КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пьер Бурдье и микростратегии различия
Оригинальность подхода П. Бурдье состоит в том, что он артикулирует социальные классы (и конфликты) и микроформы господства, местные стратегии власти. Это связано с тем, что капитал, по мнению П. Бурдье, порождает борьбу как центральную структуру общества, без чего невозможно понять логику микроборьбы. О каком капитале идет речь? О капитале экономическом и культурном. Первый, не сводимый к деньгам, предстает как социальная форма, в которой вырисовываются комплексные властные отношения. Но, пожалуй, главное внимание П. Бурдье приковано к анализу культурного капитала. Именно культурный капитал предполагает и порождает микростратегии различия, отказ от «вульгарного» и «общего», что связано с понятием власти. Необходимой предпосылкой привилегий власти является то, что культура распределяется неравномерно. Без этого механизма господство превращается в загадку и не приобретает устойчивости. «Культурные практики могут быть различными, даже не стремясь быть таковыми. Господствующая дефиниция "различия" определяет как "глубокие различия" такое поведение, которое отличается от общего, от обыкновенного, т.е. не претендующего на
различие. В этой области самыми достойными стратегиями являются такие из них, что не ведут себя как стратегии. Эти стратегии заключаются в том, чтобы любить или даже "открывать" в каждый данный момент, как бы случайно, то, что нужно любить. Выгодой от различия является то, что оно обеспечивает отличие, отделение от общего. И эта прямая выгода удваивается дополнительной выгодой, одновременно субъективной и объективной, которую можно назвать незаинтересованной: выгоду, которую необходимо и должно рассматривать как не стремящуюся к получению выгоды, как полностью незаинтересованную»587. Эти многообразные конфликты, стратегии различия можно будет увидеть в действии в социальном поле и школьных институтах. Так, при характеристике социального поля П. Бурдье анализирует символические конфликты и борьбу на микроуровнях за осуществление легитимного господства. Различия, которые отличают «красивое» от «некрасивого», «шикарное» от «обыденного», не несут в себе ничего неизвестного. Любое эстетическое суждение оказывается вне властных позиций: классификация культурных благ связана с тем, что называется бессознательным. Таким образом, П. Бурдье описывает пространство эстетических суждений, которые являются оружием «богатых», а также мелкой буржуазии, вдохновляемой культурной волей, и с помощью этих суждений они классифицируют или деклассируют. Эстетике научной или полунаучной противостоят микропрактики полностью подчиненных классов. Рассмотрим в деле эту микроборьбу за власть и ее легитимацию, т.е. символические стратегии. В то время как народная эстетика является, по сути дела, функциональной (она подчиняет обычно форму функции во всем — в одежде, в украшении, фотографии), то классификация привилегированных социальных субъектов соответствует чистой, или незаинтересованной, эстетике. В каждодневном существовании противостоят утилитарная и функциональная эстетика и формы бесплатности, которые, не подчиняясь намерениям, классифицируют. Прагматическая эстетика удваивает лишения во владении экономической собственностью, в то время как привилегированные классы, напротив, своим выбором, стилем легитимной жизни вписываются в стратегию ценностного
480
586 СГ. Дни/. Ор. ск. Р. 208.
587 ВоигсНеи Р. 31 Заказ 125
с1е 5осю1о 1е. Р., 1984. Р. 10.
различия. И это дает постоянный результат как на кухне, так и в одежде. «Нет ничего, что отличало бы столь строго различные классы, чем диспозиция, объективно требуемая легитимным потреблением легитимных продуктов, способность принять чисто эстетическую точку зрения по объекту, уже определенному эстетически, — и тем самым вызывать восхищение тех, кто уже научился узнавать признаки восхитительного, а еще реже способность эстетически определить какие-нибудь объекты или даже "обыденное", или даже определить принципы "чистой" эстетики в обычном выборе обычного существования»588. Проявлять «незаинтересованность» — это значит уже отличаться. Ежедневное использование «эстетики Канта» соответствует кварталам культурной знати.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |