КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть религии
Религия, как известно, играла и играет весьма значительную роль в жизни общества. Она вносит свой вклад в реализацию политической власти. При этом совокупность так называемых ритуальных действий, связанных с тем, что мы называем священным, порождает и формы мирского господства. Никто не оспаривает тот факт, что религиозные ритуалы играют в жизни людей спасительную роль, освобождая их от страха и компенсируя их слабость. Бог дает успокоение людям. Он покровительствует им, вселяя к тому же перспективу бессмертия. Власть религии, ее престиж, особенно в глазах верующих, связаны с бессмертием души, с воскресением умерших. Кажется, Лукрецию, римскому поэту и философу, принадлежит мысль о том, что страх создал богов. И вера изгоняет этот страх, создавая тем самым жизненное пространство.
Но помимо смерти, в контроле нуждаются такие человеческие качества, как агрессивность и необузданные желания. Религиозный контроль в борьбе с ними весьма эффективен. Правда, в наше время организованное на основах социального контракта общество рационально управляется при помощи закона. Именно закон подчиняет человека и определяет власть, приносящую порядок в общество. Религия, в свою очередь, гармонизирует общество при помощи ритуальной манипуляции. И потому власть влияния приобретает политико-социальную форму. Религия и религиозные институты регулируют те виды насилия, которые порождаются желаниями людей. Они вносят свой вклад в утверждение мира в обществе, состоящем и из людей, наделенных ненавистью и агрессивностью, присущими человеческому виду вообще. Умиротворяющая и регулирующая функция религии является проявлением ее власти. Жертвоприношение используется в религиях как символ отвержения насилия, средство регулирования, а значит, и выживания общества. Религиозный обряд вообще, ограничивая проявление, а тем более эскалацию насилия, является также выражением власти и силы. Ж. Рюсс приводит следующее размышление французского политического мыслителя Жан-Жака Вюненбюргера: «Насилие оказывается... перехваченным священным... Ритуальная манипуляция священным может поглотить значительную часть его энергии, которая без него оказалась бы непредсказуемой и неконтролируемой. Некоторые культуры, или, по крайней мере, ритуалы, артикулируются, в основном, вокруг контролируемой чувствительности и аполлоновской силы тяжести. Выживают только те ритуалы, которые основаны на приручении этого насилия и на его символическом сохранении... Празднества представляют собой, вероятно, самый сильный ритуал концентрации реального и символического насилия. Агонистические игры, сексуальные вольности, продовольственные излишества, интенсификация эмоциональной жизни в танце — все это каналы для циркуляции насилия, но насилия, удерживаемого под контролем мифической традиции»613. Религия, господствуя над страхом смерти и насилием, обладает очистительной для общества властью, избавляя его от беспорядков и эксцессов, несущих ему угрозу разрушения.
512
612 СГ. Лиху/. Ор. сИ. Р. 235-236.
613 Кшз /. Ор. сИ. Р. 237-238. 33 Заказ 125
Но не только насилие выражает суть религии. В центре любого вероисповедания находится опыт Священного, мистика божественного Присутствия, загадочная Трансцендентность. Встает вопрос: как обращаться со Священным, если оно отделено от мирского разного рода запретами? Нуждается ли оно в администрировании и управлении? Специалисты вмешиваются в эту для многих запретную сферу, вооружившись властью. В этой области появляются прорицатели, претендующие на предсказание будущего на основе знания природы: раббины (иудейская вера), клерки, вышедшие из священнических кругов и ставшие докторами права, различные священнослужители, т.е. все охранители власти, администрирующие Священным и обеспечивающие ортодоксальность веры. Взять, к примеру, католическую церковь. Папа и епископы обозначают центр силы, источником которой является Иисус Христос. Римская курия — это «штаб» папы с епископальным советом. Существуют приходские священники и клерки. Осуществляется, таким образом, распределение власти внутри системы, которая администрирует Священным. Папа римский является главой миниатюрного государства. А это значит, что к его духовной власти добавляется власть мирская. Подобная организация присуща и государству как таковому, государству, скажем так, универсального предназначения, опирающегося на местную политическую власть в решении задачи навязывания неких норм или ценностей. Писатель и идеолог дворянско-монархической Франции Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848) в своей работе «Гений христианства» (1802) почти восторженно говорит о порядке властей в Церкви: «Нет ничего более умно организованного, чем эти круги, которые, начиная с последнего деревенского певца, поднимаются до папского трона, который они поддерживают, и который их коронует»614. Религиозная власть не ограничивается управлением Священным. Очень часто она находится в основании собственно политической власти. Пример тому - французская монархия, где государь почитался посредником между Богом и людьми, концентри-
руя в себе силу трансцендентного порядка. Власть государя артикулируется на полюсе священного, которое придается его персоне. И потому король обладает божественной властью, а религиозная сила обосновывает политическое господство. «Священность политической функции иллюстрирует пример французской монархии: как и цари древнего Израиля, франкские короли, особенно со времен Карла Великого, являются помазанниками Бога, протежировавшего им в осуществлении их функций, и они были викариями в истории. Институт включает тем самым посвящение папой, и король оказывается обеспеченным чудотворной влас- тью»615. Таким образом, священность предстает в конечном счете как политическое основание, как символ религиозной мощи, выражающейся через тело короля. И тогда мирская власть становится видимой формой и видимым выражением небесного закона, воплощением связи между небом и землей. Однако в XX в. отмечена устойчивая тенденция упадка влияния религиозной власти. Бурный прогресс науки и техники способствует дистанцированию человека от абсолютного и священного. Наука чем дальше, тем больше способствует десакрализации реальности, все большая часть которой действует в отрыве от религии и религиозных институтов. Получается так, что техника, особенно ее новейшие наукоемкие отрасли, как бы образует новый мир, а наука определяет власть. Так, скажем, еще недавно все, что было связано со смертью, управлялось священниками и Церковью. Теперь большая часть забот в этой сфере перешла в руки медиков. То же самое происходит в области насилия. Влияние религии здесь стало значительно меньше. Насилие теперь в большей мере подчиняется регулированию со стороны политической власти и закона. Необузданные желания, социальный порядок и управление конфликтами — все это регулируется с помощью социального контракта и юридической формы. Скажем и о том, что политическая власть в современном демократическом обществе не определяется в полной мере божественным и священным. Религия не играет решающего значения в сущности силы политики. С рождением демократической фор-
1 О".
. Ор. сН. Р. 239.
1ЬШ.
33*
мы правления основания власти, воплощаемые в персоне Государя, испытывают на себе все большее влияние светской политической власти, отделенной в значительной мере от священного. А потому религия единолично не определяет более политической динамики и социального порядка. Встает вопрос: Священное исчезает из нашей жизни? Сказать да - означает впасть в большое преувеличение. Мы живем в противоречивое время. И это в полной мере относится к России, переживающей эпоху коренной ломки, глубочайших преобразований во всех сферах жизни. На огромных российских просторах действительно идет процесс десакрализации власти, однако в то же время на наших глазах происходит ренессанс религии, веры и всего, что входит в понятие Священного. Невольно задаешься вопросом: не является ли усиление позиций православной религии, как, впрочем, и других конфессий в России, «реваншем Бога»? Не является ли это знаком новой власти и новой силы? Воспользуемся высказыванием социолога Жиля Кепеля, которое приведено в работе Ж. Рюсс: «Крах политических идеологий, распыление экономической собственности, ослабление социальной ткани способствовали после 1975 г. показательному новому подъему чистых и устойчивых религиозных движений, нашедших новые силы в священных текстах, и ставших убежденными противниками светскости... Приводимые в действие молодыми образованными и современными активистами, эти движения, будь то христианские, еврейские или мусульманские, оказываются способными, действуя "сверху", добиться власти, и, действуя "снизу", — мобилизовать массы»616. Такой вывод вряд ли в полной мере применим к характеристике религиозных движений современной России. Но в том, что происходит усиление Церкви и религиозных движений, нет никаких сомнений. Как афоризм звучит формула: когда возвращаются боги, появляется священность политической власти, возвращается религиозное регулирование политики. Священное вновь легитимизирует политическое действие. Показателен в этой связи пример Польши, где религиозное регулирование политики налицо. Можно вспомнить и об «исламских революциях» в арабских странах. Кш$1. Ор. си. Р. 240-241.
Возвращение, пусть даже частичное, божественного свидетельствует о невозможности существования полностью атеистического общества и, как нам представляется, о непреодолимых трудностях тотального подчинения политики Рациональному. И в новых, весьма изменившихся условиях Священное продолжает вдохновлять жизнь внутри разных форм политического господства, в том числе и в России. Таким образом, священное и божественное как источники благотворной веры и, как полагал 3. Фрейд, спасительной иллюзии, оказывают значительное влияние и обладают немалой властью. Известная беспомощность человека перед многими силами природы нередко рождает страх у человека, который можно преодолеть с помощью ритуала. А это важный источник силы религии, позволяющей хотя бы частично освободить верующего от тревог и нонсенса, которые несут в себе угрозу разрушения человека. Кроме того, религия — средство управления ежедневной жизнью, которую она организует во множестве областей — от питания до образования семьи, включая организацию труда, отпуска и т.п. И потому власть религии предстает как спасительная жизненная стратегия.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |