаркия
Осуществление себя через размышление Поразмышляем о двойственном конституировании себя и города на основе парадигмы философии Аристотеля. Она заключается в том, что основной вопрос Аристотеля заключается не в том, что есть Благо, а в том, какую цель мы преследуем в нашей жизни как человеческие существа. И на первый взгляд, его ответ на этот вопрос в «Никомаховой этике» может показаться тривиальным: нужно ощущать себя счастливым. Это и есть реализация своего Я. А как это сделать? Если исходить из конечной цели реализации своего Я как живого существа, то она оказывается далеко не внешней по отношению к человеку. Однако конечная цель жизни человека не находится вне его. Она может быть только тем, что мы называем собственной жизнью. Человек заботится и должен заботиться о своем Существе, о чем говорит, в частности, М. Хай-деггер. Это же утверждает и Аристотель. Но как определить разницу между живым существом и человеческим живым существом? Это различие определяется использованием концепции логоса, а также размышлением. Жить по-человечески означает жить на основе размышления, а точнее сказать", осуществления выбора на основе размышления. А это Аристотель связывает с моделью власти, которую можно назвать автаркией. Великодушный является автаркическим. Автаркия как понятие использовалось Платоном, а также Антисфеном. И только потом оно было взято на вооружение Аристотелем. Это понятие образуется в итоге слияния двух идей: самодовольства и самонадеянности. Мудрый человек доволен сам собой — таков смысл понятия «автаркии». В «Политике» Аристотель говорит о самодовлеющем государстве, которое способно производить все необходимое, в чем оно нуждается113. Эта аналогия с экономикой показательна: добродетельное формирование индивида является автаркической экономией, са-
112 ВПИег 1.-С. Ор. сИ. Р. 69.
См.: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 596-601.
моуправлением и самодостаточностью, короче говоря — «политикой» в отношении себя. Счастье как проявление формирования себя в понятии Аристотеля предстает как благо, которое, если мы им обладаем, превращает нас в автаркических граждан. Очень важный нюанс следует отметить: «самодостаточное» благо не является благом, не нуждающимся в помощи других. Оно является таким благом, которое превращается в достаточное. Это означает, что человек, обладающим этим благом, ощущает себя самодостаточным как человек. Такого рода размышления мы встречаем в «Никомаховой этике» и в «Политике». Суверенное благо уменьшается индивидуально и коллективно одним и тем же образом: быть благом в себе, а не благом «ввиду другой вещи» порождает этический и политический эффект метафизического различия между субстанцией (того, что является собой) и непредвиденным обстоятельством (того, что связано с другой вещью). Частные блага, о чем речь идет и в «Никомаховой этике», и в «Политике», имеют политическую составляющую: никто не может довольствоваться самим собой, никто не может ориентироваться на автаркию. Блага столяра, обувщика, кораблестроителя и т.д. существуют как перемешанные между собой и взаимозависимые, как и все, кто является их носителем в городе. Эта взаимозависимость благ могла бы развиваться до бесконечности, если бы она не получала своего выражения в Суверенном Благе: всякая деятельность осуществляется с учетом деятельности другого, всякое благо является относительным. Более того, всякое человеческое сообщество является относительным в отношении другого сообщества. Необходимость завершения этой серии побочных обстоятельств (связанных с относительными существами) получает свое выражение в идее автаркической субстанции: город как завершенное сообщество является самодостаточным в нем самом. Суверенное политическое сообщество как субстанция существует как некая вещь в себе. Нужно сказать, что у Аристотеля цель сообщества и индивида совпадают в своей самодостаточности. «Понятие самодостаточности, — уточняет Аристотель, — мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями
и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное»114. Данное положение нуждается в некотором пояснении. «Общественное» существо в понимании Аристотеля означает «животное государственное» или «полисное», т.е. существо, которому свойственно организовываться государственно, т.е. в полисе115.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |