КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разрыв с ограниченными эффектами
В продолжение парадигмы ограниченного воздействия средств коммуникаций Джозеф Клэппер и Элию Катц исследовали проблемы общественного ожидания и потребности, которые люди стремятся удовлетворить, обращаясь к СМИ. Оказалось, что телезрители предрасположены к тем посланиям, которые они способны понять и изучить. Для понимания роли СМИ необходимо исходить из требований индивидов. И телевидение, например, должно ориентироваться на понятное для индивидов изложение проблем
как по форме, так и по содержанию. Нужно уметь «продавать» политический «продукт». И если есть продажа, то есть и покупка. На экране своего телевизора индивид ожидает увидеть определенное лицо. И далеко не безразлично для индивида, каким голосом говорит это лицо, какова тональность. И потому оказались востребованы услуги политического маркетинга. Еще П. Лазарсфельд отметил, что зритель обращает внимание только на те передачи, которые его прямо касаются. В 1959 г. Э. Катц, в свою очередь, пришел к выводу о том, что «необходимо концентрировать внимание в меньшей степени на том, что средства коммуникации делают с людьми, чем на том, что люди делают со средствами коммуникации». На переднем плане, значит, должно находиться отношение людей к средствам коммуникации. В этом направлении было проведено немало исследований. Так, сторонники функционализма сосредоточивали свое внимание на проблематике воздействия на пользователей средств коммуникаций и их функциях (дивертисменты, информация или знание). По их мнению, послание дает результат только в меру восприятия его пользователем. Можно выделить диффузионистский подход (изучение процесса диффузии информации). На его основе изучались механизмы принятия нового продукта. На основе такого подхода выявилось влияние так называемых сетей влияния. Информация, распространяемая средствами коммуникации, «фильтруется» членами группы принадлежности или выработкой позиции принимать или нет продукт. Следовательно, средства коммуникации не имеют неких авторитарных отношений с индивидами и группами индивидов. Многое зависит от отношения индивидов к их продукции. Э. Катц вводит понятие селективности, основанной на потребностях и ожиданиях потребителей продукции средств коммуникаций. Прежде чем задаваться вопросами эффективности средств коммуникаций, необходимо исследовать ожидания и потребности людей. И роль СМИ, значит, сводится к поиску ответов на это потребности и ожидания. Правда, в таком подходе явно недооценивается роль коммуникаций в формировании и потребностей, и ожиданий людей.
Если же исходить из признания эффективности воздействия средств коммуникаций, то явно недооценивается индивид. Он оказывается беспомощным перед ними. «Действительно, во многих современных работах стремятся выявить в функционировании института (полиция, школа, госпиталь) обратный эффект, и приходят к выводу о том, что этот институт служит кому-то, что этот кто-то имеет власть его навязывать, и что он выработал более или менее осознанный план обеспечения его господства. Рассматриваемые под таким углом зрения средства коммуникации становились бы инструментом "господствующего класса" для поддержания социальной апатии, с тем чтобы внушить людям иллюзорное удовлетворение, которое им будет мешать "реально" добиваться освобождения... Они играют роль социального наркотика. Такой гиперболический функционализм основывается на идеальном представлении об обществе: индивид естественно интересуется публичным феноменом, но средства коммуникации противостоят этой тенденции. Если бы они не существовали, был бы дан ход потенциальной критике и ее внедрению в публичное пространство. И не имеют ли своим предназначением, своей целью, своим результатом средства коммуникации утверждение отчуждения?»596. В современных условиях нет оснований полагать, что средства коммуникации повсеместны и всемогущи. Однако нельзя недооценивать их роль и значение. Так, трудно переоценить роль телевидения в контактах политических лидеров с избирателями. А потому, например, телевидение способно сегодня воздействовать на соотношение сил через распространение тех или иных идей и взглядов, присущих политическим лидерам.
декодирования. Средства коммуникации не являются реальностью, так как их информация в себе не имеет никакого значения. Давно было замечено, что в народных кругах, даже если получают некое послание, умеют освобождаться от его влияния, различая образ и личную жизнь. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы кодировать то или иное событие, что предполагает использование определенных методов, на основе которых то, о чем говорится и что показывается, приобретало бы для индивида определенный смысл. Любой факт являет собой послание, плохо ли, хорошо ли интерпретированное. Многозначимое послание может приводить к тому, что рецептор, индивиды не смогут в полной мере его осмыслить. И получается нередко так, что текст понимается зрителем (слушателем) иначе, чем это предполагалось, когда информация определенным образом кодировалась. При этом интерпретация того или иного текста будет зависеть от принадлежности рецептора к той или иной социальной группе. Так, к примеру, забастовка может читаться как средство защиты лиц наемного труда, как злоупотребление по отношению к пользователям и как угроза для выживания предприятия597. Таким образом, несмотря на проводимые исследования, нет очевидного ответа на вопрос о власти СМИ. Если они и оказывают воздействие, то оно осуществляется на определенную часть общества, в определенных обстоятельствах, при наличии определенных условий.Разумеется, СМИ могут оказывать существенное влияние, но постулат о том, что они могут заставить людей поверить в неизвестно что и неизвестно кому, поставлен под вопрос многими социологическими исследованиями.
9.1.3. Возвращение к теории ограниченного воздействия Сама жизнь ставила вопрос об отыскании некой операционной концепции, которая позволила бы эмпирически изучать средства коммуникации. Такая концепция была выдвинута Стюартом Холлом. Она строилась на двух понятиях: кодирования и
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |