КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анархизм и вопросы власти
Под анархией понимается состояние дезорганизации общества, лишенного правления, а также беспорядок как результат отсутствия авторитета. В историческом плане путь к анархии открывает демократия, если она оказывается без реального управления и руководства. Такое понимание определяло отношение к демократии Платона. Исчезает в таком состоянии общества порядок, не существуют более государство и закон. Анархию следует отличать от анархизма. Последний представляет собой доктрину, провозглашающую своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Характерным для анархизма является: враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти, защита мелкой частной собственности, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политической борьбы, требование немедленной социальной революции и установление безгосударственного коммунистического строя. Анархисты видят в государственной власти абсолютное зло, так как она обращена против свободы человека. И потому во имя индивидуальных свобод, по мысли анархистов, нужно отказаться от государства, осуществляющего насилие над индивидом. Сторонники анархизма полагают, что люди сами могут организовать свою жизнь без участия в этой организации государства. Будущий строй анархисты представляют в виде федерации производствен-
ных ассоциаций, коммун, которые якобы только одни могут гарантировать политическую и экономическую свободу личности. Марксизм и анархизм представляют собой различные теории. Но у них есть нечто общее. И то и другое учения отказываются от трансцендентности правового государства. Их роднит демифологизация государства. Если марксисты делают упор на классовой борьбе как средстве освобождения пролетариата, то анархисты желали бы построить общество, в котором не было бы конфликтов, в котором господствующую позицию занимала бы личность, индивид. Радикальный мыслитель, теоретик анархизма Макс Штирнер (1806-1856) в 1844 г. публикует книгу «Единственный и его собственность», где отстаивает мысль о том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирическая личность единична. Он утверждает, что первоисточники права и морали — сила и могущество отдельной личности. И этому единственному противостоят силы угнетения. При этом государство имеет только одну цель — спутать цепями Я, разрушить его динамизм, отнять у подлинного субъекта его жизнь и осуществлять угнетение. Это так потому, что государство — это определенный порядок и целый режим зависимости. Каков же выход? Нужно покончить с тиранией государства. И это можно осуществить при помощи ассоциации, в которой найдет свое выражение сила индивида. М. Штирнер видит в ассоциации гибкий союз индивидов, который до определенной степени гарантирует свободу субъекту. Как видим, в таком подходе не учитывается реальная и жизнетворная сила деятельности государства. Заметную роль в разработке идей анархизма сыграл Пьер Жо-зеф Прудон (1809—1865). В 1846 г. он публикует принесшую ему известность книгу «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», в которой предлагает мирный путь переустройства общества. А что он предлагает поставить на место этати-ческой власти? По сути дела, ничего. Однако устранение государственной власти, по Прудону, не означает отсутствия принципа порядка и утверждения беспорядка. Прудон настаивает на том, чтобы экономика имела первенство перед политикой. При этом необходимо установить экономическое равновесие, в рамках которого утвердится система взаимного страхования. У Прудона государство обречено на исчезновение, но это произойдет не в ито-
ге революционного преобразования, как у К. Маркса, а станет следствием растущей самоорганизации общества. П.Ж. Прудон оказывал большое влияние на понимание общественной жизни. И это было связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, он восхвалял управление обществом, осуществляемое самим обществом, что, к слову сказать, не потеряло актуальности и в наши дни. А во-вторых, Прудон пророчески увидел в коммунизме смертоносную опасность его организации. И он определял коммунизм как синоним тьмы, тишины, нигилизма. Он увидел и опасность появления «государства-деспота» при коммунистическом строе. Одним из видных теоретиков анархизма, как известно, был русский революционер М.А. Бакунин (1814—1876). Ж. Рюсс приводит одно из кратких, но программного характера заявление: «Мы отбрасываем всякую законность, всякий авторитет и всякое привилегированное влияние... В этом смысле мы являемся анархистами»508. Для М.А. Бакунина свобода является фундаментальным понятием. Но может ли она существовать без насилия и бунта индивидов против какого бы то ни было авторитета (божественного, человеческого, коллективного, индивидуального, социального)? Бакунин задается вопросом: хотим ли мы быть живыми или желаем остаться рабами и униженными на огромном кладбище? Быть живыми означает низвержение смертоносного политического порядка при помощи восстания. Именно восстание способно открыть путь к новому обществу, в котором не будет насилия. И в полном соответствии с такой логикой М.А. Бакунин приходит к выводу о том, что общество является первичным по отношению к этатической организации. Именно через общество, по мнению Бакунина, человек придет к осознанию своей человечности, И общество, значит, является целью и средством борьбы анархистов. Государство же, будучи средством привилегированного класса, направлено против человека. Оно пожирает социальную, народную жизнь. «Государство, — утверждает М.А. Бакунин, — в самом своем принципе является огромным кладбищем, где жертвуют собой, умирают, хоронятся все проявления индивидуальной жизни... Это тот алтарь, на котором реальная свобода и благосостояние на- . Ор. сН. Р. 134.
родов принесены в жертву величию политики; и чем больше эта жертвенность, тем более прекрасным является государство»509. Но что означает отказ от государства? Бунт индивида против этатической власти проявляется как оборотная сторона бунта против Бога. Антиэтатизм оборачивается антитеизмом, или атеизмом. По мнению анархистов, Бог, подобно государственной власти, отнимает у индивида свободу. И потому бунт против государства является и бунтом против Бога. В конечном счете государство как фактор унижения человека будет, по убеждению анархистов, устранено. А вместе с ним будет устранен и Бог. На место государства является общество, и открывается «праздник жизни». Возникает то, что называется анархистский коллективизм, исключающий принуждение и предполагающий согласие каждого. Как видим, М.А. Бакунин явно недооценивает роль права и юстиции. Исчезает понятие прав человека. На обочине остается государственная власть как регулятор жизни людей. Таким образом, государство рассматривается анархистами через призму принуждения. Воплощением Разума и Логоса для них является общество. Оно является воплощением рациональности, а социальное является носителем этой последней. При всей привлекательности таких рассуждений отметим, что политическое не сводимо к социальному, подобно тому как не сводится к простой экономической реальности и государство. Государственная власть является, как мы уже говорили, институтом, принимающим решения, обеспечивающим юридическое, экономическое, политическое регулирование социальной совокупности, позволяющей жить и выживать индивидам. Анархизм не увидел жизнеутверждающей функции власти.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |