Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода-власть




Как соотносится свобода-власть с истиной? Научиться владеть собой означает, по сути дела, познание истины. Согласно антич­ным этическим представлениям слабоумные никогда не являются счастливыми: счастье является отличительной чертой мудреца, т.е. человека, который может подчинять себе свои желания на основе размышления. Однако в теоретической интерпретации отношения того, что мы вслед за древними греками называем 1о$о$ свободы-власти, нужно рассматривать как явление, имеющее ряд вариантов. М. Фуко выделает три из них. Первый — «структурный»: «воздер­жанность предполагает, чтобы логос получил суверенитет в челове­ке и чтобы он мог подчинить себе желания и регулировать тем са­мым поведение». Второй — «инструментальный»: искусство разли­чать «что следует, как и когда следует»109, иначе говоря, искусство учета обстоятельств. Третий вариант можно назвать более фунда­ментальным — форма осуществления свободы: онтологическое признание себя самим собой. Это философы называют «конституи-рованием» себя, что для нас представляет особый интерес.

2.2.4. Конституирование себя

Каждому известен дельфийским императив: «Познай сам себя», превратившийся в сократическую поговорку. Душа находит­ся в движении. И это движение интенсифицируется знанием. Для того чтобы это движение осуществлялось, необходимо освободить­ся от всякого рода псевдоценностей, чувственных проявлений и физических удовольствий. Подчинять означает очищать. Субъект на основе очищения получает удовольствие, которое, согласно воз­зрениям Платона, переводит чувственные желания в сверхчув­ственные. Любовь, в соответствии с разумом, получает свое наи­высшее выражение в господстве над собой, в экономии жестов и желаний, тем самым она становится примером для других.

Познание самого себя в своей основе является также новым познанием. Неведомый мудрец является разновидностью антино-

109 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 120.

 

мии110, которая недопустима в греческой мысли. Именно в этом лежат истоки онтологического и этического «скандала», выразив­шегося в осуждении Сократа. Онтологическое и этическое выра­жение является не чем иным, как внешним проявлением подчи­нения удовольствий.

Таким образом, есть все основания утверждать, что невозмож­но «универсальное законодательство», определяющее дозволен­ные и недозволенные действия (что не мешает существованию ценностей или общих законов). То, что нужно учитывать, можно назвать «умением», «искусством», общей этической формой, со­гласно которой индивид должен вести работу над собой, нацелен­ную на утверждение власти над собой. И именно этот «способ су­ществования, согласно М. Фуко, при помощи которого приходят к господству над собой, характеризуется как активная свобода, неразрывно связанная со структурным, инструментальным и он­тологическим подходом к истине».

К какой истине? М. Фуко защищает тезис, согласно которому античное этическое размышление не нацелено ни на кодифика­цию действий (разрешено/запрещено), ни на герменевтику субъек­та, которые потом будут двумя дополнительными процедурами христианской морали. Это размышление нацелено на «эстетику су­ществования». Можно было бы сказать, что стоики в античном мире стремились сделать свое существование неким подобием того, как скульптор делает свою статую. В своей основе речь в та­ком подходе идет о конституировании себя при помощи овладения властью и расширения свободы и вовсе не для того, чтобы превра­тить человека в статую, а для того, чтобы сделать человека в себе111.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.