КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темперамент» и «индивидный темперамент»
Основания для выделения понятий «личностный
Всесторонней интерпретации свойств, лежащих в основе соционического темперамента, и их глубокому нейрофизиологическому обоснованию посвятил два своих фундаментальных труда исследователь В. Л. Таланов, работающий на стыке психологии, нейрофизиологии и соционики. Вот как заключает Таланов свое обширное исследование фактора экстраверсия/интроверсия: «Самый мощный психологический фактор (фактор экстраверсии/интроверсии) весьма точно «ложится» на самый мощный физиологический фактор, а именно: на баланс эрготропной и трофотропной систем регуляции центральной нервной системы. Этот результат очень важен, поскольку должен прекратить пустые споры психологов об «экстраверсии по Айзенку», «экстраверсии по Юнгу», «соционической экстраверсии» и т.д. Любая экстраверсия тяготеет, в конечном счете, к этому физиологическому балансу, и на своем психологическом языке всего лишь отражает дилемму между энергозатратной и энерговосстанавливающей стратегиями организма» [14]. Авторы считают вполне допустимым распространить этот фундаментальный вывод на другой психофизиологический фактор – силу/слабость нервной системы по Павлову. Основная характеристика силы нервной системы есть сила раздражительного процесса, «т.е. работоспособность клеток больших полушарий» [11]. Показателем предела работоспособности клеток больших полушарий является их способность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или действие сверхсильного раздражителя, не переходя в тормозное состояние. Существование «сильных» и «слабых» нейронов коры головного мозга до сих пор не доказано никаким нейроанатомическими исследованиями. Гораздо более перспективной представляется не морфологическая, а функциональная гипотеза Таланова о двух типах нервной системы – энергозатратном, где преобладают эрготропные нейрогуморальные механизмы регулирования, и энергосберегающем, где доминируют трофотропные механизмы. Именно активность эрготропных механизмов обеспечивает способность ЦНС выдерживать длительное возбуждение или действие сверхсильных раздражителей, а вовсе не наличие квазисильных клеток больших полушарий. Трофотропные же механизмы, а не некие слабые клетки, обеспечивают поведенческие защитные реакции организма и развитие тормозного процесса при действии длительных и сверхсильных раздражителей. Таким образом, фактор сила/слабость ЦНС по своей сути совпадает со свойством экстраверсия/интроверсия, взятом на первоопределяющем, физиологическом уровне. Более того, авторы считают, что корректнее характеризовать тип нервной системы индивидуума как энергозатратный или энергосберегающий, а не как сильный или слабый, поскольку именно первые два термина более точно передают сущность описанного Павловым феномена. Второй фактор, обуславливающий тип ЦНС – «баланс нервных процессов», изучался Павловым и его учениками экспериментально по выработке (погашению) условных рефлексов у собак, что ставит под сомнение распространение результатов экспериментов на всю психическую активность человека, в частности, связанную с его целенаправленной деятельностью. Свойство личности «рациональность/иррациональность», обуславливающее наряду с экстраверсией/интроверсией соционический темперамент, никак не связано с балансом нервных процессов, поэтому прямая аналогия темпераментов по Павлову – холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического – с соционическими темпераментами – линейно-напористым, гибко-разворотливым, уравновешенно-стабильным и восприимчиво-адаптивным соответственно – совершенно неправомерна. На основании всестороннего анализа дихотомии «рациональность/иррациональность» Таланов делает вывод о том, что данное базисное свойство личности связано с полушарной асимметрией головного мозга человека [16]. Свойство фазической системы восходящих модулирующих влияний (несущих в себе заряд иррациональности) лучше скоррелированы с функциями кортикальных отделов правого полушария головного мозга, а свойства эволюционно более молодой системы тонических восходящих влияний (которые и являются нейрофизиологической детерминантой рациональности) – с функциями кортикальных отделов левого полушария, которые задействованы при любой целенаправленной деятельности человека (предметной, абстрактной, вербальной). Любая целевая деятельность требует включения именно рационального модулирующего центра, который и обеспечивает установку на осуществление сознательно поставленной цели, причем независимо от того, принадлежит ли индивидуум к рациональному или иррациональному типу, т.е. независимо от того, какая система модуляции коры головного мозга у него преобладает – тоническая или фазическая. В связи с этим, авторы считают, что соционический темперамент, в отличие от павловского, – специфически человеческое образование, поскольку рациональность, которая в определенной степени присуща любому иррационалу, сформировалось в результате специфической для человека активности, направленной на создание культуры (в широком смысле этого слова) в филогенетическом процессе антропогенеза, или формируется в процессе онтогенетического освоения культурного пространства отдельным индивидуумом. Вообще культура рациональна по своей сути – рассматриваем ли мы ее этический или логический аспект, – она предполагает высокую предсказуемость поведения или действий в рамках тех или иных культурных предписаний. Мы можем сказать, например, что этот иррационал весьма культурен и при этом сохраняет в большей степени, чем некий усредненный рационал, свою природную гибкость; и чем в большей степени он культурен (воспитан, обучен), тем в большей степени рационален (но лишь в том смысле, что способен к последовательной деятельности, требующей определенного уровня знаний и умений, а вовсе не в том, что подвержен консервативному влиянию культуры). Поэтому вполне уместно было бы назвать павловский темперамент «индивидным темпераментом» (ведь свойства ЦНС Павлов изучал в экспериментах по условнорефлекторной деятельности собак), делая акцент на межвидовое распространение этого понятия, а соционический – «личностным темпераментом» (Юнг создавал свою знаменитую психологическую типологию на основании широкого и глубокого анализа культурного наследия человечества, а также опираясь на свой многолетней психотерапевтический опыт), подчеркивая его специфически человеческую принадлежность.
В качестве рабочего авторы использует понятие «личностный темперамент», поскольку ребенок уже в 3–4 года вполне осваивает культурное пространство вместе с освоением речи и элементарных человеческих действий, поэтому распространять на него понятие «индивидный (павловский) темперамент», на наш взгляд, уже неправомерно. Идентификация, в первую очередь, личностного темперамента важна в профессиональном отборе, если вид деятельности связан с повышенными требованиями к психомоторике (длительное поддержание заданного темпа работы, высокая степень монотонии или, напротив, необходимость быстрого переключения с одного вида двигательной активности на другой) или к силе ЦНС (например, работа, связанная с постоянными сильными или частыми раздражителями). Также важно учитывать личностный темперамент при выработке рекомендаций по занятию тем или иным видом спорта, характеру физической нагрузки, составлению оптимального режима дня для школьника.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |