Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть в социальных полях




Наряду с государством существует и иной подход к власти, подход со стороны групп, классов или иных социальных совокуп­ностей. Как известно, государство, по Аристотелю, это некое множество определенным способом интегрированных и общаю­щихся между собой людей. И это общение является политическим. А стержень политического общения — «власть, в силу которой че­ловек властвует над людьми себе подобными и свободными»511. Для Аристотеля государство не просто некоторое скопление людей, но союз, ассоциация граждан — людей свободных и равноправных.

Гражданскую общину рассматривал как важнейшую форму человеческого общежития Цицерон. Из его трактата «Об обязан­ностях» следует, что гражданская община, которая соединяет в одно целое всех составляющих ее граждан (народ), и есть государ­ство. Совершенной общностью полагал город-государство Фома Аквинский. Голландский юрист, социолог и государственный дея­тель Г. Гроций видел в государстве союз людей. Вполне опреде­ленно по этому вопросу высказался и Д. Локк. В «Двух трактатах о правлении» он, в частности, писал: «Под государством я все время подразумеваю не демократическую или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество (апу тс1ерепс1еп1 соттишгу), которое латиняне обозначали словом «сМШз»; этому слову в нашем языке лучше всего соответствует слово «государ­ство» (соттоп теИЬ), оно более точно выражает понятие, обозна­чающее такое сообщество людей»512.

К сказанному добавим следующее. Существует множество связей, соединяющих регулирующую деятельность государства и господство тех или иных социальных групп. При этом государство в своей деятельности может учитывать не только интересы правя­щих групп. Этатическое регулирование сосуществует с так назы­ваемым фрагментарным господством.

511 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 452, 444, 379.

512 Локк Д. Соч.: В Зт. М., 1988. Т. 3. С. 338.

 

Повсеместно существуют и взаимодействуют между собой классы, группы давления, социальные совокупности, создающие аппараты, формирующие элиты, которые овладевают властью.

Кто же обладает властью в таком случае? Ею обладают главы родов, кланы руководителей, технократы, элиты. Нужно учитывать и еще одно обстоятельство. В государстве речь идет о так называе­мой макровласти, власти на макроуровне. Но есть еще и микроуро­вень власти. Речь в таком случае идет о власти отдельных индиви­дов и малых групп, что проявляется в реальной жизни людей, в разнообразных социальных отношениях. При анализе власти с та­ких позиций исследователь оказывается внутри различных соци­альных полей единого глобального социального пространства.

Что в политической науке понимается под «социальным по­лем»? Социальное поле — это специфическое пространство, где организуются отношения господства. Можно, например, гово­рить о социальном поле высшего слоя работников публичной службы, религии или гуманитарных наук. В рамках каждого из на­званных полей структурируются отношения господства и подчи­нения, или определяются, иными словами, обладатели и мишени власти, господа и подданные. Эти динамические подсовокупнос­ти со своими нормами, правилами, законами, знаниями пересе­кают глобальное общество.

Понятие «социального поля», заимствованное у П. Бурдье, по­зволяет по-новому, отлично от этатических механизмов предста­вить образ власти. Социальное поле, согласно П. Бурдье, может быть разделено на специфические подансамбли, каждый из кото­рых подчиняется специфической логике. Внутри каждого соци­ального поля ведется борьба, а властные отношения в каждом из них, по Бурдье, являются отражением классовых конфликтов.

Глобальное общество как единое социальное поле оказывает­ся структурированным так называемыми подполями, каждое из которых отмечено и позициями управляющих (господствующих) и управляемых (находящихся в подчинении первых), и получени­ем материальной, культурной или символической прибыли и т.д. «Поля предстают в синхронном восприятии как пространства, структурированные позициями (или постами), особенности кото­рых зависят от их позиций в этих полях, и которые могут быть подвергнуты анализу вне зависимости от характеристик тех, кто

 

их (эти позиции или посты. — В.Ж.) занимает... Имеются общие законы полей: поля так же различны, как различаются поле поли­тики, поле философии, поле религии, хотя и имеют общие инва­риантные законы функционирования»513.

Каждое специфическое социальное поле испытывает на себе воздействие властных отношений или отношений господства, ко­торые связаны с деятельностью, скажем так, ограниченных групп, в которых социальные агенты, или актеры, располагаются иерар­хически.

Как же в таком случае необходимо понимать эти властные от­ношения? Они характеризуются тем, что вкладывается в понятие господства. Это означает, что последнее выражается в командова­нии внутри организованной социальной структуры как результат неравенства и асимметричных отношений. И вновь подчеркнем, что речь не идет об индивидуальных стратегиях актеров, ибо мик­ростратегии характеризуются властными отношениями иного типа, чем те, что были рассмотрены ранее. Микростратегии явля­ются более открытыми и динамичными, чем макростратегии, а власть групп является более закрытой и непроницаемой, чем власть на макроуровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.