КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть элиты. В. Парето
ВЛАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ Зададимся извечным вопросом: кто обладает властью? Согласно марксистским представлениям властные феномены связаны с классовыми отношениями и особенно — с позицией экономически господствующего класса. Согласно марксизму государство своей сущностью и деятельностью выражает господство самого могущественного класса, который в своих руках удерживает юридический аппарат и суверенную силу, используя их в своих интересах. И хотя, с точки зрения марксистов, этатическая форма власти имеет универсальный характер, в капиталистическом обществе государство является буржуазным. В то же время социальное господство, власть влияния, отношения неравенства внутри глобального социального поля также 1 ВоигсНеи Р. СИдейюш йе 5осю1о 1е. Р., 1984. Р. 113.
отражают сложившиеся в обществе асимметрические экономические позиции различных социальных сил и классов в производственных отношениях, пользуясь марксистской терминологией. В самом общем виде, как считают марксисты, отношения между управляющими и управляемыми определяет борьба между социальными классами. В этих отношениях, значит, отражаются различия, которые характеризуют место тех или иных социальных сил в экономической области. Через призму производственного процесса маркистами освещается и воспроизводство классов, и феномены господства. В отношениях между оппозиционными классами также проявляются отношения господства. Это в полной мере относится к отношениям между управляющими и управляемыми, а также к отношениям господства тех или иных социальных актеров или господствующего класса над частью экономической, социальной и т.п. организациями общества. Эту, быть может, несколько упрощенную схему развивал П. Бур-дье, который наряду с концепцией экономического капитала, столь дорогой для марксистов, использует концепцию культурного капитала. Обе эти концепции в конечном счете характеризуют власть и господство, а также отношения неравенства между индивидами, обладающими различными капиталами. Что представляет собой экономический капитал? Экономический капитал — это совокупность различных (финансовых, валютных и т.п.) ресурсов, играющих решающую роль в развитии экономики. Что же касается так называемого культурного капитала, то этим понятием выражается степень образованности того или иного индивида или группы индивидов (например, диплом об окончании престижного учебного заведения или аттестат о степени научной подготовки). Группа наиболее хорошо образованных людей представляет собой элиту общества, значительная часть которой наделяется властными полномочиями и функциями. Сюда же относится и так называемый символический капитал, которым обладают по наследству представители знатных семей и кланов. В марксистской традиции именно способ производства определяет позиции классов и социальную иерархию. В таком подходе отношения господства как бы вписываются в глобальные феномены, являющиеся изначально экономическими. И потому анализ
глобального господства осуществляется на основе использования концепций производительных сил, производственных отношений и социальных классов, которые увязываются с учетом экономического состояния общества. Инфраструктура дает возможность определить и выявить суперструктуру, включая и отношения между теми, кто господствует, и теми, кто подчиняется (или угнетается). К. Маркс и его последователи превращают социальные классы в основное звено диалектики взаимоотношений власти и господства. К. Маркс выделяет три крупные социальные группы при капитализме: наемные рабочие, капиталисты и земельные собственники, живущие соответственно на заработную плату, прибыль и земельную ренту. Схема марксистской теории проста: «Бог - это производительные силы», как говорил зять К. Маркса Поль Лафарг. Капиталистическое общество делится на различные группы, обладающие неравной силой в вопросах господства. Способ неравного распределения властных ресурсов в социальных полях применим к совокупностям индивидов, определяемых по их месту в процессе производства. Такой подход П. Бурдье дополняет тем, что к экономическому капиталу он добавляет культурный капитал. «Первичные различия, - утверждает П. Бурдье, — при помощи которых определяют классы по условиям их существования, находят свое выражение в концепции глобального объема капитала как совокупности ресурсов и эффективно используемой власти, а также капитала экономического, капитала культурного и капитала социального: различные классы (и фракции класса) распределяются таким образом, что начинают с тех классов, чьи позиции лучше в экономическом и культурном капиталах, и заканчивают теми классами, чьи позиции в этом отношении выглядят слабее»514. Таким образом, согласно П. Бурдье, класс определяет обладание экономическим или культурным капиталом. И это обладание подтверждает принцип господства, а также изначальные истоки разделения общества на управляющих и управляемых. Здесь берут начало комплексные формы соперничества и микростратегии борьбы за власть, о чем речь пойдет впереди. Такое понимание дает возможность достаточно определенного ответа на вечный 314 ВоигсНеи Р. Ьа В15Ипспоп. Р., 1979. Р. 128.
вопрос: «Кто правит?» А правят обладатели благ и капиталов, которые стремятся к воспроизводству своего привилегированного положения в экономическом и культурном планах. Как видим, марксистская схема была обогащена П. Бурдье, так как конфликт между управляющими и управляемыми предполагает, по его мнению, учет символического и культурного капиталов. И потому классовая борьба как бы выходит за рамки только экономических вопросов. Существование класса в обществе предполагает игру властей, стратегий, норм и ценностей и т.д. Господство класса осуществляется утонченно, для чего используются возможности символов и престижа. Необходимо подчеркнуть, что господство социальных групп или классов определяется не только их экономической позицией, материальным статусом, функциями и доходами. Для того чтобы реально осуществлять власть, они нуждаются в признании, в престиже. Взятие власти представляет собой не только занятие определенной экономической позиции. Оно означает утверждение господства благодаря силе, подчас поражающей воображение. Здесь берут начало утверждение неких символов, навязываемых обществу, торжественные действа, многочисленные приемы обольщения населения, т.е. все то, что демонстрирует правящий слой или класс в качестве господствующей силы. И потому в политической науке говорится о власти символов. Таким образом, социальными классами обозначаются формирования, которые характеризуются престижем и ценностями. Это понятие в большей или меньшей степени связано с тем, что называется честью, достоинством, символической силой, лежащих в основе господства внутри социальных классов и групп. Именно это дает нам понять П. Бурдье, использующий понятие культурного господства. Целям комплексификации и уточнения традиционной марксистской схемы, идущей от процесса производства к отношениям господства, служит и концепция габитуса, предложенная П. Бурдье. Габитус (НаЫШз), согласно П. Бурдье, представляет собой то, что прочно «оседает» в человеке: система завоеванных и интерио-ризированных диспозиций, присущих той или иной социальной группе. И эта система является поддержкой процесса осуществления власти. Так, психосоциальная структура, инкорпорированная
27 Заказ 125
гражданами, позволяет более глубоко понять классовую борьбу и феномены господства и подчинения в обществе. И действительно, в каждом из граждан данной страны заложена своеобразная матрица ожиданий, регулирующая политические вкусы и выборы людей. При этом нам чрезвычайно важно отметить тот факт, что господство является естественным тогда, когда оно адекватно отражает эту матрицу. В современных условиях концепция класса не в полной мере выражает социальные реалии постиндустриального общества. Сам П. Бурдье говорит об атомизации и даже распаде классов, подлинное понимание которых закладывается на пересечении экономики и культуры. Так, скажем вслед за П. Бурдье учителя, будучи наемными работниками, обладают особой властью культурной природы внутри класса лиц наемного труда. Но и внутри слоя учителей имеется свое культурное разделение. И потому социальное поле может включать в себя представителей определенного множества классов. И получается, что даже в рамках интерпретации П. Бурдье, по сути дела, невозможно четко выразить понятие класса, а марксистская схема просто утрачивает былое значение515. Данная позиция, безусловно, является дискуссионной. Она имеет как сторонников, так и противников. Не вступая в эту дискуссию, мы лишь стремимся отметить глубокие изменения, происходящие в социальной структуре развитых стран, а также в структуре власти. Классовая борьба, в свою очередь, диверсифицируется и получает в "современных условиях чаще всего свое продолжение в деятельности групп давления и разнообразных групп, объединенных вокруг общего интереса. Как мы уже отмечали, К. Маркс анализирует власть классов. В отличие от него В. Парето различает элиту и массу граждан в обществе, руководителей и тех, кто подчиняется им. Элита, буду-
чи господствующим меньшинством, занимает в вопросах господства стратегические позиции. Вильфредо Парето (1848-1923) итальянский социолог и экономист, возглавлявший с 1912 г. кафедру социологии в университете г. Лозанны. Автор «Курса политической экономии» (1896) стал знаменитым после опубликования в 1916 г. «Трактата общей социологии». В. Парето предложил два определения понятия элиты. Согласно одному из них под элитой понимается правящее меньшинство, осуществляющее политические функции. К этой правящей и политической элите добавляется элита в общем и широком смысле слова, которая представляет собой господствующее меньшинство, занимающее самые высокие позиции в профессиональных сферах и иерархиях и в силу этого располагающее властными полномочиями. Кто же социально правит в обществе? Именно элита в широком смысле слова как категория социально «преуспевшая» и занимающая господствующие позиции в обеспечении равновесия в обществе, удерживающая в некотором смысле вожжи власти. «Предположим, — пишет В. Парето, — что во всех областях человеческой деятельности каждому индивиду определяется индекс, которым отмечаются его способности, и этот индекс определяется примерно так же, как ставятся оценки на экзаменах по различным предметам, изучаемым в школе. Например, тому, кто преуспел в своей профессии, мы поставим 10. Тому, кто не приобрел ни одного клиента, мы ставим 1, а ноль может получить тот, кто просто является кретином. Тому, кто заработал миллионы, вне зависимости от того, хорошо это или плохо, мы ставим 10. Тому, кто зарабатывает тысячи франков, мы ставим 6. Тому, кто просто не умер с голоду, мы поставим 1. Тому, кто госпитализирован в приюте для бедняков, мы поставим 0... И таким образом продолжая, мы можем дать оценки во всех областях человеческой деятельности... В итоге мы определим класс тех, кто обладает самыми высокими индексами в отрасли их деятельности, и назовем этот класс элитой. Всякое другое имя и даже просто буква алфавита могли бы быть использованы для цели, определенной выше»516.
515 См. подробнее: Желтое В.В., Желтое М.В. История западной социологии: этапы, идеи, школы. С. 716-724.
516 РагеЮ V. ТгаИё йе зосю1о 1е вёпёга1е. Р., 1965. Р. 1296-1297.
27*
При этом Парето различает неправящую элиту и элиту, играющую роль нотабля в правлении. Правящая элита прямо связана с государственной властью, и потому она нас более всего интересует. Правящая элита представляет собой меньшинство, господствующее над массой, в целом согласной с тем, что элита руководит ею. И это руководство, как отмечал еще Н. Макиавелли, осуществляется либо силой, либо при помощи хитрости. И потому он говорил о «львах» и «лисицах» как двух группах правящей элиты. И Парето использует такое воображаемое разделение элиты, говоря о двух типах семей, или категорий, политических элит: семья львов и семья лисиц. Можно утверждать, что социальное и политическое равновесие не является устойчиво стабильным по времени. Отсюда возникает потребность в циркуляции элит: история показывает, что правящие меньшинства, находясь у власти, постепенно приходят в упадок, и сама жизнь требует обновления элиты за счет включения в нее представителей из более низких по социальному положению слоев общества. В конечном счете это обновление может приводить и приводит к замене элиты новым правящим меньшинством, которое обретает господство в политическом и социальном поле. «Нужно учитывать способ, при помощи которого различные группы населения перемешиваются. Те, кто переходит из одной группы в другую, привносят туда некоторые тенденции, чувства, способности, которые они приобрели в группе, выходцами из которой они являются... Этот феномен назвали циркуляцией элит»5П. Короче говоря, при помощи проникновения в элиту представителей иных социальных слоев общества происходит обновление правящего слоя. Концепция В. Парето была подвергнута жесткой критике со стороны крупного политолога Р. Арона, который в одной из своих работ назвал итальянского социолога «предтечей фашизма». При этом Р. Арон говорит, что Парето разоблачает упадок буржуазии, не исключая тем самым возможность победы народных классов в политическом соперничестве. Но эта теория, утверждает Р. Арон, совершает ошибку, предполагая, что «современные общества оп-
ределяются правящим классом, в то время как они характеризуются соперничеством между^правящими категориями»518. Остановим свое внимание на этом положении. В. Парето анализирует макрогруппы. Его интересует весь правящий класс, а не различные социальные группы (категории, используя терминологию Р. Арона), находящиеся у власти. Однако доктрина «циркуляции элит» оказывается весьма продуктивной при анализе глобального общества. Парето в своем творчестве обращает пристальное внимание на вопросы социальной разнородности общества, что отвечает нынешнему состоянию развитых стран. Трудно переоценить вклад элит в развитие общества. Именно элиты порождают и утверждают нормы, ценности, культуру. С деятельностью элит связано появление идей века Просвещения. Аристократические салоны в период господства аристократии наделяли посетителей репутацией и способствовали появлению писателей и мыслителей. Аристократия тем самым будила философский дух. Не следует упускать из виду и тот факт, что власть элиты коренится в совокупности идей и идеологий, присущих тому или иному времени и выражающих созидательные и защитительные ценности этого времени. Личные способности членов элиты позволяют им занимать стратегические позиции в структурах власти и эффективно действовать во имя осуществления разделяемых ими идей и идеологий. Элиты в некотором смысле являются зеркалом эпохи, ее изобретением, ее богатством. Словом, элита как социальный и политический феномен обозначает едва ли не главное измерение власти. 7.4. Власть технократических элит: от Бернхема до Гэлбрейта Вкладом в дальнейшее развитие представлений о власти стали работы американского социолога Джеймса Бернхема. Бывший в пору своей молодости троцкистом, Бернхем постепенно пришел к выводу, что идея социализма и капитализма остается в прошлом. И «виной» тому — растущая комплексность мировой экономики.
517 ИМ Р. 1299.
518 Агоп К. Ьа 1иПе ее с1аззе8. Р., 1964. Р. 278.
Свои идеи он изложил в книге «Революция управляющих» («Тке тапе епа1 геУоШюп»), опубликованной в 1941 г. В ней он выдвигает идею появления в современном обществе элит организаторов. Д. Бернхем утверждал, что в XIX в. господствовали собственники. В XX в. сформировалась олигархия менеджеров (управляющих). Появляется, что называется, «общество менеджеров». Из рук собственников власть переходит в итоге в руки нового класса -технократов, которые осуществляют властные функции, господствуют, принимают решения. Д. Бернхем развивает свою теорию «революции менеджеров», полагая, что мир находится в переходном периоде, в ходе которого претерпевают изменения основные институты общества. В США эти изменения произошли в ЗО-е годы текущего столетия, когда начался переход от буржуазного общества к обществу компетентных менеджеров. «Мы можем теперь дать предварительное изложение теории революции менеджеров, — пишет Д. Бернхем, — теории, которая дает нам ответ на наш главный вопрос. Согласно этой теории, мы находимся сейчас в переходном периоде, характеризующемся необычайной быстротой изменений в важнейших экономических, социальных, политических и культурных институтах общества. Происходит переход от того типа общества, который мы называли капиталистическим или буржуазным, к типу общества, который мы называем менеджериальным.... То, что происходит в процессе такого перехода — это прорыв к социальному господству, к власти и привилегиям, к положению правящего класса социальной группы или класса менеджеров (как я буду называть их, отложив на время объяснение, из кого этот класс состоит). Этот прорыв будет успешным. По завершении переходного периода менеджеры фактически добьются преобладания, станут правящим классом общества. Более того, этот переход является общемировым и происходит во всех странах, хотя в разных странах он идет различными темпами»519. Кто же в таком случае станет обладателем власти? Согласно Д. Бернхему, обладать властью будет технократ, опирающийся на свою компетентность. Это полностью противоречит марксизму, 519 Цит. по: Масловский М. Политическая социология бюрократии. М., 1997. С. 174-175.
считающему, что господствующий класс вырастает из производственных отношений. Как видим, В. Парето и Д. Бернхем совершили теоретическую революцию. Это было новаторством в теории. К тому же концепция Д. Бернхема выявила комплексность современного общества и показала, что новый тип организаторов выводит капиталистическое общество за пределы индивидуального капиталиста, управляющего на собственном предприятии. В данном случае мы имеем дело с некой формой социального господства, которая является чуждой прямому обладанию собственностью и которая основана на идее технической компетенции. Власть или господство над комплексными процессами. Здесь заложена важная идея, так как в обществе, все более и более отмеченном диверсифицированными научными структурами, процедурами и стратегиями, трудно поддающимися унификации, власть приобретает новое измерение. Власть или стратегия комплексности — это то, что позволяет понять роль менеджеров и новый смысл борьбы за власть. В 60-е годы американский экономист, социальный мыслитель Джон Гэлбрейт, развивая представления о власти, выдвинул концепцию техноструктуры. Он, в частности, показал, что в послевоенные годы появился коллегиальный аппарат решения, охватывающий большую группу людей, начиная с руководителей фирм и вплоть до периферии. Свою концепцию Д. Гэлбрейт изложил в книге «Новое индустриальное общество», вышедшей в свет в 1967 г. Анализируя особенности организации крупных предприятий, Гэлбрейт отмечает появление аппарата решения, «цели которого не имеют ничего общего с целями хозяев и даже менеджеров». Он использует понятие трансферта власти в индустриальной системе, трансферта власти, происходящей от капитала, и осуществляемого в направлении комплексного коллегиального аппарата, а не только в адрес директора. И этот трансферт, указывает Д. Гэлбрейт, осуществляется в развитых странах с начала XX в. Американский экономист полагает, что ошибочным является мнение о неизменной роли капитала. Эта роль меняется. И власть в современных условиях заключена не в нем, а в действии группы. Чем же вызывается к жизни эта техноструктура, фактически обладающая властью? В современных условиях наука и техника не
нуждаются в гениях: им скорее нужна комбинация специализированных талантов, которых нужно собрать вокруг общей цели и снабдить нужной информацией для принятия решения. Принятие решения, будучи коллективным, сходится в конечном счете с этой групповой техноструктурой, которая охватывает президентов, генеральных директоров, а кроме них объединяет «всех, кто обладает специализированными знаниями, талантом или опытом принятия группового решения»520. Не составляет труда увидеть, что в итоге Гэлбрейт приходит к тем же выводам, что и Бернхем, но, в отличие от последнего, Гэлбрейт говорит о появлении коллективной структуры, которая господствует над всей совокупностью комплексных общественных процессов. Понятие технократической элиты убедительно демонстрирует, что власть представляет собой многогранную сферу. Она не сводима только к экономическим отношениям (К. Маркс), она обозначает порядок управления и компетентность (Д. Бернхем и Д Гэлбрейт). Подчеркнем: господствовать означает также управлять. И современная технократия участвует в инфраструктуре господства, во власти над людьми, а также во власти по осуществлению чего-либо и в действии. Короче говоря, сама жизнь требует появления технократии, состоящей из специалистов по координации, предвидению и синтезу власти, осуществляемой малыми руководящими группами. Власть, или управление и стратегия действия, реализуется через комбинацию компетенций, через объединение средств и возможностей во всех областях деятельности. И эта власть как сила действия, как комбинация, как парадигма, как модель всегда присутствует, и с ней мы вступили в XXI век.
В постиндустриальном обществе, с его новыми формами организации и информации, руководящие группы проявляются через комбинированное производство решений. Новой технике (информатика, коммуникации и т.п.) соответствует множество аппаратов и форм господства нового типа. Думается, справедливо крупный французский социолог А. Турэн в одной из своих работ отмечает: «Технократы являются руководителями крупных организаций, использующими научный и технический прогресс, и уп- 424
равляющие в соответствии с правилами пилотажа комплексными системами»521. В такой постановке вопроса техника и компетенция играют решающую роль в господстве.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |