КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осуществление себя
Гнев является 1ороз античной литературы, или общим теоретическим местом. Но за этим фактом скрывается иррациональная форма, которую может приобретать желание. Тема управления желаниями приобретет в античном мире поэтический, религиозный и героический ореол, и она займет едва ли не центральное теоретическое место в философии Платона. Если душа, психея, скажет создатель Академии, подлежит осмыслению, то это становится возможным благодаря разделению ее на две части: разумную (1о Ш1соп) и неразумную (а!о оп). Вторая часть объединяет в душе, в свою очередь, ту ее часть, что связана с «вожделением» {ерИкутепсоп), и ту часть, что связана со вспыльчивостью, импульсивностью или мужественностью (гкутоеа'ез). Вот как пишет об этом Платон: - Не правда ли, то, что запрещает это делать (речь идет о же - лании пить. - В.Ж.) проявляется - если уж проявляется - - вследствие способности рассуждать, а то, что ведет к этому - и влечет, — вследствие страданий и болезней? - По-видимому. - Мы не без оснований признаем двойственными и отлич - ными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью ко - торого человек способен рассуждать, мы назовем разум-
ным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделяющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждения96. Такая комплексная артикуляция превращает человека изначально в композитное существо. В силу своей рациональности Цо&зИсоп) он является действительно человеком. А в силу такого качества его души, которое Платон называет (кутоеа'ез, он является львом, прежде чем превращается в силу такого его качества, как ерИкутейсоп, — в многообразное чудовище, являющееся рабом своих желаний. Стать собой и реализоваться как человеческое существо — такой является задача этического свойства, стоящая перед человеком. И если для греческой философии присуще понятие «долг», то это понятие является не чем иным, как императивом, который может быть сформулирован следующим образом: научиться жить как человек. Нужно сказать, что вопрос: «Как должно жить?», поставленный философией Платона, является в понимании древних греков этическим. Однако современные философы, например Бернард Вильяме97, видят не только одну моральную сторону указанной проблемы. Подчеркнем еще раз: согласно античным представлениям полнота жизни может иметь только этический смысл. Античный эвдемонизм98, в понимании Аристотеля, соединял в себе добродетель и счастье. И это наделяло его самым простым и самым глубоким смыслом. Этот смысл сводился к идее о том, что жизнь может удаться или рухнуть, и тем не менее ничто не может желать провала в жизни конкретного человека. Античная эвдемония, вероятно, судя по всему, представляет собой идею «осуществления» жизни, построения естественного для человека человеческого существования. 96 Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 233. 97 ШШатз В. Ь'Ёпчие е* 1ез Ншкез де 1а рЬПозорЫе. Р., 1997. 98 Эвдемонизм — (гр. счастье, блаженство) - направление в этике (возникло в античной философии), признающее критерием нравственно сти и основой поведения человека стремление к счастью.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с представлениями Платона, нерациональные части души человека могут подвергаться окостенению, превращаться со временем в такое образование, которое не подлежит разрушению, что может находить выражение в чертах характера, способных обращаться против разума. Кратко подход Платона может быть охарактеризован следующим образом: необходимо построить твердую иерархию в душе человека. Это является также и задачей власти. Она заключается в том, чтобы противостоять необузданным страстям, противостоять, значит, всему тому, что закрепляет их в нежелательных и неконтролируемых чертах характера. Речь, таким образом, идет о придании власти 1о%оя, разума. А этическим оружием господства над собой являются сдержанность, епкгаШа. Платон, как мы уже отмечали, говорит о рассудительности, которую он понимает как «власть над определенными удовольствиями и вожделениями» и использует формулу «преодолеть самого себя»99.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |