КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть. Знание. Гуманитарные науки
Наряду с наблюдением и нормализацией проверка обеспечивает господство власти над телом и духом. Этот ритуал (школьный, больничный и т.п.) является сердцевиной всех процедур микровласти. Возьмем, к примеру, медицину. До XVII в. врачи не работали в больницах. Больницы, как правило, находились под контролем 555 Лии/. Ор. сИ. Р. 187-188.
религиозных организаций. Начиная с XVII в. врачи осуществляют регулярное наблюдение больных, проводя обходы и встречаясь с больными индивидуально. И постепенно врачи становятся центром и душой больницы, а основатели этих заведений начинают выполнять что называется второстепенные задачи. Но наблюдение врача сопоставимо с проверкой, осуществляемой по подобию развития процесса «власть-знание». Такой процесс (проверка) позволяет выделить из смешанной и анонимной массы людей, больных и т.п. индивидуальных представителей, а индивида превратить в случай. В поле своего наблюдения власть (в нашем примере — врач или профессор и т.д.) вводит феномен индивидуальности. А процедура объективации позволяет установить контроль над индивидом и превратить его в объект знания. «Ребенок, больной, сумасшедший, осужденный все чаще (начиная с XVIII в.) и по кривой, определяемой дисциплинарными механизмами, становятся объектами индивидуальных описаний и биографических повествований. Превращение реальных жизней в запись более не является процедурой создания героев; оно оказывается процедурой объективации и подчинения. Тщательно прослеживаемая жизнь умственно больных или преступников относится — как прежде летопись жизни королей или похождения знаменитых бандитов — к определенной политической функции записи; но совсем в другой технике власти... при которой каждый индивид получает в качестве своего статуса собственную индивидуальность и при которой благодаря своему статусу он связывается с качествами, размерами, отклонениями, "знаками", которые характеризуют его и делают "случаем". Такая власть строго "учитывает индивидуальные отличия"»556. Власть не сводится только к подавлению и цензуре. Было бы упрощением представлять ее как чисто негативный феномен. Она характеризуется и созидательной функцией: создает ритуалы, способствует развитию «гуманитарных наук», таких, например, как психология, психиатрия, криминология и т.д. Подобно власти, тюрьма не обозначает только лишение свободы. Она является в то же время и местом дисциплинарного преобразования индивида. Машина власти превращает заключенного
в шахматную фигурку, за которой ведется тотальное наблюдение. Осужденный, попав в сети наблюдения за его жизнью, превращается в преступника, все существование которого принадлежит пенитенциарной системе. Это создает возможность для создания криминологии как науки. Нарушитель закона и объект научного знания (изучения) сливаются воедино. Отметим и то, что власть и знание изменяются под воздействием друг друга. 8.2.6. Власть и секс В 1976 г. М. Фуко публикует первый том «Истории сексуальности», которому предпослан заголовок «Воля к истине». В данной обстоятельной работе, к сожалению, оставшейся незавершенной, М. Фуко стремится выяснить отношение между сексуальностью и механизмами власти. В этой работе М. Фуко выступает как историк секса, но не с точки зрения репрессий по отношению к нему, а с точки зрения изобретения и создания все более и более комплексных диспозиций сексуальности. Его тезис на первый взгляд выглядит парадоксально и удивляет читателя. Сексуальность, по Фуко, не интегрируется в репрессивную диспозицию. «Следует, стало быть, — утверждает М. Фуко, - отбросить гипотезу, что современные индустриальные общества открыли эпоху возрастающего подавления секса»557. Данное положение является ключевым, так как в прежние годы было принято считать, что сексуальность является как бы хроникером растущих репрессий. Еще в начале XVII в. в отношении сексуальности господствовала терпимость. Но уже в XIX в. сексуальность подвергается преследованию, так как рассматривалась как средство воспроизводства викторианской буржуазии. С тех пор в закон были возведены нормы производительной пары. Современное пуританство навязало бы декрет о том, что секс не существует. Власть далека от того, чтобы заставить замолчать секс, ведя о нем бесконечные речи. Сеть частных микровластей, начиная с XVIII в., берет на свою ответственность секс, подталкивая субъек-
556 Фуко М. Надзирать и наказывать. С. 280—282.
557 Фуко М. Воля к истине. С. 149.
тов к исповедям и признаниям. «Признание стало на Западе одной из наиболее высоко ценимых техник для производства истинного. Мы стали с этих пор обществом в исключительной степени признающимся. Признание далеко распространило свои эффекты: в правосудие, в медицину, в педагогику, в семейные отношения, в любовные связи, в самый обыденный порядок и в самые торжественные ритуалы; признаются в своих преступлениях, признаются в своих грехах, признаются в своих мыслях и своих желаниях, признаются в своем прошлом и в своих снах, делают признания о своем детстве; признаются в своих болезнях и бедах; стараются с величайшей точностью сказать о том, о чем сказать как раз труднее всего; признаются публично и частным образом, своим родителям, своим воспитателям, своему врачу, тем, кого любят; самим себе, в радости и в горе делают признания, которые невозможно сделать никому другому, признания, из которых потом делают книги. Признаются — или вынуждаются к признанию. Когда признание не является спонтанным или предписанным неким внутренним императивом, оно вымогается; его выколачивают из души или вырывают у тела... Человек на Западе стал признающимся животным»558. М. Фуко заключает: «...признание - это такой дискурсивный ритуал, где субъект, который говорит, совпадает с подлежащим высказывания; это также ритуал, который развертывается внутри определенного отношения власти, поскольку признание не совершается без присутствия, по крайней мере, виртуального партнера, который является не просто собеседником, но инстанцией, требующей признания, навязывающей его и его оценивающей, инстанцией, вмешивающейся, чтобы судить, наказывать, прощать, утешать и примирять; ритуал, где истина удостоверяет свою подлинность благодаря препятствиям и сопротивлениям, которые она должна была преодолеть, дабы себя сформулировать; это, наконец, ритуал, где самый акт высказывания, безотносительно к его внешним последствиям, производит внутренние модификации в том, кто его произносит; этот акт его оправдывает, искупает его вину и его очищает; он облегчает тяжесть его проступков, освобождает его и обещает ему спасение»559. 558 Там же. С. 157-158. 559 Там же. С. 161.
8.2.7, Юридическая власть и биовласть Так называемая репрессивная гипотеза строится на том, что действие власти «старой модели» понимается как репрессия, принуждение и закон. Такое понимание предполагает подчинение всех и каждого и потому выражает самую общую форму подчинения. Власть в таком понимании совпадает с монархическим суверенитетом. Эта концепция восходит к концу Средних веков, когда на Западе создается монархия как система права, строящаяся вокруг одного источника — короля, убивающего всех субъектов, не подчиняющихся его авторитету. И действительно, монархия создавалась в форме законов и суверенитета в целях регулирования противоборств и конфликтов. Начиная с эпохи Возрождения власть организуется при опоре на право. Право и сегодня во многом определяет наши представления о власти. Закон, запрет, репрессия структурируют это поле юридической модели. Подчинение. Послушание. Закон. Такой вид имеет трилогия, определяющая парадигму, подвергнутую анализу М. Фуко. Будучи инстанцией регулирования и арбитража, старая модель власти строится на механизмах запрета и санкциях. Но к этой модели в последующем было привито и другое представление о власти. И оба эти представления власти живы и в наши дни. «Западные монархии, — пишет М. Фуко, - выстроили себя в качестве правовых систем... они осмысливали себя через призму теорий права и придавали функционированию своих властных механизмов форму права... Через развитие монархии и ее институтов устанавливалось это измерение "юридически-политического"; оно, безусловно, не адекватно тому способу, каким осуществлялась и осуществляется власть; однако же оно является тем кодом, в соответствии с которым, по ее же собственному предписанию, ее и нужно мыслить. История монархии и сокрытие деяний и процедур власти юридически-политическим дискурсом шли рука об руку... Мы по-прежнему остаемся привязанными к определенному образу, выработанному теоретиками права и институтом монархии, — образцу власти-закона, власти-суверенитета. И если мы хотим проанализировать власть в конкретной и исторической игре ее приемов, то как раз от этого образа и нужно освободиться,
т.е. от теоретической привилегии закона и суверенитета. Необходимо построить такую аналитику власти, которая уже не будет брать право в качестве модели и кода»560. М. Фуко таким образом ставит вопрос потому, что репрессивная гипотеза (юридическая модель) не учитывает современную власть, которая утверждается начиная с XVII—XVIII вв. Современная власть не формулируется, подобно суверенитету, в терминах «заставить умереть» или «позволить жить». Напомним, что монарх обладает в отношениях со своими подданными правом жизни и смерти. Биовласть, напротив, занята тем, что управляет жизнью (Вюз) при помощи множества средств. Здесь меч уступает место управлению жизнями. Один из полюсов биовласти был определен еще в «Надзоре и наказании» при анализе контроля над телом в рамках разных технологий, обеспечивающих наблюдение и муштровку поведения. Биовласть в таком случае получает свое концентрированнное выражение в технологиях тела и дисциплинарных формах. Тела должны быть послушными и интегрированными в паноптиковую совокупность, т.е. в место тотальной видимости. Школы, больницы, казармы — это такие места, где тела подчинены строгой дисциплине, многочисленным и диверсифицированным стратегиям. Второй полюс биовласти находится в самом человеке, в категориях населения. Решающим здесь является контроль человека как вида, а не как индивида. Здоровье, плодовитость, сексуальность вида интегрируются во множестве диспозиций. И потому сексуальность становится объектом исследования и системного изучения. Она включается в поле анализа биовласти. Различая две модели власти, одну, связанную с законом, запретом и суверенитетом, вторую — с управлением жизнью, М. Фуко показывает, что сексуальность подчиняется требованиям власти, управляющей жизнью. Он тем самым объясняет комплексный механизм власти и освещает ее новые грани. Таким образом, два полюса биовласти (контроль над телом и контроль над видом) показывают существование широкой диспозиции господства над жизнью. Это является главным выводом «Надзора и наказания» и «Воли к знанию».
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |