Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и саморегулирование




Зачем нужна власть над другим, если мы не осуществляем власть над собой? Такая постановка вопроса поднимает, по край­ней мере, две проблемы: во-первых, влияния этики на политику, а во-вторых — взаимоотношения античной и классической пробле­матики этики с современной моралью.

Первая из названных нами проблем может быть раскрыта на основе простого сравнения отношения граждан античного мира и современных граждан к феномену власти. Выявляется, к примеру, что отношение к власти наших современников носит политичес­кий характер, а потому оно может получать разнообразное тол­кование в разных науках, среди которых назовем политическую философию, политическую социологию, политическую эконо­мию, политологию, а вместе с ней и целый комплекс политичес­ких наук, доктрины публичного права. Современное понимание содержания указанного отношения связано прежде всего с идеей и практикой разделения властей, с одной стороны, и властью над собой другого (или других), что наиболее полно получает выражение в таких областях знания, как психоанализ, разнооб­разные религии, а также в определенных ситуациях даже в пси­хотерапии.

Нужно сказать, что современная философия, безусловно, учитывает все то, что связано с саморегулированием субъекта, од­нако она не исключает и учет того, что является порождением по­стмодерна, в частности «Больших рассказов», а также и всего того, что связано с холистской философией, которая связывает воедино этические и политические размышления. Это получило свое выражение в работах недавно ушедшего из жизни крупного французского философа Поля Рикера87, а также в работах видного англо-саксонского мыслителя Аласдера Макинтайра88, для кото-

 

рых характерно стремление соединить этику, в ее античном тол­ковании, и политику. Оба указанных мыслителя стремились зано­во перечитать наследие Аристотеля в этих вопросах.

О чем идет речь? Признание приоритета этической составля­ющей власти и политики получает свое выражение прежде всего в осознании и в практической реализации власти над собой, и толь­ко потом осуществляется обращение к собственно политической власти. И тут немалое значение имеет наследие М. Фуко, в кото­ром указанная проблематика нашла свое отражение.

Теперь о втором приоритете — о соотношении античной эти­ки и современной морали. Опираясь на работы немецкого фило­софа Ю. Хабермаса89, можно утверждать, что представители со­временной этики как бы разделилась на два лагеря. Один из них представлен сторонниками кантовской традиции, утверждающей возможность достижения истины в практической области, что может быть охарактеризовано как антикогнитивизм, или субъек­тивизм, который не признает какую бы то ни было абсолютную рациональную консистенцию в практике. А это порождает, в свою очередь, некие альтернативные решения, такие, например, как моральные побуждения, или такой процесс решения, который связан с моральными дорациональными суждениями или с част­ным выбором в вопросах форм жизни. В итоге современное эти­ческое размышление получает свое выражение в так называемой «процедурной этике». А потому и власть над собой также стано­вится этической категорией. И открывается возможность для ут­верждения положения о том, что отношение к другому (или к другим) тоже является этическим вопросом. И тогда возникает следующий вопрос: не является ли химерой, аскетическим извра­щением жизни само это отношение к другому? А может быть, это лишь частный выбор образа жизни, который никак не связан с некой универсальной этической ценностью?

Современная этическая мысль, получившая свое выражение в многочисленных и противоречивых гипотезах и течениях, харак­теризуется многословностью, когда речь заходит о процедурных формах отношения к другому. Эта многословность получает выра­жение в ответе на ряд вопросов: как1 относиться к ценностям, как

 

87 СГ. Шссеиг Р. Зоьтёте сотте ип аШге. Р., 1990.

88 См., напр.: Макинтайр А. После добродетели. М., 2000.

 

1 НаЬегтаз /. Мога1е е1 сотггшшсаиоп. Р., 1986.

 

 

 

регулировать политеизм90 ценностей? За этим вопросом неизбеж­но встает и другой (один из основных вопросов античной филосо­фии): что должен делать я сам? Как руководить своими страстя­ми? А это, в свою очередь, поднимает вопрос существования свя­зи власти над собой и власти над другим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.