Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пьер Бурдье и микростратегии различия




Оригинальность подхода П. Бурдье состоит в том, что он арти­кулирует социальные классы (и конфликты) и микроформы гос­подства, местные стратегии власти. Это связано с тем, что капитал, по мнению П. Бурдье, порождает борьбу как центральную структу­ру общества, без чего невозможно понять логику микроборьбы.

О каком капитале идет речь? О капитале экономическом и культурном. Первый, не сводимый к деньгам, предстает как соци­альная форма, в которой вырисовываются комплексные властные отношения. Но, пожалуй, главное внимание П. Бурдье приковано к анализу культурного капитала. Именно культурный капитал предполагает и порождает микростратегии различия, отказ от «вульгарного» и «общего», что связано с понятием власти. Необ­ходимой предпосылкой привилегий власти является то, что куль­тура распределяется неравномерно. Без этого механизма господ­ство превращается в загадку и не приобретает устойчивости.

«Культурные практики могут быть различными, даже не стре­мясь быть таковыми. Господствующая дефиниция "различия" оп­ределяет как "глубокие различия" такое поведение, которое отли­чается от общего, от обыкновенного, т.е. не претендующего на

 

различие. В этой области самыми достойными стратегиями явля­ются такие из них, что не ведут себя как стратегии. Эти стратегии заключаются в том, чтобы любить или даже "открывать" в каж­дый данный момент, как бы случайно, то, что нужно любить. Вы­годой от различия является то, что оно обеспечивает отличие, от­деление от общего. И эта прямая выгода удваивается дополни­тельной выгодой, одновременно субъективной и объективной, которую можно назвать незаинтересованной: выгоду, которую не­обходимо и должно рассматривать как не стремящуюся к получе­нию выгоды, как полностью незаинтересованную»587.

Эти многообразные конфликты, стратегии различия можно бу­дет увидеть в действии в социальном поле и школьных институтах. Так, при характеристике социального поля П. Бурдье анализирует символические конфликты и борьбу на микроуровнях за осуществ­ление легитимного господства. Различия, которые отличают «кра­сивое» от «некрасивого», «шикарное» от «обыденного», не несут в себе ничего неизвестного. Любое эстетическое суждение оказывает­ся вне властных позиций: классификация культурных благ связана с тем, что называется бессознательным. Таким образом, П. Бурдье описывает пространство эстетических суждений, которые являются оружием «богатых», а также мелкой буржуазии, вдохновляемой культурной волей, и с помощью этих суждений они классифициру­ют или деклассируют. Эстетике научной или полунаучной противо­стоят микропрактики полностью подчиненных классов.

Рассмотрим в деле эту микроборьбу за власть и ее легитимацию, т.е. символические стратегии. В то время как народная эстетика яв­ляется, по сути дела, функциональной (она подчиняет обычно форму функции во всем — в одежде, в украшении, фотографии), то клас­сификация привилегированных социальных субъектов соответ­ствует чистой, или незаинтересованной, эстетике. В каждоднев­ном существовании противостоят утилитарная и функциональная эстетика и формы бесплатности, которые, не подчиняясь намере­ниям, классифицируют. Прагматическая эстетика удваивает ли­шения во владении экономической собственностью, в то время как привилегированные классы, напротив, своим выбором, сти­лем легитимной жизни вписываются в стратегию ценностного

 

480

 

586 СГ. Дни/. Ор. ск. Р. 208.

 

587 ВоигсНеи Р.

31 Заказ 125

 

с1е 5осю1о

1е. Р., 1984. Р. 10.

 

 

различия. И это дает постоянный результат как на кухне, так и в одежде. «Нет ничего, что отличало бы столь строго различные классы, чем диспозиция, объективно требуемая легитимным по­треблением легитимных продуктов, способность принять чисто эстетическую точку зрения по объекту, уже определенному эсте­тически, — и тем самым вызывать восхищение тех, кто уже на­учился узнавать признаки восхитительного, а еще реже способность эстетически определить какие-нибудь объекты или даже "обыден­ное", или даже определить принципы "чистой" эстетики в обычном выборе обычного существования»588. Проявлять «незаинтересован­ность» — это значит уже отличаться. Ежедневное использование «эс­тетики Канта» соответствует кварталам культурной знати.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.