Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и бессилие воли




2.5.1. Желать или намереваться?

В соответствии с этикой Аристотеля власть над собой не явля­ется фактом ослепления воли. Вне всякого сомнения, мудрец дол­жен продолжать желать быть мудрым, но это стремление не ис­ключает желания. «Обоснованное предпочтение» (ргошгшн) не производит, как отмечает П. Рикёр, разрыва между желанием и разумом, но превращает само желание в условия осуществления принимающего решения разума130. Действовать на основе этики, осуществлять власть над собой — все это берет начало частично из того, что иногда называют «характером желательности».

В соответствии с этикой стоиков дело обстоит иначе. Можно полагать, что стоики доводят до конца преувеличение той черты, которая характерна для гомеровской, а также трагедийной лите­ратуры: разрыв между действием, связанным с намерением, и действием, не связанным с ним, предполагает всегда некую ответ­ственность131. Стоики были озабочены поиском ответа на такие

129 СТ. Найо1 Р. Ои'ез1-се яие 1а рЫНзорЫе апияие? Р., 1995.

130 ШссеигР. Ьа гакоп рга^ие // Би 1ех1е а Гаспоп. Р., 1986. Р. 241.

131 СГ. ШШатз В. Кесопгшззапсе ее 1а гезрогшЫШё // Ьа Ноп1е еХ

пёсеззйё. Р., 1997.

 

вопросы: что зависит от нас и что не зависит от нас? За что мы не­сем ответственность?

В соответствии с представлениями стоиков, все сущее связано гармоничной взаимозависимостью. Под эгидой суровой Судьбы со­бытия выстраиваются в определенную цепь. А потому не является ли глупостью желать того, чтобы они выстраивались в соответствии с нашими желаниями? Мудрость заключается в том, чтобы желать того, чтобы события развивались так, как они развиваются. От нас зависит воля, которая является одновременно нашей ответственнос­тью. «Для того чтобы придать хотя бы минимум смысла моральной ответственности, — утверждает один из видных представителей нео­кантианства Л. Брюнсвик, — нет необходимости в том, чтобы наши действия не имели бы причины, тем более нет необходимости в том, чтобы они вызывались к жизни внешними от нас и независимыми от нас причинами... нужно, чтобы они были по-настоящему нашими действиями, т.е. чтобы мы сами были бы их причиной»132.

Ответственность реализуется тем самым в воле, в цели, получа­ющей выражение в руководстве собой, что является реальным фактом осуществления власти. Такое идеальное господство пред­полагает борьбу со страстями, в которой стоики видят только бо­лезни воли: ни в коем случае эти болезни не обладают собствен­ной силой или энергией, которую можно было бы использовать, как это позднее будет иметь место в философии Спинозы. Страсть как таковая является только лишь извращением разума: ошибочным суждением, которое дает импульс душе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.