КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки создания новой методики
Часть II. Исследования Методика диагностики типа личности (социотипа) по «T»-данным
Любая наука начинается с эксперимента. Ф. Бэкон.
Предпосылки создания новой методики. Цель, концепция и содержание методики. I часть исследования. Цель и логика проведения исследования. Результаты первой части исследования. II часть исследования. Цель, концепция и ход исследования. Результаты второй части исследования. Дополнительные возможности методики. Преимущества методики диагностики типа личности по «T»-данным.
Основным методом в соционике, типоведении и психологии личности является метод непосредственного наблюдения. Именно он позволяет получить весь массив достоверной информации о поведении индивидуума. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть в психологии «L»-данными [8]. Второй по значимости метод – метод беседы или интервью, где наряду с безусловно достоверной, невербальной информацией исследователь имеет возможность получить и относительно достоверную, вербальную. Эти методы достаточно трудоемки, длительны и растянуты во времени (требуют, как правило, неоднократных встреч с диагностируемым), они предполагают участие эксперта не только на этапе аналитической обработки информации, но уже на этапе сбора первичных данных. Поэтому в современной практической психологии, когда необходимо при минимальных затратах как можно быстрей получить результат, широкое распространение получил тестовый метод – метод стандартизированной измерительной процедуры в отношении поведенческих свойств человека. В дифференциальной психологии – психологии индивидуальных различий, – а также в типоведении и соционике применяются преимущественно личностные опросники. Личностный опросник представляет собой стандартизированный самоотчет тестируемого о своем поведении или свойствах личности. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок в психологии обозначается как «Q»-данные [8]. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q»-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок) занимают центральное место в исследованиях личности. Число методик для получения «Q»-данных огромно. Из широко известных можно назвать Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) и пр. В типоведении это индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI). Надежность таких тестов оставляет желать лучшего. Надежность личностных опросников, как правило, не превышает 55, максимум 60%*. В типоведческой или соционической диагностике это означает, что психологический тип 40-45% диагностируемых не может быть определен достоверно. Такая низкая надежность личностных опросников обусловлена главным образом тем обстоятельством, что самоотчет или самооценка тестируемого по своей сути есть глубоко субъективный фактор. На самооценку тестируемого оказывает влияние множество искажающих случайных факторов, не имеющих непосредственного отношения к его психологическому типу, таких как социальная желательность поведения или свойств личности, ожидания референтной группы (значимых «других») в отношении поведения индивидуума, адекватное понимание вопросов, которое, в свою очередь, связано с интеллектуальным и культурным уровнем тестируемого, настроение, эмоциональное состояние, в котором пребывает индивидуум, уровень его притязаний, склонность к искаженной самооценке (завышенной или заниженной) и прочие. Несмотря на низкую надежность личностных опросников, спрос на них по-прежнему велик, особенно в сфере рекрутинга (профессионального отбора). Работодателю при подборе персонала на должности, связанные, прежде всего, с интеллектуальной или руководящей деятельностью, очень важно выявить не только профессиональные навыки претендента, но и его устойчивые или природные свойства личности, в том числе и интеллектуальные, которые могут быть релевантны или иррелевантны этой должности, т.е. соответствовать или не соответствовать запросам, предъявляемым к претенденту. Ведь несмотря на то, что претендент может показать достаточный уровень профессиональных знаний и навыков, если его психическая природа окажется иррелевантной или недостаточно релевантной должности, он никогда не станет эффективным работником, занимая эту должность. Чтобы выявить природный психотип претендента, экономя время и средства, психолог или психологически просвещенный работодатель вынужден прибегать к личностным опросникам, например, к индикатору типов Майерс-Бриггс. При этом, экономя средства и выигрывая во времени, он значительно проигрывает в качестве: приблизительно у 40-45% тестируемых психотип будет идентифицирован неверно.
Цель, концепция и содержание методики. Цель методики «Диагностика типа личности (соционического типа) по «T»-данным» – значительное повышение надежности тестового метода идентификации соционического типа. Эта цель достигается, прежде всего, путем введения трех видов тестовых заданий, которые в рамках классической психологии позволяют выявить уровни трех видов или составных частей человеческого интеллекта: а) вербального мышления, б) логического мышления и в) пространственного мышления. Тестовые задания в психологии личности относятся к «Т»-данным [8]. Их получают в результате объективного измерения _______________________________________________________________________________________ *Надежность – одна из основных характеристик теста как измерительного инструмента. Она означает, насколько точно тест измеряет свойства исследуемого субъекта, т.е. устойчивость измерительной процедуры относительно объекта исследования. поведения или успешности решения поставленных задач без обращения к самооценке или оценкам экспертов. Логическое мышление в классической психологии полностью соответствует юнговской психической функции «мышление» (или соционической функции «логика»), а вербальное мышление имеет высокую корреляцию со свойством «интуиция» в юнговской парадигме [15]. Пространственное мышление, опирающееся на целостное восприятие или представление и сводящееся к умозрительным пространственным перемещениям объектов, возможно, не имеет тесной связи с юнговским свойством «ощущение» или соционическим свойством «сенсорика», однако, вероятно, оно имеет определенную связь со свойством «логика» или «интуиция». Одна из целей исследования по отработке методики как раз состояла в том, чтобы установить степень корреляции пространственного мышления с логикой и интуицией и выявить, у кого оно сильнее развито – у логиков, этиков, сенсориков или интуитов. Человеческий интеллект или мышление кратко можно определить как способность человека решать нестандартные, нестереотипные для него задачи или проблемы, требующие той или иной степени абстрагирования от конкретной ситуации (эта существеннейшая черта, которая отличает человеческий интеллект от предметного интеллекта высших животных, например, приматов). Очевидно, что индивидуум, принадлежащий к тому или иному социотипу, будет лучше справляться с теми задачами, которые попадают в сферу действия сильных психических функций его ТИМа. Следовательно, высокие показатели по вербальным заданиям мы будем наблюдать у интуитов: при решении этих задач они опираются на свою сильную психическую функцию – интуицию. По логическим заданиям будут более успешны логики, опирающиеся на свою сильную логику. Все задания, используемые в методике, выбраны из массива тестов на интеллект (или IQ-тестов), где задачи отвечают двум важным требованиям: нестандартности и профессиональной нейтральности. Вербальные задания сформулированы таким образом, что для их успешного решения требуется не механический перебор вариантов, не выстраивание последовательности умственных действий, а инсайт, схватывание смысла слова, словосочетания, фразы или целого предложения, когда решение приходит внезапно, одномоментно, в результате обобщений и не случайных, а смысловых ассоциаций. Именно в этом и заключается суть проявления интуиции по Юнгу как воспринимающей и обобщающей психической функции [19]. Логические задания требуют умелого использования логических и элементарных математических операций, знания простейших физических закономерностей и построения соответствующих алгоритмов умственных действий; успешность их решения обусловлена именно сильной логической функцией. В начале теста помещены наиболее легкие задачи (1-ой степени сложности), затем более трудные (2-ой степени сложности), в конце – наиболее трудные (3-ей степени сложности). Соответственно правильному ответу на задачу 1-ой степени сложности присваивается один балл, 2-ой – два балла и 3-ей – три балла. Ниже приведены примеры заданий 1-ой, 2-ой и 3-ей степени сложности на интуицию и логику, аналогичные тестовым заданиям.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |