КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и бессилие воли
2.5.1. Желать или намереваться? В соответствии с этикой Аристотеля власть над собой не является фактом ослепления воли. Вне всякого сомнения, мудрец должен продолжать желать быть мудрым, но это стремление не исключает желания. «Обоснованное предпочтение» (ргошгшн) не производит, как отмечает П. Рикёр, разрыва между желанием и разумом, но превращает само желание в условия осуществления принимающего решения разума130. Действовать на основе этики, осуществлять власть над собой — все это берет начало частично из того, что иногда называют «характером желательности». В соответствии с этикой стоиков дело обстоит иначе. Можно полагать, что стоики доводят до конца преувеличение той черты, которая характерна для гомеровской, а также трагедийной литературы: разрыв между действием, связанным с намерением, и действием, не связанным с ним, предполагает всегда некую ответственность131. Стоики были озабочены поиском ответа на такие 129 СТ. Найо1 Р. Ои'ез1-се яие 1а рЫНзорЫе апияие? Р., 1995. 130 ШссеигР. Ьа гакоп рга^ие // Би 1ех1е а Гаспоп. Р., 1986. Р. 241. 131 СГ. ШШатз В. Кесопгшззапсе ее 1а гезрогшЫШё // Ьа Ноп1е еХ 1а пёсеззйё. Р., 1997.
вопросы: что зависит от нас и что не зависит от нас? За что мы несем ответственность? В соответствии с представлениями стоиков, все сущее связано гармоничной взаимозависимостью. Под эгидой суровой Судьбы события выстраиваются в определенную цепь. А потому не является ли глупостью желать того, чтобы они выстраивались в соответствии с нашими желаниями? Мудрость заключается в том, чтобы желать того, чтобы события развивались так, как они развиваются. От нас зависит воля, которая является одновременно нашей ответственностью. «Для того чтобы придать хотя бы минимум смысла моральной ответственности, — утверждает один из видных представителей неокантианства Л. Брюнсвик, — нет необходимости в том, чтобы наши действия не имели бы причины, тем более нет необходимости в том, чтобы они вызывались к жизни внешними от нас и независимыми от нас причинами... нужно, чтобы они были по-настоящему нашими действиями, т.е. чтобы мы сами были бы их причиной»132. Ответственность реализуется тем самым в воле, в цели, получающей выражение в руководстве собой, что является реальным фактом осуществления власти. Такое идеальное господство предполагает борьбу со страстями, в которой стоики видят только болезни воли: ни в коем случае эти болезни не обладают собственной силой или энергией, которую можно было бы использовать, как это позднее будет иметь место в философии Спинозы. Страсть как таковая является только лишь извращением разума: ошибочным суждением, которое дает импульс душе.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |