КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть интеллектуалов
ВЛАСТЬ РЕКЛАМЫ И ОПРОСОВ Наряду со средствами информации в обществе действуют и другие власти влияния, к числу которых относятся реклама и опросы общественного мнения, являющиеся новым оружием социального контроля. 1 ВаПе Р. МёсНаз е! Зоа&ёз. Р., 1992. Р. 666.
I
Реклама представляет собой искусство психологического воздействия на общество. Она широко используется в коммерции, но в последние годы широко используется и в политической жизни, особенно в период избирательных кампаний. Опросы общественного мнения являются также средством мягкого влияния на население. Они обеспечивают сведениями и дополнительными аргументами о самых разнообразных мнениях и потребностях граждан. С их помощью определяется профиль среднего потребителя-избирателя, а также формируется общественное мнение. Власть опросов общественного мнения определяется тем, что она подталкивает каждого гражданина следовать за большинством граждан, которое занимает выявленную этими опросами позицию. Своеобразным принципом их действия является опасение свободы. Кто же такой интеллектуал? В некотором смысле интеллектуал «самоидентифицируется» тем, что принимает участие в дебатах, борьбе идей. Этим понятием обозначается посредник, участвующий в определенном поле отношений, отношений между культурой и политикой, между разумом и социальным полем, между мыслью и действием. Так, скажем, математик, решающий уравнения, не является интеллектуалом. Он им становится фактически только в случае осуществления политических действий, например, занимая вполне определенную позицию в вопросах производства и запрещения ядерного оружия, в вопросах защиты окружающей среды и т.п. Интеллектуал действует. Он «обязуется», являясь в определенном смысле профессионалом обязательства. Интеллектуал возникает из соединения мысли и политики. Как отмечают французские социологи Паскаль Ори и Жан-Франсуа Сиринелли в работе, посвященной интеллектуалам, эта категория включает в себя вовсе не тех, кто думает, а тех, кто сообщает мысль в виде эссе, трактата, в ходе выступлений и т.п. Указанные социологи определяют интеллектуалов как людей сферы культуры, «являющихся создателями или посредниками, поставленными в ситуацию человека политики как производителя или потре-
бителя идеологии». Это не просто социопрофессиональная категория, или неизменный персонаж. Это статус, приобретенный «индивидуальной волей... и обращенный к коллективному использованию». Авторы полагают, что «существует «интеллектуальное общество», которое вырабатывает свои собственные средства, свои собственные сети»609. В такой интерпретации понятия есть своя история. 13 января 1898 г. Э. Золя публикует свое знаменитое письмо: «Я обвиняю!», беря под свою защиту капитана Дрейфуса. 23 января Ж. Клемансо написал: «Не является ли это знаком того, что прибывшие отовсюду интеллектуалы объединяются вокруг идеи?». Такова история рождения этого неологизма, вошедшего в XX в. Дело Дрейфуса стало своеобразным крещением интеллектуалов. Правда, это понятие использовалось еще в XII в., однако оно формируется в его современном понимании лишь в XVIII в. А в XX в. интеллектуал — это защитник идей, которые обольщают толпу, вводя их в поле действия и человеческого прогресса.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |