Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анархизм и вопросы власти




Под анархией понимается состояние дезорганизации обще­ства, лишенного правления, а также беспорядок как результат от­сутствия авторитета. В историческом плане путь к анархии откры­вает демократия, если она оказывается без реального управления и руководства. Такое понимание определяло отношение к демок­ратии Платона. Исчезает в таком состоянии общества порядок, не существуют более государство и закон.

Анархию следует отличать от анархизма. Последний представ­ляет собой доктрину, провозглашающую своей целью освобожде­ние личности от всех разновидностей политической, экономичес­кой и духовной власти. Характерным для анархизма является: враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти, защита мелкой частной собственности, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политичес­кой борьбы, требование немедленной социальной революции и ус­тановление безгосударственного коммунистического строя.

Анархисты видят в государственной власти абсолютное зло, так как она обращена против свободы человека. И потому во имя индивидуальных свобод, по мысли анархистов, нужно отказаться от государства, осуществляющего насилие над индивидом. Сто­ронники анархизма полагают, что люди сами могут организовать свою жизнь без участия в этой организации государства. Будущий строй анархисты представляют в виде федерации производствен-

 

ных ассоциаций, коммун, которые якобы только одни могут га­рантировать политическую и экономическую свободу личности.

Марксизм и анархизм представляют собой различные теории. Но у них есть нечто общее. И то и другое учения отказываются от трансцендентности правового государства. Их роднит демифологи­зация государства. Если марксисты делают упор на классовой борь­бе как средстве освобождения пролетариата, то анархисты желали бы построить общество, в котором не было бы конфликтов, в кото­ром господствующую позицию занимала бы личность, индивид.

Радикальный мыслитель, теоретик анархизма Макс Штирнер (1806-1856) в 1844 г. публикует книгу «Единственный и его соб­ственность», где отстаивает мысль о том, что идеалы и соци­альные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирическая личность единична. Он утвержда­ет, что первоисточники права и морали — сила и могущество от­дельной личности. И этому единственному противостоят силы уг­нетения. При этом государство имеет только одну цель — спутать цепями Я, разрушить его динамизм, отнять у подлинного субъекта его жизнь и осуществлять угнетение. Это так потому, что государ­ство — это определенный порядок и целый режим зависимости.

Каков же выход? Нужно покончить с тиранией государства. И это можно осуществить при помощи ассоциации, в которой найдет свое выражение сила индивида. М. Штирнер видит в ассоциации гибкий союз индивидов, который до определенной степени гаран­тирует свободу субъекту. Как видим, в таком подходе не учитывает­ся реальная и жизнетворная сила деятельности государства.

Заметную роль в разработке идей анархизма сыграл Пьер Жо-зеф Прудон (1809—1865). В 1846 г. он публикует принесшую ему известность книгу «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», в которой предлагает мирный путь переуст­ройства общества. А что он предлагает поставить на место этати-ческой власти? По сути дела, ничего. Однако устранение госу­дарственной власти, по Прудону, не означает отсутствия принци­па порядка и утверждения беспорядка. Прудон настаивает на том, чтобы экономика имела первенство перед политикой. При этом необходимо установить экономическое равновесие, в рамках ко­торого утвердится система взаимного страхования. У Прудона го­сударство обречено на исчезновение, но это произойдет не в ито-

 

ге революционного преобразования, как у К. Маркса, а станет следствием растущей самоорганизации общества.

П.Ж. Прудон оказывал большое влияние на понимание об­щественной жизни. И это было связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, он восхвалял управление обще­ством, осуществляемое самим обществом, что, к слову сказать, не потеряло актуальности и в наши дни. А во-вторых, Прудон про­рочески увидел в коммунизме смертоносную опасность его орга­низации. И он определял коммунизм как синоним тьмы, тиши­ны, нигилизма. Он увидел и опасность появления «государства-деспота» при коммунистическом строе.

Одним из видных теоретиков анархизма, как известно, был рус­ский революционер М.А. Бакунин (1814—1876). Ж. Рюсс приводит одно из кратких, но программного характера заявление: «Мы отбра­сываем всякую законность, всякий авторитет и всякое привилегиро­ванное влияние... В этом смысле мы являемся анархистами»508.

Для М.А. Бакунина свобода является фундаментальным по­нятием. Но может ли она существовать без насилия и бунта инди­видов против какого бы то ни было авторитета (божественного, человеческого, коллективного, индивидуального, социального)? Бакунин задается вопросом: хотим ли мы быть живыми или жела­ем остаться рабами и униженными на огромном кладбище? Быть живыми означает низвержение смертоносного политического по­рядка при помощи восстания. Именно восстание способно от­крыть путь к новому обществу, в котором не будет насилия. И в полном соответствии с такой логикой М.А. Бакунин приходит к выводу о том, что общество является первичным по отношению к этатической организации. Именно через общество, по мнению Бакунина, человек придет к осознанию своей человечности, И об­щество, значит, является целью и средством борьбы анархистов. Государство же, будучи средством привилегированного класса, направлено против человека. Оно пожирает социальную, народ­ную жизнь. «Государство, — утверждает М.А. Бакунин, — в самом своем принципе является огромным кладбищем, где жертвуют со­бой, умирают, хоронятся все проявления индивидуальной жизни... Это тот алтарь, на котором реальная свобода и благосостояние на-

. Ор. сН. Р. 134.

 

 

 

родов принесены в жертву величию политики; и чем больше эта жертвенность, тем более прекрасным является государство»509.

Но что означает отказ от государства? Бунт индивида против этатической власти проявляется как оборотная сторона бунта против Бога. Антиэтатизм оборачивается антитеизмом, или атеиз­мом. По мнению анархистов, Бог, подобно государственной влас­ти, отнимает у индивида свободу. И потому бунт против государ­ства является и бунтом против Бога. В конечном счете государство как фактор унижения человека будет, по убеждению анархистов, устранено. А вместе с ним будет устранен и Бог. На место государ­ства является общество, и открывается «праздник жизни». Возни­кает то, что называется анархистский коллективизм, исключаю­щий принуждение и предполагающий согласие каждого. Как ви­дим, М.А. Бакунин явно недооценивает роль права и юстиции. Исчезает понятие прав человека. На обочине остается государ­ственная власть как регулятор жизни людей.

Таким образом, государство рассматривается анархистами че­рез призму принуждения. Воплощением Разума и Логоса для них является общество. Оно является воплощением рациональности, а социальное является носителем этой последней.

При всей привлекательности таких рассуждений отметим, что политическое не сводимо к социальному, подобно тому как не сводится к простой экономической реальности и государство. Го­сударственная власть является, как мы уже говорили, институтом, принимающим решения, обеспечивающим юридическое, эконо­мическое, политическое регулирование социальной совокупнос­ти, позволяющей жить и выживать индивидам. Анархизм не уви­дел жизнеутверждающей функции власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.