Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микростратегии и микродиспозиции




«Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». В этой фунда­ментальной работе М. Фуко дан тщательный анализ власти. При этом автор более не обращается к приюту или клинике. Он сосре­доточивает свой анализ на проблемах тюрьмы и тюремного фак­тора. Он пытается понять смысл крепостей, построенных в горо­дах, а иногда даже в центре городов. М. Фуко стремится выявить генеалогию «научно-юридического комплекса», на который опи­рается власть наказания.

Вплоть до второй половины XVIII в. преступников, как изве­стно, не заключали в тюрьмы, но в случае необходимости казнили на основе строго кодифицированного ритуала. Нередки были слу­чаи ампутации, расчленения. Казнь представляла собой строго регулируемую технику, которая должна была приносить опреде­ленные страдания наказуемому. По своей сути казнь представляла собой политический ритуал, функцией которого было заставить почувствовать всех силу суверена. «Публичная казнь, — утвержда­ет М. Фуко, - исполняет юридическо-политическую функцию. Она — церемониал, посредством которого восстанавливается на миг нарушенная власть суверена. Восстанавливается путем прояв­ления ее во всем ее блеске. Публичная казнь, сколь бы поспеш­ной и повседневной она ни была, относится к целому ряду пыш­ных ритуалов, восстанавливающих власть после ее временного упадка (таких как коронация, въезд монарха в покоренный город, усмирение взбунтовавшихся подданных); вслед за преступлением, унизившим суверена, казнь развертывает перед всеми его непобе­димую мощь. Ее цель — не столько восстановить равновесие, сколько ввести в игру как ее кульминационный момент асиммет­рию между подданными, осмелившимися нарушить закон, и все­могущим государем, демонстирующим свою силу»548. Таким обра­зом, казнь демонстрирует суверенитет власти, очевидно проявля­ющийся в теле подвергаемого пытке.

Абсолютистско-деспотическую модель власти М. Фуко опре­деляет краткой формулой: право на жизнь и смерть. Механизм та­кой власти превращает в смерть все то, что препятствует, ограни-

 

448

 

 

Нозография (гр. покоя болезнь +...графия) — описание болезней.

 

548 фуК0 м. Надзирать и наказывать. С. 73.

29 Заказ 125

 

 


чивает, восстает, преступает и сводимо к стратегии «взимания»: взимания богатства, крови, продуктов труда, объектов природы, времени и пространства. Смерть, значит, получает самые широ­кие полномочия.

Угроза наказания смертью имела в то время решающее соци­альное значение. Во-первых, смерть открывает символическую функцию крови, благодаря которой происходит распределение человеческих множеств по линии кровного родства, благородного и неблагородного происхождения; именно кровь указывает на разделы, проходящие между военным поражением и победой. Во-вторых, смерть дифференцирует массы населения по эпидемиям, голоду, стихийным бедствиям, сокрушая государство и самого су­верена. Наконец, при помощи смерти абсолютистская власть пы­тается утвердить во всем блеске древнюю мнемотехнику549 наказа­ния, и прежде всего — ритуал казни.

Власть смерти над жизнью в эту эпоху является безусловной. И власть отождествляет свою мощь со смертью. Казнь — это предель­ный символ абсолютистского господства, призванная вновь и вновь доказывать, что нет никакой «справедливости» вне прав су­верена. Казнь, по замечанию М. Фуко, не осуществляет справедли­вость, а «представляет собой ответ суверена тому, кто бросает вызов его воле, его закону, его особе»550. Способ казни прямо зависел от характера совершенного преступления. При ее осуществлении все­гда есть тот, кто приводил приговор в исполнение (палач), тот, кто подвергался казни, — преступник, а также народ, окружающий ме­сто казни. И все это разом оповещает, что нет другого «вместили­ща» власти, кроме божественного тела монарха. Тело казненного, выставленное напоказ, — эмблема власти суверена, блистательное воскресение венценосного тела из смерти посредством смерти

549 Мнемотехника (гр. тпете память + 1есЬпе искусство, мастерство) —

совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возмож­

но большего числа сведений, фактов. Основана главным образом на зако­

нах ассоциации.

550 фуК0 М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуаль­

ности. М., 1996. С. 241.

551 См.: Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск

М. Фуко) // Власть: Очерки современной политической философии За­

пада. С. 206-255.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.