КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и саморегулирование
Зачем нужна власть над другим, если мы не осуществляем власть над собой? Такая постановка вопроса поднимает, по крайней мере, две проблемы: во-первых, влияния этики на политику, а во-вторых — взаимоотношения античной и классической проблематики этики с современной моралью. Первая из названных нами проблем может быть раскрыта на основе простого сравнения отношения граждан античного мира и современных граждан к феномену власти. Выявляется, к примеру, что отношение к власти наших современников носит политический характер, а потому оно может получать разнообразное толкование в разных науках, среди которых назовем политическую философию, политическую социологию, политическую экономию, политологию, а вместе с ней и целый комплекс политических наук, доктрины публичного права. Современное понимание содержания указанного отношения связано прежде всего с идеей и практикой разделения властей, с одной стороны, и властью над собой другого (или других), что наиболее полно получает выражение в таких областях знания, как психоанализ, разнообразные религии, а также в определенных ситуациях даже в психотерапии. Нужно сказать, что современная философия, безусловно, учитывает все то, что связано с саморегулированием субъекта, однако она не исключает и учет того, что является порождением постмодерна, в частности «Больших рассказов», а также и всего того, что связано с холистской философией, которая связывает воедино этические и политические размышления. Это получило свое выражение в работах недавно ушедшего из жизни крупного французского философа Поля Рикера87, а также в работах видного англо-саксонского мыслителя Аласдера Макинтайра88, для кото-
рых характерно стремление соединить этику, в ее античном толковании, и политику. Оба указанных мыслителя стремились заново перечитать наследие Аристотеля в этих вопросах. О чем идет речь? Признание приоритета этической составляющей власти и политики получает свое выражение прежде всего в осознании и в практической реализации власти над собой, и только потом осуществляется обращение к собственно политической власти. И тут немалое значение имеет наследие М. Фуко, в котором указанная проблематика нашла свое отражение. Теперь о втором приоритете — о соотношении античной этики и современной морали. Опираясь на работы немецкого философа Ю. Хабермаса89, можно утверждать, что представители современной этики как бы разделилась на два лагеря. Один из них представлен сторонниками кантовской традиции, утверждающей возможность достижения истины в практической области, что может быть охарактеризовано как антикогнитивизм, или субъективизм, который не признает какую бы то ни было абсолютную рациональную консистенцию в практике. А это порождает, в свою очередь, некие альтернативные решения, такие, например, как моральные побуждения, или такой процесс решения, который связан с моральными дорациональными суждениями или с частным выбором в вопросах форм жизни. В итоге современное этическое размышление получает свое выражение в так называемой «процедурной этике». А потому и власть над собой также становится этической категорией. И открывается возможность для утверждения положения о том, что отношение к другому (или к другим) тоже является этическим вопросом. И тогда возникает следующий вопрос: не является ли химерой, аскетическим извращением жизни само это отношение к другому? А может быть, это лишь частный выбор образа жизни, который никак не связан с некой универсальной этической ценностью? Современная этическая мысль, получившая свое выражение в многочисленных и противоречивых гипотезах и течениях, характеризуется многословностью, когда речь заходит о процедурных формах отношения к другому. Эта многословность получает выражение в ответе на ряд вопросов: как1 относиться к ценностям, как
87 СГ. Шссеиг Р. Зоьтёте сотте ип аШге. Р., 1990. 88 См., напр.: Макинтайр А. После добродетели. М., 2000.
1 НаЬегтаз /. Мога1е е1 сотггшшсаиоп. Р., 1986.
регулировать политеизм90 ценностей? За этим вопросом неизбежно встает и другой (один из основных вопросов античной философии): что должен делать я сам? Как руководить своими страстями? А это, в свою очередь, поднимает вопрос существования связи власти над собой и власти над другим.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |