Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент» и «индивидный темперамент»




Основания для выделения понятий «личностный

 

Всесторонней интерпретации свойств, лежащих в основе соционического темперамента, и их глубокому нейрофизиологическому обоснованию посвятил два своих фундаментальных труда исследователь В. Л. Таланов, работающий на стыке психологии, нейрофизиологии и соционики. Вот как заключает Таланов свое обширное исследование фактора экстраверсия/интроверсия: «Самый мощный психологический фактор (фактор экстраверсии/интроверсии) весьма точно «ложится» на самый мощный физиологический фактор, а именно: на баланс эрготропной и трофотропной систем регуляции центральной нервной системы. Этот результат очень важен, поскольку должен прекратить пустые споры психологов об «экстраверсии по Айзенку», «экстраверсии по Юнгу», «соционической экстраверсии» и т.д. Любая экстраверсия тяготеет, в конечном счете, к этому физиологическому балансу, и на своем психологическом языке всего лишь отражает дилемму между энергозатратной и энерговосстанавливающей стратегиями организма» [14]. Авторы считают вполне допустимым распространить этот фундаментальный вывод на другой психофизиологический фактор – силу/слабость нервной системы по Павлову. Основная характеристика силы нервной системы есть сила раздражительного процесса, «т.е. работоспособность клеток больших полушарий» [11]. Показателем предела работоспособности клеток больших полушарий является их способность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или действие сверхсильного раздражителя, не переходя в тормозное состояние. Существование «сильных» и «слабых» нейронов коры головного мозга до сих пор не доказано никаким нейроанатомическими исследованиями. Гораздо более перспективной представляется не морфологическая, а функциональная гипотеза Таланова о двух типах нервной системы – энергозатратном, где преобладают эрготропные нейрогуморальные механизмы регулирования, и энергосберегающем, где доминируют трофотропные механизмы. Именно активность эрготропных механизмов обеспечивает способность ЦНС выдерживать длительное возбуждение или действие сверхсильных раздражителей, а вовсе не наличие квазисильных клеток больших полушарий. Трофотропные же механизмы, а не некие слабые клетки, обеспечивают поведенческие защитные реакции организма и развитие тормозного процесса при действии длительных и сверхсильных раздражителей. Таким образом, фактор сила/слабость ЦНС по своей сути совпадает со свойством экстраверсия/интроверсия, взятом на первоопределяющем, физиологическом уровне. Более того, авторы считают, что корректнее характеризовать тип нервной системы индивидуума как энергозатратный или энергосберегающий, а не как сильный или слабый, поскольку именно первые два термина более точно передают сущность описанного Павловым феномена.

Второй фактор, обуславливающий тип ЦНС – «баланс нервных процессов», изучался Павловым и его учениками экспериментально по выработке (погашению) условных рефлексов у собак, что ставит под сомнение распространение результатов экспериментов на всю психическую активность человека, в частности, связанную с его целенаправленной деятельностью. Свойство личности «рациональность/иррациональность», обуславливающее наряду с экстраверсией/интроверсией соционический темперамент, никак не связано с балансом нервных процессов, поэтому прямая аналогия темпераментов по Павлову – холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического – с соционическими темпераментами – линейно-напористым, гибко-разворотливым, уравновешенно-стабильным и восприимчиво-адаптивным соответственно – совершенно неправомерна. На основании всестороннего анализа дихотомии «рациональность/иррациональность» Таланов делает вывод о том, что данное базисное свойство личности связано с полушарной асимметрией головного мозга человека [16]. Свойство фазической системы восходящих модулирующих влияний (несущих в себе заряд иррациональности) лучше скоррелированы с функциями кортикальных отделов правого полушария головного мозга, а свойства эволюционно более молодой системы тонических восходящих влияний (которые и являются нейрофизиологической детерминантой рациональности) – с функциями кортикальных отделов левого полушария, которые задействованы при любой целенаправленной деятельности человека (предметной, абстрактной, вербальной). Любая целевая деятельность требует включения именно рационального модулирующего центра, который и обеспечивает установку на осуществление сознательно поставленной цели, причем независимо от того, принадлежит ли индивидуум к рациональному или иррациональному типу, т.е. независимо от того, какая система модуляции коры головного мозга у него преобладает – тоническая или фазическая. В связи с этим, авторы считают, что соционический темперамент, в отличие от павловского, – специфически человеческое образование, поскольку рациональность, которая в определенной степени присуща любому иррационалу, сформировалось в результате специфической для человека активности, направленной на создание культуры (в широком смысле этого слова) в филогенетическом процессе антропогенеза, или формируется в процессе онтогенетического освоения культурного пространства отдельным индивидуумом. Вообще культура рациональна по своей сути – рассматриваем ли мы ее этический или логический аспект, – она предполагает высокую предсказуемость поведения или действий в рамках тех или иных культурных предписаний. Мы можем сказать, например, что этот иррационал весьма культурен и при этом сохраняет в большей степени, чем некий усредненный рационал, свою природную гибкость; и чем в большей степени он культурен (воспитан, обучен), тем в большей степени рационален (но лишь в том смысле, что способен к последовательной деятельности, требующей определенного уровня знаний и умений, а вовсе не в том, что подвержен консервативному влиянию культуры). Поэтому вполне уместно было бы назвать павловский темперамент «индивидным темпераментом» (ведь свойства ЦНС Павлов изучал в экспериментах по условнорефлекторной деятельности собак), делая акцент на межвидовое распространение этого понятия, а соционический – «личностным темпераментом» (Юнг создавал свою знаменитую психологическую типологию на основании широкого и глубокого анализа культурного наследия человечества, а также опираясь на свой многолетней психотерапевтический опыт), подчеркивая его специфически человеческую принадлежность.

 

В качестве рабочего авторы использует понятие «личностный темперамент», поскольку ребенок уже в 3–4 года вполне осваивает культурное пространство вместе с освоением речи и элементарных человеческих действий, поэтому распространять на него понятие «индивидный (павловский) темперамент», на наш взгляд, уже неправомерно.

Идентификация, в первую очередь, личностного темперамента важна в профессиональном отборе, если вид деятельности связан с повышенными требованиями к психомоторике (длительное поддержание заданного темпа работы, высокая степень монотонии или, напротив, необходимость быстрого переключения с одного вида двигательной активности на другой) или к силе ЦНС (например, работа, связанная с постоянными сильными или частыми раздражителями). Также важно учитывать личностный темперамент при выработке рекомендаций по занятию тем или иным видом спорта, характеру физической нагрузки, составлению оптимального режима дня для школьника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.