КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление собой в античном мире
Аристотель в «Метеорологии» утверждает, что в основе землетрясений, молний и грома лежит одно и то же явление — испарение91, или, говоря современным языком, атмосфера. Но атмосфера присуща не только Земле и происходящим на ней явлениям. Позднее этот метеорологический образ использует Б. Спиноза. Согласно его представлениям атмосферой души являются страсти. Этот метеорологический образ Спиноза использует в «Бого-словско-политическом трактате» (I, 4). Если представить ураган или потрясение в душе, которые находятся вне поля нашей власти, то можно представить и те непредсказуемые последствия для человека, которые они могут породить. Это будет разрушительная страсть. Об опасности такой страсти, конечно же, знали греки. Нам поведал об этом Гомер, когда говорил о последствиях такой страсти, получившей выражение в гневе Ахиллеса92. Этот чисто гомерический гнев, который принесет ахейцам огромные страдания, которые были вызваны к жизни оскорблениями, полученными им от Агамемнона и вызвавшими в нем священную ярость. Гомер вкладывает в уста Ахиллеса такие слова: 90 Политеизм (поли... + гр. Шеоз бог) — многобожие — религия, осно ванная на вере во многих богов. 91 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 507-508. 92 Ахиллес — главный герой Троянской войны; сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. Величайший из грече ских героев; он совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год был убит стрелой Париса, которую Аполлон направил в единственно уязвимое место на теле Ахиллеса - в пятку (отсюда выражение «ахиллесо ва пята»).
I
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит. Он в зарождении сладостней тихо струящегося меда, Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастает. Гневом таким преисполнил меня властелин Агамемнон93. Но когда Ахиллес откажется от даров в виде репарации от своего противника, герой «Илиады» попадет в объятия злобы, которая превращает в узника душу человека. И не случайно Гомер говорит о хищных зверях, поселяющихся в душах людей, в частности, «вождей и строителей ратей» мирмидонян. Гомер говорит, что они похожи на волков, у которых «обагровлены кровию пасти». Гомер в своем бессмертном произведении показывает нам, что и герои, в данном случае Ахиллес, тоже могут в гневе уподобляться животным: они становятся жертвой той трансформации, которая происходит внутри них самих. Такого рода явления были описаны и в работах ряда других мыслителей, например, таких как Филодем94 или Сенека, показавшие гримасы лиц, искаженных под воздействием чувственных и злобных страстей. Тело в таком случае становится жертвой потрясения, пафоса95, который для человека по своим последствиям сравним с последствиями землетрясения для природы. Было бы неверно не выделять праведный гнев, который обретает свою легитимность в высшем, скажем так, божественном порядке. И в таком случае справедливо задаться вопросом: не является ли гнев Ахиллеса порождением героической чести? И если это так, то его гнев превращается в праведный. В несколько ином ключе Данте описывает Петра, первого проповедника и одного из 93 Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. С. 310. 94 Филодем из Гадары (100-35 до н.э.) - греческий философ, поэт, последователь Эпикура. Этические трактаты Филодема «О пороках», «О воздержании», «О гневе», «О свободе» и т.д. свидетельствуют о развитии им эпикурейской философии. 95 Пафос (от греч. раШоз — страдание, страсть, возбуждение, вооду шевление) — 1) В античной эстетике — страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос противопоставляется обычно этосу. Со гласно «Поэтике» Аристотеля, необходимый элемент трагедии, «дей ствие, причиняющее гибель или боль»; 2) Страстное воодушевление, подъем; энтузиазм.
пап, подвергавшего резкой критике тех из иерархов Церкви, которые вершили неправедные дела. Это означает, что некоторые из страстей оказываются легитимными и за пределами земной жизни. Однако героическая традиция морально оправданного гнева, которая присутствует в трудах Аристотеля, неравноценна той опасности, которая может порождаться страстями. Управление такого рода страстями является этическим императивом Древней Греции. Более того, способность научиться управлению этими страстями рассматривалась в античном мире в качестве своеобразной предпосылки для утверждениями собственного Я, обретающего подлинную человеческую природу и отличающего человека от Природы и метеорологических последствий для нее разного рода природных явлений.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |