Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поверх принципа власти




Еще один шаг в интерпретации связан с приближением к ата­раксии, апартейа и греческая автаркия созерцания в СеЫзепкеИ (нем. спокойствие, хладнокровие) Эккарта, потом у Хайдеггера. Эта интерпретация хорошо представлена Аленом де Либера в его книге «Осмыслить средние века»124: понятие «СеШззепкеН» — это, как отмечает Хайдеггер, «древнее слово», обозначающее спокой­ствие, равновесие души перед лицом вещей, или, говоря словами Эккарта, это слово обозначает «отказ от собственной воли в пользу божественной воли».

В такой интерпретации это становится эквивалентом аристо­телевской формулы «Никомаховой этики», о который мы говори­ли выше, — «бесстрастия и безмятежности», иначе говоря, — доб­родетели, понимаемой как отсутствие страстей, араНЫга. Однако Ален де Либера добавляет — то, что Се1а$$епкеИ означает собой ко­нец инструментальной концепции мысли, которая всегда возвра-

 

121 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 82.

122 С1 ЕЫе^^. ЗШез Ша1 аге еззепИаЦу Ьу-ргодис(. СатЪгЫ

е, 1983.

 

123 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 310. '

124 СГ. ПЪегаА. ее. Решегаи Моуеп В

е. Р., 1991.

 

 

 

щается к одному и тому же эквиваленту, сформулированному Ла-каном, в соответствии с которым говорить, что «человек мыслит при помощи своей души», означает говорить, что человек мыслит вместе с мыслью Аристотеля.

Отказ Эккарта является более чем аристотелевским, так как он соединяется с неизменным духом неоплатонизма. «Отказ явля­ется новым именем мысли в действии, мысли, которая не мыслит ни о чем, избегает всего, позволяя существование каждой вещи, в том числе и Бога». Всему позволено существовать: не является ли это уничтожением самой идеи власти? У Аристотеля, как отмеча­ет Либера, мы не оказываемся в такой мистической схеме. В «Ни-комаховой этике» Аристотель утверждает, что деятельность бога отмечена созерцанием: «Для богов вся вообще жизнь блаженна, а для людей — лишь настолько, насколько присутствует в ней некое подобие такой деятельности»125. При этом Аристотель утверждает, что человек должен не только созерцать, вести теоретическую де­ятельность, но и действовать как политическое животное, т.е. вес­ти политическую жизнь.

Нужно сказать, что ни Аристотель, ни иные эллинические школы (эпикурейцы, например, или стоики) никогда не забывали о том, что человеческое существо не является богом. Этическое совершенствование в нем является способом устранения власти. И именно к такому идеалу необходимо стремиться. Это наглядно видно на примере рассуждения Аристотеля в «Никомаховой эти­ке» о дружбе. Он выделяет совершенную дружбу, которая «бывает между людьми добродетельными и по добродетели друг другу по­добными, ибо они одинаково желают друг для друга собственно блага постольку, поскольку добродетельны, а добродетельны они сами по себе. А те, кто желают друзьям блага ради них, друзья по преимуществу»126. В таком отношении, как видим, отсутствует властное отношение, которое, как правило, предполагает извест­ное неравенство между двумя людьми или двумя сторонами.

«Есть и другой род дружбы, — утверждает Аристотель, - осно­ванный на превосходстве (одной стороны)... Во всех этих друж­бах, основанных на превосходстве, дружеское чувство должно

125 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 285.

126 Там же. С. 223.

 

быть пропорционально, а именно: к лучшему больше питают дружбу, чем он (к другим), и к тому же, кто больше оказывает по­мощь, тоже и соответственно ко всякому другому из лучших, ибо, когда дружеское чувство соответствует достоинству, тогда получа­ется в каком-то смысле уравненность, что и считается присущим дружбе»127. В такой дружбе неравенство является ключевым поня­тием: один индивид довлеет над другим. И это означает, что меж­ду ними устанавливается властное отношение. Иерархия неравен­ства греческого общества и политические модели общества, выдви­гавшиеся и Аристотелем, и Платоном, нам лишний раз напоминают, что власть осуществляется на основе неравенства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.