КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микростратегии и микродиспозиции«Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». В этой фундаментальной работе М. Фуко дан тщательный анализ власти. При этом автор более не обращается к приюту или клинике. Он сосредоточивает свой анализ на проблемах тюрьмы и тюремного фактора. Он пытается понять смысл крепостей, построенных в городах, а иногда даже в центре городов. М. Фуко стремится выявить генеалогию «научно-юридического комплекса», на который опирается власть наказания. Вплоть до второй половины XVIII в. преступников, как известно, не заключали в тюрьмы, но в случае необходимости казнили на основе строго кодифицированного ритуала. Нередки были случаи ампутации, расчленения. Казнь представляла собой строго регулируемую технику, которая должна была приносить определенные страдания наказуемому. По своей сути казнь представляла собой политический ритуал, функцией которого было заставить почувствовать всех силу суверена. «Публичная казнь, — утверждает М. Фуко, - исполняет юридическо-политическую функцию. Она — церемониал, посредством которого восстанавливается на миг нарушенная власть суверена. Восстанавливается путем проявления ее во всем ее блеске. Публичная казнь, сколь бы поспешной и повседневной она ни была, относится к целому ряду пышных ритуалов, восстанавливающих власть после ее временного упадка (таких как коронация, въезд монарха в покоренный город, усмирение взбунтовавшихся подданных); вслед за преступлением, унизившим суверена, казнь развертывает перед всеми его непобедимую мощь. Ее цель — не столько восстановить равновесие, сколько ввести в игру как ее кульминационный момент асимметрию между подданными, осмелившимися нарушить закон, и всемогущим государем, демонстирующим свою силу»548. Таким образом, казнь демонстрирует суверенитет власти, очевидно проявляющийся в теле подвергаемого пытке. Абсолютистско-деспотическую модель власти М. Фуко определяет краткой формулой: право на жизнь и смерть. Механизм такой власти превращает в смерть все то, что препятствует, ограни-
448
Нозография (гр. покоя болезнь +...графия) — описание болезней.
548 фуК0 м. Надзирать и наказывать. С. 73. 29 Заказ 125
чивает, восстает, преступает и сводимо к стратегии «взимания»: взимания богатства, крови, продуктов труда, объектов природы, времени и пространства. Смерть, значит, получает самые широкие полномочия. Угроза наказания смертью имела в то время решающее социальное значение. Во-первых, смерть открывает символическую функцию крови, благодаря которой происходит распределение человеческих множеств по линии кровного родства, благородного и неблагородного происхождения; именно кровь указывает на разделы, проходящие между военным поражением и победой. Во-вторых, смерть дифференцирует массы населения по эпидемиям, голоду, стихийным бедствиям, сокрушая государство и самого суверена. Наконец, при помощи смерти абсолютистская власть пытается утвердить во всем блеске древнюю мнемотехнику549 наказания, и прежде всего — ритуал казни. Власть смерти над жизнью в эту эпоху является безусловной. И власть отождествляет свою мощь со смертью. Казнь — это предельный символ абсолютистского господства, призванная вновь и вновь доказывать, что нет никакой «справедливости» вне прав суверена. Казнь, по замечанию М. Фуко, не осуществляет справедливость, а «представляет собой ответ суверена тому, кто бросает вызов его воле, его закону, его особе»550. Способ казни прямо зависел от характера совершенного преступления. При ее осуществлении всегда есть тот, кто приводил приговор в исполнение (палач), тот, кто подвергался казни, — преступник, а также народ, окружающий место казни. И все это разом оповещает, что нет другого «вместилища» власти, кроме божественного тела монарха. Тело казненного, выставленное напоказ, — эмблема власти суверена, блистательное воскресение венценосного тела из смерти посредством смерти 549 Мнемотехника (гр. тпете память + 1есЬпе искусство, мастерство) — совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возмож но большего числа сведений, фактов. Основана главным образом на зако нах ассоциации. 550 фуК0 М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуаль ности. М., 1996. С. 241. 551 См.: Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть: Очерки современной политической философии За пада. С. 206-255.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |