КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть образа в политике
Средства массовой информации и коммуникации, порождая и навязывая верования, мнения, убеждения определяют и основные политические ставки. Нашей жизнью, как утверждает Ж. Рюсс, правит театрократия, которая вторгается в представления людей со всем присущим ей магическим, мифическим и чудотворным действием. Именно поэтому политическая власть получает свое выражение на сцене, как это отмечал Ж. Баландье. Под воздействием идей политический рисунок, да и само социальное существование подчиняются в наши дни нормам спектакля. Утвердившаяся повсеместно в политике так называемая «звездная система» («Маг зу$1ет») означает господство образа прежде всего. Информация и коммуникация анестезируют, т.е. искусственно устраняют, чувствительность из политической жизни. На передний план выходят форма, образ, персонаж как созидатели событий и оценочных суждений. И в этом находит выражение власть СМИ и коммуникации. Образы стали своеобразной субстанцией политики. Компетенции явно недостаточно для утверждения личности как политика. Необходимо обольщать. «Умножение и распространение современных средств информации, — отмечает Ж. Баландье в работе, которой он предпослал название «Власть на сцене», — в корне изменило способ производства политических образов. Они могут быть созданы в большом количестве по случаю событий или обстоятельств, которые вовсе не обязательно должны иметь исключительный характер. Они приобретают благодаря аудиовизуальным средствам, иллюстрированным журналам и афишам такую силу вторжения и присутствия, которая была неведома в прошлом ни в одном обществе. Они становятся ежедневными, т.е. они лишаются оригинальности и используются, что предполагает их частое обновление или создание видимости обновления... Политическое пространство, с точки зрения управляемых, кажется более открытым, оно утрачивает часть таинственности, содержащегося в природе этого скрытого и секретного мира; оно и сейчас остается таким же миром, но его ежедневное появление приводит к падению интереса и разочарованиям.
Аудиовизуальная техника, которой располагает власть, позволяет постоянную драматизацию»605. Средства информации управляют обществом при помощи сценичности. С магической сцены экрана исчезают архаические фигуры авторитета, отца, матери и т.д. В воображении предстают поля власти, далекие от рациональной оправданности. Настоящего политика сменяет очаровательный лидер с вселяющей уверенность внешностью. Иначе говоря, драматургия воображения управляет всем. Средства информации создают события, придают необходимый облик политикам и актуальным проблемам. Они внедряют информацию и текущую историю, придумывая частично социальную и политическую жизнь. Средства информации, усиливая обольщение образами, навязывая иллюзии и мечты, порождая политическую анестезию, способствуют стиранию в обществе критической функции, протеста как такового. Это заметил в свое время немецко-американский философ и социолог Герберт Маркузе (1898—1979). В «Одномерном человеке» (1964) он показал, что власть, создающая закрытое общество, поглощает оппозицию и способствует образованию одномерного человека, т.е. полностью интегрированного глобальным обществом и лишенного «личностного пространства, где человек может стать и оставаться «самим собой». «Сегодня это личностное пространство, — утверждал Г. Маркузе, — захвачено технологической реальностью. Массовое производство и распределение требуют всего индивида, и индустриальная психология давно уже не ограничивается фабрикой»606. Г. Маркузе обращает внимание на весьма важные моменты: средства информации стандартизируют вкусы и интересы, подталкивая к конформизму, производя «среднего человека». Происходит униформизация личности, устраняется ее самобытность и оригинальность. Говоря о могуществе средств информации, канадский философ, социолог, теоретик коммуникационных технологий Мар- 605 ВаШпсИегб. Ье Рсмжлг шг ксёпез. Р., 1992. Р. 109-110. 606 Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологичес- кая мысль. М., 1996. С. 131. 504
шалл Мак-Люэн (1911—1980) отмечал, что телевидение приводит детей к культурной близорукости. Алфавит и общий взгляд порождают привычку аналитического восприятия, способность выделять определенное состояние среди других, тогда как искусство образа порождает глобальный и тотальный способ, навязывая тотальность смыслов. Телевидение порождает, как считает М. Мак-Люэн, культурную анемию. «Молодые люди, которые испытали в течение десяти лет воздействие телевидения, приобрели, естественно, привычку углубленного участия, которое заставляет проявляться как ирреальные, лишенные смысла и анемические, отдаленные и воображаемые цели текущей культуры»607. Телевидение ориентирует ребенка на глобальное восприятие, и потому ребенок не может более удовлетвориться фрагментарным и аналитическим идеалом, который вырабатывается письменной культурой. И потому социологи говорят, что телевидение убивает письменность.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |