КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поверх воли
Эпикур, как известно, стремился к тому, чтобы человек добился счастья в городе. Это счастье, которое он понимал как отсутствие зла, он назвал атараксией (буквально - отсутствие волнений, невозмутимость). Такое состояние, как мы уже отмечали, достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел.
Л
Атараксия мудреца является прежде всего апатией. Под ней понимается такое состояние души, для которого характерно отсутствие страстей, спокойная радость души, равновесие спокойного моря, говоря словами Демокрита, прекрасная метеорологическая сводка души. Но она не объясняется только отсутствием эффектов власти, что свидетельствовало бы только об ее «пассивности». Она является также «активной» в силу такого рода действия, которое не связано с властью. Это чистое действие Аристотель называет состоянием «бесстрастия и безмятежности»121. Как видим, это одновременно и пассивное, и активное состояние. У Аристотеля активность «чистого» созерцания, при помощи которого мудрец уподобляется богу, созерцающему самого себя в своей божественной автаркии, рассматривается как некая характеристика бога, который ничего не хочет. По Аристотелю, только бог являет собой абсолютное и автаркическое могущество («чистый акт», говорит Аристотель) без каких-либо желаний (если бы он чего-то желал, то это было бы знаком «отсутствия» удовлетворения желания могущественного существа), в то время как мудрец остается человеком, хотя и обожествленным, а потому ему свойственно желать... Но чего он может желать, если не отсутствия воли? Если позволительно сравнение, вспомним о феномене «самостирания» {зе1/-ега$ег), что получает свое выражение в «проблеме гамака» с видимым прозаизмом современной философии: укладываясь в гамак для того, чтобы уснуть, мы не будем раскачиваться, так как это нас пробуждает122. Подобно этому аристотелевский мудрец призван быть «активным», осуществлять созерцание, если не начинать его заново... Созерцание, а вместе с ним и мышление являются разновидностью активности и единственным средством, при помощи которого утверждается жизнь. Приведем цитату из «Метафизики» Аристотеля: «А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление — на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: но становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и
предмет его — одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом мысли; так что божественное в нем — это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение — самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присуща жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это и есть бог»123. Осуществление созерцания, по Аристотелю, не означает того, что делается некая вещь. Оно означает отказ от неаутентичной жизни в пользу созерцания.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |