КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть средств коммуникации
В наши дни наше отношение с миром осуществляется при помощи средств коммуникации. Они не только дают нам информацию, но и питают наше воображение и структурируют поле политических дебатов. П. Бурдье не случайно говорил: «Самое ужасное в коммуникации — это бессознательное коммуникации»594. Мы знаем сегодня, что политический спектакль в реальной жизни неотделим от развития средств коммуникаций. И именно при помощи телевидения люди прямо участвуют в истории. Различные политические действия, факты и жесты, решения правительств, избирательные кампании приобретают свое значение в глазах населения при помощи телевидения. Производство образов для широких масс создает новую драматургию. Массовые митинги, шествия, пикеты организовываются таким образом, чтобы вызвать телевизионное послание. Растущая медиатизация политической жизни порождает некую новую «полицию» мысли. Большинство дебатов ведется вокруг вопросов влияния средств коммуникаций. Но есть и иные вопросы, которые ждут ответов. Политическая игра в наши дни осуществляется по новым правилам, порождая новый тип политических речей. Встает вопрос о власти СМИ и ее отношений с демократией.
ВгаийР. 5осю1о 1е роНШре. Р., 1992. Р. 35.
594 СГ. БЫ/аИак Н., ЕПеЪоойе С, НоиНет. К, Уёгап 1.-Р. ШзКже <3ез Ыеез. Т. 2. Ье роиуощ за гергезепШюп е! зез ёёшез. Р., 2004. Р. 25-26.
9.1.1. Всемогущество пропаганды Изначальная трудность размышлений над проблемами коммуникации связана с конкретными историческими условиями: две мир'овые войны привели к пониманию того, что СМИ находились под контролем властей и использовались ими как средство манипуляции. Изменения в мире, например, развитие процесса секуляризации, промышленный рост и движение в сторону утверждения демократии во многих странах — все это вызывало к жизни необходимость осмысления феномена коммуникаций и его роли в жизни общества. Критика, которая в большей или меньшей степени звучала в отношении власти во многих странах, вызывала и вызывает беспокойство в правящих кругах. Это беспокойство в конечном счете вызывается опасением утраты власти и разрушения установленного общественного порядка. «Первая мировая война, приведшая к утрате доверия со стороны населения СМИ, — пишет Э. Мегре, — потом Вторая мировая война и связанная с ней тревога в связи с явлением тоталитаризма требовала определения концепции, которая смогла бы объяснить подъем политического экстремизма. Сергей Чахотин, который сбежал из СССР, написал книгу «Насилие толпы при помощи политической пропаганды» (1939) на фактах жизни США, политолог Гарольд Лассуэлл поставил перед собой задачу понять механизм воздействия и наилучшее возможное использование техники правления (1927). Однако так и не удалось оценить неиз-меряемое могущество СМИ даже во время войны. Идея, согласно которой нацизм представлялся как болезнь, распространенная пропагандой, поражающая слабых социально людей, опасную городскую толпу, формирующуюся из феномена социального отклонения и безработицы, должна быть сразу отклонена. Исторические исследования показали, что указанный политический феномен характерен не только для Германии. Гитлер никогда не получал большинства голосов на выборах и получил власть в стране по решению Гинденбурга, что привело к различному отношению в правящих кругах... Протестное голосование избрали для себя те, кто наилучшим образом был организован социально, но плохо был представлен политически. Это подтверждает замечание
Лазарсфельда: «Мы часто забываем, что Гитлер не пришел к власти при помощи радио, он это осуществил даже вопреки ему, так как во время его продвижения к власти радио было в руках его противников. Эффект монополии имеет, вероятно, меньшее социальное значение, чем об этом думают»595. Можно привести немало исследований, в которых утверждалось, что подлинным актером коммуникации является «передатчик», а «приемник» лишь только получает направленные в его адрес послания. В итоге СМИ получали как бы безграничную власть в моделировании общественного сознания. Люди воспринимались в таком подходе как некая мишень, которая, оказавшись в поле воздействия СМИ, была обречена на получение информации. Все зависело только от умелости представляемой информации. Другой подход был связан с тем, что полагалось, что передатчик может навязывать любую идею по любому вопросу. Люди как бы были обречены на то, чтобы получать любую информацию и действовать в соответствии с заложенной в ней идеей. Сила пропаганды объяснялась состоянием ослабления, которое вызывалось среди получателей информации: если знать, как ослабить население, то можно маневрировать в отношении его воли. Словом, сторонники концепции всемогущества СМИ полагали, что передатчик является единственным активным агентом коммуникации, рецептор лишался даже малейшего шанса на сопротивление передатчику. До 40-х гг. XX столетия именно такого понимания роли и места пропаганды и коммуникации придерживались многие. Однако исследования американских социологов опровергли такого рода утверждения. Согласно П. Лазарсфельду и его команде исследователей, власть СМИ является преувеличенной. Он пришел к выводу о том, что все послания, исходящие от них, проходят через фильтр социальной ткани общества. И социально расположенный индивид испытывает воздействие групп своей принадлежности, влияющих как на его идеи, так и на его действия. Группы же влияют и на отношение индивида к средствам коммуникации, к тому, что он воспринимает и что он запоминает. 595 Мт ге(Е. 8осю1о 1е де 1а соттитсайоп е1 ёез тесИаз. Р., 2003. Р. 55.
Изучая влияние лидеров общественного мнения, П. Лазарс-фельд показал, что СМИ не оказывают воздействия на униформи-рованных граждан, так как они вовсе не интересуются избирательными кампаниями и не относятся к ним одинаково. Именно группа принадлежности оказывает на индивида решающее влияние. Влияние политического послания на индивида определяется отношением к нему его социального окружения. Члены одной и той же социальной группы воспринимают мир на основе схожих схем его интерпретации и имеют в силу этого относительно близкие позиции по большинству вопросов общественной жизни. Таким образом, социальные группы являются своеобразными посредниками между индивидами и средствами коммуникаций, оказывая на индивидов прямое и достаточно эффективное воздействие. Лидеры общественного мнения обретают власть из того факта, что являются конформистами по отношению к идеям и нормам поведения группы. Было выяснено и то, что наиболее подвержены влиянию СМИ и пропаганды менее политизированные люди, нерешительные и малосоциабельные. Опросы, проведенные в США, привели к получению разных результатов. Эффект СМИ носит ограниченный характер. Это связано с тем, что индивиды смотрят разные передачи, выбор среди которых определяется рядом факторов (образование, семейный контроль, политические ориентации), и воздействие передач зависит от группы принадлежности индивидов социально: сказывается влияние семьи, профессии, школы и т.д.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |