КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода-власть
Как соотносится свобода-власть с истиной? Научиться владеть собой означает, по сути дела, познание истины. Согласно античным этическим представлениям слабоумные никогда не являются счастливыми: счастье является отличительной чертой мудреца, т.е. человека, который может подчинять себе свои желания на основе размышления. Однако в теоретической интерпретации отношения того, что мы вслед за древними греками называем 1о$о$ свободы-власти, нужно рассматривать как явление, имеющее ряд вариантов. М. Фуко выделает три из них. Первый — «структурный»: «воздержанность предполагает, чтобы логос получил суверенитет в человеке и чтобы он мог подчинить себе желания и регулировать тем самым поведение». Второй — «инструментальный»: искусство различать «что следует, как и когда следует»109, иначе говоря, искусство учета обстоятельств. Третий вариант можно назвать более фундаментальным — форма осуществления свободы: онтологическое признание себя самим собой. Это философы называют «конституи-рованием» себя, что для нас представляет особый интерес. 2.2.4. Конституирование себя Каждому известен дельфийским императив: «Познай сам себя», превратившийся в сократическую поговорку. Душа находится в движении. И это движение интенсифицируется знанием. Для того чтобы это движение осуществлялось, необходимо освободиться от всякого рода псевдоценностей, чувственных проявлений и физических удовольствий. Подчинять означает очищать. Субъект на основе очищения получает удовольствие, которое, согласно воззрениям Платона, переводит чувственные желания в сверхчувственные. Любовь, в соответствии с разумом, получает свое наивысшее выражение в господстве над собой, в экономии жестов и желаний, тем самым она становится примером для других. Познание самого себя в своей основе является также новым познанием. Неведомый мудрец является разновидностью антино- 109 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 120.
мии110, которая недопустима в греческой мысли. Именно в этом лежат истоки онтологического и этического «скандала», выразившегося в осуждении Сократа. Онтологическое и этическое выражение является не чем иным, как внешним проявлением подчинения удовольствий. Таким образом, есть все основания утверждать, что невозможно «универсальное законодательство», определяющее дозволенные и недозволенные действия (что не мешает существованию ценностей или общих законов). То, что нужно учитывать, можно назвать «умением», «искусством», общей этической формой, согласно которой индивид должен вести работу над собой, нацеленную на утверждение власти над собой. И именно этот «способ существования, согласно М. Фуко, при помощи которого приходят к господству над собой, характеризуется как активная свобода, неразрывно связанная со структурным, инструментальным и онтологическим подходом к истине». К какой истине? М. Фуко защищает тезис, согласно которому античное этическое размышление не нацелено ни на кодификацию действий (разрешено/запрещено), ни на герменевтику субъекта, которые потом будут двумя дополнительными процедурами христианской морали. Это размышление нацелено на «эстетику существования». Можно было бы сказать, что стоики в античном мире стремились сделать свое существование неким подобием того, как скульптор делает свою статую. В своей основе речь в таком подходе идет о конституировании себя при помощи овладения властью и расширения свободы и вовсе не для того, чтобы превратить человека в статую, а для того, чтобы сделать человека в себе111.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |