КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная мысль и система отношений
Власть социальных групп
Источник: Ки$51. Ор. с\Х. Р. 174.
Глава 8. Власть как выражение микростратегий
Власть находится не только на вершине социальной организации общества. Она представлена всюду, распространяется повсеместно, пронизывая все общество. Как мы уже убедились, принимает решения и управляет обществом государство. Но в реализации политического господства участвуют и разнообразные социальные группы. И это дает основание утверждать, что в современных условиях власть нередко носит диффузный характер. Иными словами, власть делится и рассеивается. Такое видение власти предполагает не только учет деятельности и влияния, скажем, групп давления, но и учет более тонкой ткани социального обмена и взаимодействия, такого, например, как медицина, мода, информация и т.п. Логика общественного развития такова, что повсеместно действуют и заявляют о себе руководители различных рангов, создаются фрагментарные, атоми-зированные структуры. На периферии, вдали от «вершины власти», существуют многочисленные формы раздробленного господства, реализуются микростратегии. Нельзя сказать, что такая интерпретация власти является чем-то абсолютно новым. Существование таких проявлений власти замечено давно. Социальные актеры всегда прибегали к такому типу отношений. Но вот сам анализ микростратегий является достаточно новой тематикой в политической науке. Начало таким исследованиям положили работы французских социологов и философов Мишеля Крозье и Мишеля Фуко536. Что следует понимать под микростратегиями? Под микростратегиями понимаются вездесущие микровласти, которые порождают отношения гибкого, а иногда и просто аморфного господства, характеризуемые некоторой свободой маневра. Микростратегии представляют собой скоординированные действия, осуществляемые индивидами как частными лицами и нацеленные на достижение определенного результата. Участники такого действия преследуют цель, приносящую им выгоду. 536 Сгоггег М. Ье РНёпотёпе ЬигеаисгаНяие. Р., 1963; Сготг М. Ье Мопйе ёез етрюуёз ее Ьигеаи. Р., 1965; РоисаиК М. Ь Шйсиге йе 1а ГоПе. Р., 1961; РоисаиПМ. ЗигуеШеге* Ришг. Р., 1975.
Власть вписывается в социальное отношение и неразрывна с ним. Она не является некой особенностью, присущей тому или иному актеру, или конститутивной субстанцией определенного существа, или атрибутом какого-то субъекта. Она рассматривается как процесс и обмен, как отношение обмена между партнерами, участвующими в совместных переговорах. «Воздействовать на другого означает войти в отношение с ним; и именно в этом отношении развивается власть личности "А" над личностью "Б". Власть является, значит, отношением, а не атрибутом актера (выделено нами. - В.Ж.). Она может проявляться — и, стало быть, становиться принудительной для одной из взаимодействующих между собой сторон — только через отношение, которое ставит двух или нескольких актеров в зависимость друг от друга в процессе достижения общей цели, которая обусловливает их личные цели»537. И получается, что власть в такой интерпретации предстает как подвижное отношение, а вовсе не как неизменная данность. Разделяя в целом такую позицию, Жорж Баландье, французский социолог и антрополог, утверждает, что ныне всем правит «троица»: информация, техника, коммуникация. И потому сама власть становится игрой отношений в социальном существовании, в котором взаимодействие играет центральную роль, а господство коммуникаций осуществляется универсальным образом. Система отношений является в конечном счете основанием всякой мысли и жизни. «Человек конца нынешнего столетия, — утверждал несколько лет назад Ж. Баландье, — заключен в невидимый кокон, образованный всеми сетями, которые ему поставляют, стирая^дй-станцию, образы и шумы мира... коммуникационное господство прогрессирует; оно находится на пути превращения в первую подлинно универсальную имперскую реализацию. Обычное и научное знание, похоже, согласно с тем фактом, что ныне господствует коммуникация. Она господствует на различных сценах в зависимости от точки зрения: на тех, где появляются новые «силы», герои и звезды для одних; на тех, где образуются структуры и дей- 537 Сготг М., РтйЪгг&Е. Ь' Ас1еиг е! 1е Будете. Р., 1977. Р. 65.
ствуют обладатели власти - для других; на тех, где реализуется созидательная способность на длительную перспективу — для меньшинства. Это один из способов проявления вездесущности коммуникации. Ничто кажется не способным избежать ее закона»538. Внутри этой победоносной экспансии объединенных сетей власть может иметь форму только отношения. Власть и господство возникают и реализуются при помощи коммуникации. Однако даже если власть соединяется с коммуникацией, она (власть) не может быть сведена к коммуникации, что утверждал, в частности, М. Фуко. Это с одной стороны. А с другой — если власть рассматривать с точки зрения диспозиции отношений, то это не означает утверждения атомистического видения социального феномена. Социологи и политологи признают, что существуют целые системы отношений и множества взаимодействий. Реляционная концепция власти не означает ее только парцеллярной интерпретации, при которой индивид был бы ее принципом и основанием. 8.2. МИШЕЛЬ ФУКО: ВЛАСТЬ КАК ИГРА СТРАТЕГИЙ Значительный вклад в разработку проблемы власти внес французский философ, историк и социолог Мишель Фуко539 (1926—1984). Уроженец г. Пуатье М. Фуко получил образование в одном из престижных гуманитарных вузов — Эколь нормаль, где защитил диплом по философии. В 1961 г. М. Фуко защищает диссертацию по теме «История безумия в классическую эпоху», принесшую ему широкую известность в научных кругах. Однако подлинная известность к нему приходит несколько позже. Она была связана с опубликованием произведения пока еще редкого для нашей страны жанра эссе. Оно называлось «Слова и вещи» (1966). Потом одна за другой выходят работы М. Фуко: «Археология зна- 538 ВаЬпсИегС. Ье Роито1Г шг хсёпез. Р., 1992. Р. 135, 139. 539 Если быть совсем точным, полное имя Фуко — Поль-Мишель. В со ответствии с традицией семьи Фуко все мальчики получали имя отца: Поль. Это и было официальным именем выдающегося французского фи лософа. Для друзей же и близких он предпочел оставить вторую часть свое го имени (добавленную по просьбе матери), поскольку, как объяснял Фуко впоследствии, не хотел носить имя отца, которого в детстве ненавидел.
ния» (1969), «Надзор и наказание» (1975), «История сексуальности» (1976-1984). В свои 43 года М. Фуко возглавил весьма престижную кафедру «Истории мыслительных систем» в Коллеж де Франс (престижная академия для профессоров, получивших известность в различных научных дисциплинах). Особое внимание в своем творчестве М. Фуко уделял вопросам власти. При этом его подход отличается от многих его предшественников. Прежде всего М. Фуко решительно отказывается от «построения» теории власти. «Если мы попытаемся, - утверждал он, — построить теорию власти, то тогда нужно будет власть всегда описывать как некую вещь, возникающую в данном месте и в данное время, а из этого уже делать вывод и реконструировать ее генезис. Однако, если власть является совокупностью открытых (и в этом случае, конечно, плохо скоордированных) отношений, тогда наша проблема заключается в том, чтобы вооружиться такой сеткой анализа, которая делала бы возможным изучение отношений власти»540. Такой подход к анализу власти в полной мере основывается на наследии И. Канта, но без присущей последнему трансцендентности или духа новой критики, противопоставляемой любому теоретическому или практическому господству. Метод анализа власти М. Фуко основывается на так называемом теоретическом неподчинении, иногда представляемом в нарочито обостренной форме. Так, в одном из своих интервью М. Фуко заявил: «Я хотел бы, чтобы мои книги были бы разновидностью коктейля Молото-ва... и чтобы они горели как фейверверк»541. Во-вторых, М. Фуко, анализируя власть, отказывается от универсальной нормативности. При этом его критика нормализатор-ского общества коррелирует с концепцией «нормальной науки», выдвинутой известным американским историком и философом Томасом Сэмюэлом Куном. Философский смысл концепции Куна заключается в критике идейного стержня нормативистской эпистемологии - убеждения в единственности, абсолютности и неиз- 540 СГ. ВПИег1.-С. Ор. сИ. Р. 38. 541 Ьез ЫоиуеНез Нпёгаиез. № 2477. 17-23 таге 1975; ВПИег^-С. Ор. сИ. Р. 38.
менности критериев научности и рациональности. Эти критерии были объявлены Куном исторически относительными: каждая парадигма определяет свои стандарты рациональности, которые отнюдь не сводятся к соблюдению требований формальной логики, хотя и не противоречат им. Можно утверждать, что эпистемология Куна основана на идее несоизмеримости научных парадигм. То же самое мы находим и в подходе М. Фуко. Он, в частности, признает специфику и легитимность политической власти, в основе которой лежат права индивидов, но отказывается от сравнения «политических» парадигм между собой с точки зрения теории. Генеалогический метод, который использует М. Фуко при анализе политической власти, не позволяет осмыслить несоизмеримость феномена власти. Генеалогия власти не позволяет увидеть оппозиционность меняющихся форм правления, которые создаются исторически людьми. В-третьих, М. Фуко при анализе политической власти использует принцип «номинализма». Он утверждает в своей книге «Воля к знанию»: «Следует, конечно, быть номиналистом: власть — это не некий институт или структура, не какая-то определенная сила, которой некто был бы наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в данном обществе»542. Как видим, в понимании М. Фуко власть характеризуется известной множественностью микровластей. И «власть» как понятие не исчерпывается в полной мере понятием «политическая власть». Задача исследователя заключается в том, чтобы отыскать теоретический вектор, при помощи которого можно было бы охарактеризовать многообразную реальность, какой является власть. Следует сказать, что М. Фуко развивает видение власти, которое было присуще британскому философу, социологу и публицисту Бертрану Расселу (1872—1970). Б. Рассел пришел к выводу о том, что легитимной является власть не только политическая, но и власть, функционирующая и в других социальных полях в обществе. Фуко же идет еще дальше: он расширяет поле действия власти до масштабов всего общества. А потому и появляется у него концепция власти «без воздействия извне». 542 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М, 1996. С. 193.
В-четвертых, в работах М. Фуко (как, к примеру, и в работах X. Арендт) присутствует критика подхода к понятию власти М. Ве-бера. В отличие от Вебера, Фуко полагает, что господство не является сущностью власти. М. Фуко, значит, совершает двойной отказ: власть не имеет сущности, власть — это не господство. В итоге есть все основания утверждать, что власть может характеризоваться не одним, а множеством ее определений. А ее теоретическая интерпретация выходит за пределы монологической, гиперрациональной или холистской концепции власти. Что является следствием такого подхода? Отсутствие, если можно так сказать, иллюзорной модели «господства», которая как бы принуждает делать вывод о том, что власть устанавливается «сверху», и тогда власть напоминает собой некий «архипелаг», в рамках которого различные власти скоординированы, но никогда не отрываются от своего первичного воображаемого источника. Правда, у М. Фуко этот теоретический архипелаг, в свою очередь, оказывается в поле «холизма», когда дается универсальное определение власти как соотношения сил. Такая постановка вопроса исключает иные теоретические подходы в архипелаге мысли, т.е. подходы, берущие начало, например, в праве или в социологии власти Т. Парсонса. Зададимся вопросом: что М. Фуко понимает под моделью власть-господство? В соотношении сил как важном проявлении власти каждый участник этого соотношения обладает властью и осуществляет ее. Так, в тюрьме, например, властью обладают как охранники, так и узники тюрьмы. Конечно, властное отношение — это отношение неравенства. А на примере властных отношений в тюрьме оно более чем показательное. И оно никогда не может сводиться к господству. Если такое понимание властных отношений принять, то нужно будет признать относительную автономию конституционных положений, например, или права вообще и даже субъекта, что, как мы отмечали выше, М. Фуко отрицал, но в случае узников тюрьмы, как мы только что видели, — признавал. Не отрицая важности государственной власти, М. Фуко тем не менее не сводит политическую власть к совокупности этати-ческих аппаратов. Начиная со времени работы над книгой «Надзор и наказание», М. Фуко под властью понимает игру стратегий,
некую мобильную сеть, совокупность пружин и центров, мелких, фрагментированных, рассеянных по линии меняющихся сил актов. Но где функционирует такая сеть? В знаниях, движениях тела, школьных институтах. Короче — всюду. Итак, что же представляет собой власть в понимании М. Фуко? Воспользуемся таким определением французского философа: «Власть не является субстанцией. Она не является мистическим атрибутом, истоки которого нужно было бы открывать. Власть — это особый тип отношений между индивидами. И эти отношения являются специфическими: иначе говоря, власть не имеет ничего общего с обменом, производством и коммуникацией, даже если и связана с ними. Отличительная черта власти состоит в том, что некоторые люди могут более или менее полно определять поведение других людей, но никогда полностью или насильственно. Закованный в цепи и побежденный человек подчинен силе, воздействующей на него, а вовсе не власти» 8.2.1. Разум, форма власти: «История безумия в классическую эпоху» В этой работе внимание философа сосредоточено на выяснении этапов закрепления и изгнания безумия, а не на самом безумии. И это подводит исследователя к осмыслению темы «разум-власть». Правда, в этой работе нет развернутого анализа понятия власти, но к самому понятию философ обращается. Какие же этапы выделяет автор в своей работе, обращаясь к весьма нестандартной теме, какой является тема безумия. Внимание автора привлекает, в частности, 1657 г., который он определяет как этап Великого заточения безумия. В Средние века, а потом и в эпоху Возрождения безумие присутствует на социальном горизонте как ежедневный факт. Классический век, говорит нам М. Фуко, сводит безумие к тишине странным «актом насилия» как в мысли, так и в практической жизни. Подобно Декарту, считавшему, что безумие не касается того, кто мыслит, монархический порядок создает специальные дома для содержания психи-
чески больных или сумасшедших, окружая их тишиной и помещая их рядом с гомосексуалистами, паразитами, бедняками, короче, рядом со всеми лицами, исключенными из общества. «Ключевая для нас дата — 1656 г., когда был подписан декрет об основании в Париже Общего госпиталя, — пишет М. Фуко. — По своему функционированию и даже по замыслу Общий госпиталь не имеет ни малейшего отношения к медицине. Это одна из инстанций порядка, того монархического буржуазного порядка, который складывается во Франции как раз в этот период... Вскоре структура эта... покрывает своей сетью всю Францию»544. Почему происходит такое исключение? Почему распутники, сумасшедшие и другие части «пестрого населения», образующие пространство безумства, оказываются отброшенными? Этой тишине, этому «великому заточению» есть, конечно, экономическое обоснование. Заточение в психиатрическую больницу — это ответ XVII в. на кризис, поразивший западный мир. Опираясь на этот ответ, власти стремились избежать социальной агитации и предоставить работу интернированным. «Великое заточение» имело целью устранение демонов Запада. С его помощью обрамлялись и идентифицировались ясность и рациональность, изгонялось то, что связано с мраком и негативом. Именно при помощи «великого заточения» разум изгоняет своего другого, отличающегося от него, и он обретает подлинную власть, силу господства и репрессии. Классическое гаНо господствует и исключает, устанавливая границу между человеком разумным и негативом общества. М. Фуко указывает на различные обстоятельства, способствовавшие заполнению больниц, застенков и исправительных домов. Речь шла о борьбе с нищенством, о создании рабочих мест, регуляции уровня цен и заработной платы (посредством регуляции рабочей силы), установлении социального порядка, внушении этической ценности труда, коррекции морали (под знаком религии). Этими мерами руководило представление об обустроенном социальном рае, который соответствовал бы небесному раю. На протяжении XVIII в. сумасшедшие были отделены от этой гетерогенной массы, и обращались с ними в основном как с особой социальной категорией. Растущей промышленности требова-
543 РоисаиИ М. Отпек е181гщи1аИт: Уегз ипе сгШяие йе 1а га18оп ро1Шяие //ЬеОёЬа1. 1986. N41. Р. 5.
544 Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 66, 68.
лась рабочая сила. Бездельники, нищие, безработные и др. вновь становятся частью «тела нации». Интернирование более не соответствует потребностям общественной экономики. Учреждения заключения остаются за безумными и теми, кого сажают в соответствии с уголовным законодательством. Параллельно с такой дифференциацией сумасшедших развиваются представления о безумии. М. Фуко сообщает о восприятии безумства как связующего звена с освобожденным зверством, которое следует пресекать с решительностью. К концу XVIII в. сумасшедшие приобретают свои собственные заведения — лечебницы для душевнобольных. Безумие берется под опеку, и М. Фуко подчеркивает связь между юридической недееспособностью и психологической несвободой. В расхожих исторических сочинениях французский врач Филипп Пинель выступает первопроходцем гуманизма. Именно он в 1794 г. освобождает закованных в цепи душевнобольных в лечебнице «Бисетр». М. Фуко презрительно отзывается об идеализации такого типа. Душевнобольной, освобождаемый Пинелем, встречает свободу, состоящую из новых, иного рода цепей. «Лечебница позитивистского века, — пишет М. Фуко, — за основание которой так чествовали Пинеля, вовсе не свободное поле для наблюдений, диагностики и терапии; нет, это судебное присутствие, где обвиняют, рассматривают дело и осуждают, и откуда освобождаются, только загнав этот процесс в психологическую глубину, то есть посредством самообвинения»545. М. Фуко отмечает: «Считается, что Тьюк и Пинель открыли медицинской науке доступ в психиатрическую лечебницу. Однако они ввели в лечебницу не науку как таковую, а определенного персонажа — носителя сил, заимствующих у науки всего лишь ее внешнюю оболочку, либо, самое большее, свое оправдание. По своей природе силы эти — социально-нравственного порядка; источником их служит то положение младшего в семье, которое занимает безумец: отчуждение его личности, но не его ума. Врач способен очертить границы безумия не потому, что обладает знанием о нем, а потому, что может его обуздать... Врач мог пользоваться абсолютной властью над больничным миром лишь по-
стольку, поскольку он изначально был Отцом и Судьей, Семьей и Законом, а его медицинская практика с давних пор служила лишь комментарием к старинным ритуалам Порядка, Власти и Наказания... Больничный образ жизни, созданный Тьюком и Пинелем, был предпосылкой этой тонкой структуры, которая станет главной клеточкой безумия — структуры, образующей как бы символический микрокосм, где находят отражение мощные структуры буржуазного общества и его ценностей: отношения Семья-Дети, строящиеся вокруг темы немедленного сиюминутного правосудия; отношения Безумие-Беспорядок, строящиеся вокруг темы социально-нравственного порядка. Именно отсюда черпает врач свою целительную силу»546. Если разум победил, то врач, в свою очередь, становится воплощением «разума-власти» и господства в терапевтическом поле. На этом этапе у М. Фуко вырисовывается философия «власти-господства» и «власти-репрессии». Так как апофеоз медицинского персонажа означает, что осуществляется овеществление и господство магического порядка и что появляется отношение неравенства, асимметрии и чудотворного эффекта. Врач становится главной фигурой приюта не в силу знания, а в силу мудрости в качестве гаранта морального и ^лоидического закона. Лишенный своей воли и приравненный ^^ебенку умалишенный отчужден в воле врача, который его лечит, используя бессмертные фигуры Отца, Судьи, Семьи и Закона. От Пинеля до Фрейда психиатрическая практика связана с овеществлением, выполняемым при участии самого больного. Как видим, вопрос власти присутствует уже в первом достаточно крупном произведении М. Фуко. Однако концепция власти еще не определена. Она близка в своей интерпретации к репрессии (репрессии или наказанию умалишенного), которая структурирует отношения врач—больной. Внутренние механизмы власти, осуществляемые при помощи нормализации, будут ясно показаны М. Фуко позднее в его работе «Надзор и наказание», хотя и в работе «История безумия...» анализируется феномен морализации, предполагающий частично и норму как правило или модель, предписывающие то, что должно быть.
545 Цит. по: Монсон П. Современная западная социология. Теория, традиции, перспективы. СПб., 1992. С. 351.
546 Фуко М. История безумия... С. 494-496.
Возникает вопрос: что представляет собой терапия? Терапия далека от того, чтобы рассматривать ее как технику. Она представляет собой институт нормативного порядка. Власть, таким образом, связана с так называемой моральной мерой, а не с мерой юридической. Именно действие нормы моделирует одновременно лицо безумия и «исцеление» от него. М. Фуко вписывает безумие в безрассудство, таким же образом, как классическая мысль группирует все то, что отдаляется от этической и социальной нормы, и это объявляется символом зла, и потому можно утверждать, что идея власти нормы и нормальности находится в поле зрения «Истории безумия». Наконец, с 1961 г. обнажается связь между знанием и властью: производство «истины», связанной с безумием, вписывается в диспозицию власти, так как порядок в приюте лежит в основе «медицинского» анализа. Безумие в период классического — XVII в., а потом и в XVIII в. - это не только бредовые речи, отсутствие разума, но и «болезнь». И потому появляются нозография547, слабоумие, мания, меланхолия и т.п. понятия и термины. «Маниакально-депрессивный» цикл подается как истина наблюдения. Истерия и ипохондрия признаются медициной XVIII в. как нервные заболевания. И здесь мы вплотную подходим к грани, отделяющей мораль от медицины, так как безумие приобретает статус виновности и предполагает моральную санкцию. Власть подтверждается ростом знания, которое не совпадает ни с наукой, ни с совокупностью знаний; она обозначает организацию того, что делает возможным развитие науки. И приют определяется как место, где осуществляется отношение «власть-знание». И оно не является механическим. Им обозначается их артикуляция. Уже в первой свой работе М. Фуко объявляет, таким образом, что власть обозначает продуктивное действие, созидание, поступок, психическое формирование, нозографию, нормы, истины. В совокупности она представляет собой «силу», изобретающую знание как жизненную производительную функцию.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |