Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поверх воли




Эпикур, как известно, стремился к тому, чтобы человек до­бился счастья в городе. Это счастье, которое он понимал как от­сутствие зла, он назвал атараксией (буквально - отсутствие вол­нений, невозмутимость). Такое состояние, как мы уже отмечали, достигается избавлением от страха перед богами, смертью и заг­робным миром, от чувства недоумения перед непонятными явле­ниями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государ­ственных дел.

 

Л

 

Атараксия мудреца является прежде всего апатией. Под ней понимается такое состояние души, для которого характерно от­сутствие страстей, спокойная радость души, равновесие спокой­ного моря, говоря словами Демокрита, прекрасная метеорологи­ческая сводка души. Но она не объясняется только отсутствием эффектов власти, что свидетельствовало бы только об ее «пассив­ности». Она является также «активной» в силу такого рода дей­ствия, которое не связано с властью. Это чистое действие Аристо­тель называет состоянием «бесстрастия и безмятежности»121. Как видим, это одновременно и пассивное, и активное состояние. У Аристотеля активность «чистого» созерцания, при помощи кото­рого мудрец уподобляется богу, созерцающему самого себя в сво­ей божественной автаркии, рассматривается как некая характери­стика бога, который ничего не хочет.

По Аристотелю, только бог являет собой абсолютное и автар­кическое могущество («чистый акт», говорит Аристотель) без ка­ких-либо желаний (если бы он чего-то желал, то это было бы зна­ком «отсутствия» удовлетворения желания могущественного су­щества), в то время как мудрец остается человеком, хотя и обожествленным, а потому ему свойственно желать... Но чего он может желать, если не отсутствия воли? Если позволительно срав­нение, вспомним о феномене «самостирания» {зе1/-ега$ег), что по­лучает свое выражение в «проблеме гамака» с видимым прозаиз­мом современной философии: укладываясь в гамак для того, что­бы уснуть, мы не будем раскачиваться, так как это нас пробуждает122.

Подобно этому аристотелевский мудрец призван быть «актив­ным», осуществлять созерцание, если не начинать его заново... Созерцание, а вместе с ним и мышление являются разновиднос­тью активности и единственным средством, при помощи которо­го утверждается жизнь. Приведем цитату из «Метафизики» Арис­тотеля: «А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление — на высшее. А ум через со­причастность предмету мысли мыслит сам себя: но становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и

 

предмет его — одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда об­ладает предметом мысли; так что божественное в нем — это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение — самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, ка­кова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы го­ворим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присуща жизнь и непрерывное и вечное существова­ние, и именно это и есть бог»123.

Осуществление созерцания, по Аристотелю, не означает того, что делается некая вещь. Оно означает отказ от неаутентичной жизни в пользу созерцания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.