КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разрушенные стратегии власти
Подход к власти, отвергающий миражи и иллюзии интегральной рациональности, нашел отражение, как мы только что отметили, в работе М. Крозье и Э. Фридберга «Актер и система», которая была написана на основе материалов исследований, проводившихся на предприятиях. Вслед за авторами указанной книги приведем пример стратегии актера и сердцевины власти. «Господин Дюпон, богатый нотабль небольшого провинциального городка, просит господина Дюрана, скромного ремесленника, провести ремонтные работы в его доме. Самим фактом такой просьбы между ними устанавливаются властные отношения»584. В указанной ситуации между двумя людьми превалирует так называемое силовое отношение, которое моделируется зоной неопределенности: если господин Дюран получает просьбу в условиях отсутствия конкуренции, то и господин Дюпон не лишил себя возможности провести ремонтные работы. Фактически, как показывает М. Крозье, регулирующее воздействие со стороны власти направлено на те козыри, которыми располагает каждый агент, — на возможность инициативы с их стороны и на существующие зоны неопределенности. Властное отношение представляет собой свободную, не закрытую и постоянно напряженную конструкцию, стратегию, по отношению к которой
каждый осуществляет движение и маневр сопротивления. Здесь истоки наступательного и оборонительного действия, воли по защите целей, развитие собственной активности, стремление господствовать над зонами неопределенности и укрепление собственных позиций. М. Крозье показывает наличие множественности влияний, стратегий, различных тактик, переговоров актеров с представителями зоны неопределенности. В конечном счете власть, не овеществляясь, проявляется всюду в своих взаимодействиях и регулировках. «Это... отношение, которое как специфический и автономный посредник между расходящимися целями актеров всегда связано со стратегией игры: эта структура, действительно, определяет существенность источников "естественных" и "искусственных" неопределенностей, что эти последние могут контролировать. Нам нужно освободиться от этой чисто негативной и репрессивной концепции власти, которая утвердилась в последние годы в различных течениях институционалистского, социоаналитического и других анализов, а также от неомарксистской или просто радикальной критики в экономике, психиатрии и педагогике, т.е. от концепции, которая усматривает в существовании властных отношений и связанных с ними проблем простой результат... и доказательство устойчивости структуры авторитета, способа социального господства... Власть представляет собой каждодневный механизм нашего социального существования»585. В результате игра представляет собой механизм, наиболее способный осознавать власть и ее стратегии. Она представляет собой соревновательную и мобильную активность, соответствующую зонам неопределенности, подчиненную согласованным правилам и переводящуюся для участников в выигрыши или потери. М. Крозье как бы реинтёгрирует свободу во власть. Актеры играют, и эта совокупность игр остается обычно открытой. Внутри структур власти встроена именно игра актера, который маневрирует по определенным правилам, так как власть и правила неразделимы. Власть, игра, правила — все это грани одного и того же феномена. В конечном счете актер располагает тем большей властью, чем больше он осуществляет господство над источниками
583 СготгМ. Ор. сИ. Р. 196. 384 СготгМ., МейЪещЕ. Ор. <Л. Р. 73.
585 СготгМ., РпейЬещЕ. Ор. с'И. Р. 30-32.
неопределенности (доступ к информации, отношение с окружением и т.д.). Теория власти М. Крозье является новаторской и плодотворной с различных точек зрения. Она освещает властные отношения, которые не являются механическими и ориентирует на реляциони-стскую концепцию в противовес так называемому субстанциона-листскому видению власти. С другой стороны, подобно М. Фуко, М. Крозье отказывается от использования в анализе концепции господства: он определяет стратегии актеров, нацеленные на получение выгод, учитывает игры, зоны неопределенности. Он исключает взаимопроникновение «власти-господства» в сознание актеров. Господство, подчинение- сколько тем скрывает современная теория власти, более озабоченная игрой актеров и свободными стратегиями, чем непроницаемым лицом этой власти
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |