Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Его величество копинг 1 страница




Теперь, после того, как вы четко, а главное, правильно создали образ достижения («целевой слайд») и некоторое время (ровно до появления легкой скуки, свидетельствующей, что бессознательное все, что надо, усвоило и выяснило — обычно это не более нескольких десятков секунд), «попялились» на него, визуализируя себе в различных ситуациях и ракурсах, настало время третьего шага (первый — хорошо сформулированный результат, а второй — его визуализация в виде целевого слайда). Оценки вашей бессознательной готовности к достижению результата (или, точнее, оценки вашим Бессознательным этой самой готовности).

В психологии она описывается понятием копинг (от английского «to соре» — «справляться», так что копинг действительно можно расшифровать как «готовность справиться»), Понятие это впервые ввел А. Маслоу, выявивший, что по отношению к проблеме и/или цели мы способны демонстрировать два вида реакций (вообще-то их куда как больше, но остановимся на двух крайностях — для наглядности). Копинг-поведение как способность справиться с любыми трудностями. И поведение психологической защиты, которая позволяет буквально не сходить с ума, живя с проблемой или не достигая цели. За счет рациональных объяснений («Это неправильно»). И эмоциональных отвержений («Это просто гадко!»). Поскольку, по экспериментальным данным, копинг как таковой присущ не более 10% населения (то есть 9/10 живущих на этой земле людей, просто чисто психологически обречены на прозябание — почему именно, читайте в других моих книгах), а 90%, соответственно, привычно защищает себя, чтобы, не дай бог, не достигнуть цели или получить что-то хорошее (о причинах см. там же), давайте во имя эффективного нейротрансфор- минга озаботимся этим самым копингом (сиречь, бессознательной готовностью). Сначала определив ее исходный уровень, а уж позже — подняв его насколько можно.

Чтобы определить уровень базового копинга, посредством психотехнологии оценки готовности к достижению, нарисуйте такую вот шкалу

12 3 4 5

И представьте, что ее значения соответствуют степени вашего согласия с некоторыми суждениями по поводу вашей же цели (не с самой целью, а именно с суждениями о ней). При этом 5 соответствует 100% согласно с суждением, 4 —■ 45%, 3 — 50%, 2 — 25%, а 1 — 0.

Теперь возьмите ручку или карандаш, поставьте руку над шкалой так, чтобы кисть была свободна, а избранный вами пишущий предмет находился строго над цифрой

3. И, как бы передоверив ответ своей собственной руке, а также начисто отключив сознание, последовательно задайте себе вопросы по следующим утверждениями, одновременно определяя степень вашего внутреннего согласия с ними.

A. Эта цель желанна.

Б. Она стоит того, чтобы ее достигать.

B. Эта фль достижима.

Г. То, что мне придется делать и сделать для достижения этой цели, нормально и естественно.

Д. То, как я буду жить, достигнув этой цели, будет экологично (т.е. помогать, а не мешать моей нормальной жизнедеятельности).

Е. У меня есть все необходимые способности для

того, чтобы достичь этой своей цели.

Ж. Я заслуживаю достижения этой цели.

Напоминаю: степень согласия должна выражать ваша рука и даже как бы сама по себе. Здесь вы либо почувствуете, что ваша «длань» хотела бы поставить ручку или карандаш на определенный пункт шкалы, либо, чуть- чуть помогая, продвиньте ее к этому пункту.

Предположим, что у вам получилось следующее:

A. Желанность цели = 2,8

Б. «Стоящесть» ее = 4,1

B. Достижимость цели = 4,3

Г. Экологичность средств ее достижения = 4,5

Д. Экологичность цели = 2,9

Е. Ваши способности к достижению цели = 4,8

Ж. Заслуженность цели = 2,1

Ну вот: все ясно. Потому как ваше собственное бессознательное четко сообщило вам следующее — что, с одной стороны, эта ваша цель безусловно стоит того, чтобы ее достигать, что она вполне достижима; что достигается она вполне нормальными способами и образами; и что у вас более чем достаточно способностей достигнуть то, чего вы хотите. Но, с другой стороны, вы своей цели не достигнете, потому что по каким-то весьма подсознательным мотивам явно ее не хотите и считаете, что достижение оной резко и существенно осложнит вам жизнь. А все, видимо, потому, что не верите в то, что заслуживаете этакого «счастья»...

Теперь вы, надеюсь, поняли, почему люди зачастую (сплошь и рядом!) не достигают якобы желаемого? Да именно поэтому: в силу отсутствия на достаточном уровне каких-то элементов копинг-готовности из вышеприведенной «великолепной семерки» (а достаточный уровень — это min = 4).

Я мог бы еще долго и пространно рассуждать на эту тему, но, как говорится, умному достаточно, а дураку все равно будет мало. Поэтому перейдем к четвертому шагу: психотехнологии создания готовности к достижению. Для чего, во-первых, на чистом листе выпишите описания своей цели вместе со всеми пунктами (их формулировками), которые получили у вас менее четырех баллов

«Эта цель__________________________________

стоит того, чтобы ее достигать и достигнуть; даст мне возможность жить эффективно и счастливо (это я несколько вольно переложил пункт Д) и я ее безусловно и безоговорочно заслуживаю.

Назовем мы это «базовой фразой».

Теперь поставьте перед собой пустой стул (не дальше 2-3 метров) и представьте себе следующее.

Во-первых, группу ваших внутренних оппонентов

— всех тех, с кем вы давно, но, похоже, безнадежно ведете спор на уровне ниже осознания. Определить их несложно: это все те люди, к которым в случае, если вы достигнете цели, вам хотелось бы прийти и похвастаться: «Ну что, не верил? А я-таки достиг!» Разместите вообразаемые образы «группы товарищей» слева или справа за стулом.

Во-вторых, «группу поддержки». Но не девочек в коротких юбочках, а всех тех, кто действительно желает вам достижения желаемого (и верит, что вы его достигнете). «Поместите» их за стулом, соответственно, справа или слева.

В-третьих, образ самого себя, скептичного и не верящего в желанность, экологичность и заслуженность цели. Эту, на самом деле, скептичную часть вас самого усадите на стуле прямо перед собой.

Теперь приготовьтесь: доказывать то, что мы выше написали (базовую фразу), эмоционально — твердо и уверенно (а еще и вслух) провозглашая ее оппонентам и Скептичному Себе. И рационально — добавляя необходимую аргументацию сразу после произнесения базовой фразы с использованием следующих «связок»

- потому что

- поскольку

- и я достигну ее до того, как наступит

- и я начну ее достигать сразу после того, как

- хотя и_________________________

- если

- пока

- так же, как и

- так что

Ужасно жаль, что я не могу здесь подробно описать то, как на самом деле делается эта процедуры (на одну которую, как на отдельную арию в оперном спектакле, приходят некоторые участники моих мастер-классов — правда, больше они и не уходят...). Скажу только, что после первой «связки» вам лучше всего (по опыту знаю) рассказать о том, ОТ чего вы уйдете в результате достижения цели. После второй — то, К чему вы придете по достижении оной. После третьей — «извлечь» из бессознательного примерное время получения желаемого. После четвертой — точно наметить дату «старта». После пятой, шестой и седьмой — вытащить из собственной Тени все сомнения и страхи по поводу достижения и достигаемого. После восьмой — привести пример (лучше — три) того, чем вы гордитесь, что достигли, хотя тоже в начале не хотели, считали неэкологичным и совсем незаслуженным. Ну а после девятой — сказать себе «в путь», «начали» или даже «поехали»...

4. Как «раскрутить» цель

А теперь о следующих шагах воплощения — за номерами пять и шесть. Это так называемые «раскрутки» «вверх» и «вниз». Первая из них применяется в нейропрограммировании для того, чтобы, во-первых, усилить, а во- вторых, возвысить вашу мотивацию к достижению желаемого. Вторая — дабы убрать внутренние (хотя можно и внешние) препятствия к достижению.

Раскрутки вверх всем ну просто необходимы. И потому, что сила желания у вас все еще слабенькая, а одним из неявных постулатов нейротрансформинга является фраза

В. Головачева «Не начинай дело, пока не умеешь хотеть настолько, чтобы мочь» /9/, что, возможно, является парафразом известной французской поговорки «Хотеть — значит мочь!» И оттого, что даже эти слабенькие желания у вас настолько приземленные и необоснованные, что буде вы обратились бы с ними к какому-нибудь реальному спонсору, он бы послал вас куда подальше («Дай, потому что хочу» — это для идиотов).

Раскрутка вверх делается следующим простым образом. Берета}-ваша цель и как бы укрупняется. С точки зрения простого вопроса: «Что это тебе дает?» и до тех пор, пока, во-первых, вы не «замурчите» от желания, а, во-вторых, желания эти достаточно возвысятся, (см. рис. 12)


 

Рис. 12

Предположим, например, что вы хотите приобрести машину (именно приобрести, т.к. если вы скажете «купить», вы сразу отрежете возможности, связанные с дарением, взятием оной в аренду и т.п.). Воображаемый мой диалог с вами, но в режиме «раскрутки вверх» мог бы выглядеть так.

Я: Предположим, что ты уже приобрел машину. Что это тебе даст?

Вы: Возможность ездить везде, где я захочу.

Я: Предположим, что ты уже ездишь везде, где захочешь. Что это тебе даст?

Вы: Буду свободен в своих перемещениях.

Я: Предположим, что ты уже свободен в своих перемещениях. Что это тебе даст?

Вы: Свободу и ощущение независимости от обстоятельств.

Я: Предположим, что ты уже свободен и независим от обстоятельств. Что это тебе даст?

Вы: Удовольствие и какой-то особенный кайф.

Я: Предположим, что ты уже ощущаешь удовольствие и какой-то особенный кайф. Что это тебе даст?

Вы: Мир, который как бы весь будет моим! «Распахнутость» жизни и ощущение, что ты и окружающее едины!

Пример, конечно же, условный. Однако он достаточно иллюстративен для доказательства того, что и силу

мотивации можно легко увеличить, и качественный ее уровень достаточно поднять — причем, довольно-таки легко. Теперь (и только теперь) надобно заняться «раскруткой вниз»», дабы российская поговорка «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» не стала реальностью: вашей жизни (и вашего же достижения желаемого).

Сразу же оговорюсь: «овраги» эти лежат не столько в реальной (объективной) плоскости, сколько в плане виртуальном (субъективном). Надеюсь, что после того, как вы познакомились с законом воплощения, дополнительно объяснять вам это уже не нужно: мы действительно получаем в своей жизни то и только то, что есть в нашей голове. И если в ней есть решения, мы получаем решения. Но если в ней есть проблемы, мы, конечно же, получаем проблемы. Так вот: именно для того, чтобы существующие в вашей голове проблемы и препятствия на пути достижения были устранены и превращены в решения, и применяется «раскрутка «вниз» (рис. 13).

Что останавливает вас?

| Проблема | 1 Проблема ~ | [ Проблема ~|

Каким может быть решение?

_____________________________________________

| Цель 1 | Цель ~| | Цель |

Продолжайте по мере необходимости

Рис. 13

 

Делается она за счет использования перемежающихся вопросов «Как?» и «Что мешает» и опять-таки «Как?». Например, в случае пресловутой машины это может выглядеть так:

Я: Как можно приобрести машину?

Вы: Купить. Взять в лизинг. Выпросить у кого-ни

будь из друзей или родственников, чтобы подарили. Или даже найти какого-нибудь знакомого, который мечтает избавиться от старой машины, чтобы кутить новую, и оттого отдает ее по дешевке.

Внимание: вы предложили четыре варианта приобретения машины. И теперь каждый из них должны «раскрутить «вниз»: субъективно (как если бы вы были волшебником) и даже объективно (если там есть как бы самонапрашиваю- щиеся решения). Итак, берем первую альтернативу и начинаем «крутить» ее, представляя, что мы адресуем все это Высокому Небу или Океану Соляриса (ну хоть фильм А. Тарковского вы видели, если даже не читали С. Лема?)

Я: Что мешает вам купить машину?

Вы: Отсутствие денег

Я: Как можно найти деньги на покупку?

Вы: Взять кредит — но не ловушку для дураков, а действительно реальный и выгодный

Я: Что мешает вам взять такой кредит?

Вы: Страх лопухнуться и оказаться в неоплатном долгу перед банком

Я: Как можно сделать так, чтобы не лопухнуться и не оказаться в неоплатном долгу перед банком?

Вы: Навести справки: в Интернете, у знакомых, занимающихся банковским делом — их у меня не то пять, не то шесть. У друзей, которые уже взяли кредит — а таковых наберется пара десятков.

Я: Что мешает навести справки?

Вы: Моя собственная лень

Я: Как преодолеть свою собственную лень?

Вы: Включить в намеченное и сделать. И... Странно, но сейчас я ощутил, что, если сделаю это, машина ну очень скоро будет стоять перед моим домом. Наверное, вы правы: Высшие Силы не помогают в том, что человек должен сделать сам...

5 — 205

Вы думаете, это все? Да — но только в том случае, если на вашем внутреннем трэке появилось, как минимум, ощущение, что все пошло и начало решаться (как в вышеописанном примере). В противном случае (ощущения «Не то...» или «Этого недостаточно») приступайте к проработке следующих альтернатив

Я: Что мешает тебе взять машину в лизинг?

Вы: Да ничего, кроме уже упомянутой лени и вытекающего из нее отсутствия информации. И это при том — я почему-то именно это сейчас вспомнил, — что один мой знакомый недавно хвастался, что на очень выгодных условиях приобрел в лизинг шикарную «Ауди А5» красного цвета с бежевыми кожаными сиденьями.

Так, похоже, что у нашего воображаемого субъекта что-то наметилось. Во-первых, целевой слайд (как четко и лихо, пуская при этом слюни, он описал «Ауди А5»?). А во- вторых, его собственный узел — не гордиев, но близкий к оному. Проблема, которую, неважно, по требованию кого

— Бессознательного или Высших сил — должен он решить, чтобы просто жить и двигаться дальше. Имя ей: лень в нахождении информации. Впрочем, это можно даже проверить, «раскрутив» третью альтернативу

Я: Что мешает тебе выпросить машину у кого-нибудь из друзей и родственников?

Вы: Да ничего, кроме все той же лени! Нет, ну я же и идиот! Вот только сейчас вспомнил, что Петров мне жаловался, что ему страсть как не хочется продавать «Пассат...», 'к которому он прикипел душою, а вот в хорошие руки он его отдаст и за дешево, и в кредит. А я-то, дурак, сидел и важно кивал, выдавая сентенции «Да, машина — это как друг». Неужели для того, чтобы увидеть очевидное, надо было пройти через все эти процедуры и раскрутки?! Ох, и тупые же мы бываем — причем почти всегда. Так, где телефон: я срочно звоню Петрову...»

5. На старт! Внимание!! Марш!!!

И последнее — но уже коротко, ибо если уже и это не поможет, то понадобится психотерапевт, ибо сами вы не справитесь. Что делать, если вы так и не смогли ответить на вопрос, что вам это даст. В этом случае — довольно тяжелом, ибо на фига вашему бессознательному делать то, что вы не хотите или боитесь — попробуйте разобрать (разобраться) со своей хитрой мотивацией по психотехнологии так называемого логического квадрата, а именно

 

Что случится, если что произойдет? «Морковки» Что случится, если что не произойдет? «Страшилки»
Что случится, если это произойдет? Вторичные выгоды (ВВ) Что не случится, если это не произойдет? «Морковко-страшилки»

 

«Морковко-страшилки» В этой психотехнологии вы должны весьма обстоятельно (хотя и не обязательно долго и нудно) и довольно пространно (не меньше трех положений в каждом пункте — клеточке) ответить на все эти вопросы. Например (я намеренно ограничусь только одним положением), в ответ на вопрос «Что случится, если это произойдет?» вы написали «Стану счастливой». В ответ на вопрос: «Что случится, если это Не произойдет?» — «Окончательно погибну как женщина». В ответ на вопрос «Что

НЕ случится, если это произойдет?» — «Утрачу возможности приятного одиночества и уединения». А в ответ на вопрос: «Что НЕ случится, если это НЕ произойдет?» — «Жизнь, как таковая, с ее женскими радостями». Так вот, теперь вы, как это ни странно, можете уже сформулировать фразу — морковку, включив в нее элементы страшилки и даже останавливающей вас вторичной выгоды (ВВ — это когда мы не получаем первичной выгоды именно потому, что есть выгода вторичная; например, не очень-то стремимся замуж, потому что боимся утратить приятное одиночество и уединение).

Я стану счастливой, буду жить, как живая женщина;

Сохраню возможности для приятного уединения и одиночества и обрету жизнь, как таковую с ее женскими радостями.

Как вы, наверное, поняли, я здесь все ваши «минусы» трансформировал в резонно вытекающие из них «плюсы».

Однако вышеописанное касается только лишь мотивации, тггда как способность достигать желаемого (ко- пинг) суть нечто большее: готовность к этому достижению. Каковая делается с помощью уже другой психотехнологии: внедрения результата в нейрологию человека (сиречь, в его бессознательное).

Чтобы вы выполняли ее не как попка (имеется в виду попугай, а не филейная часть человеческого тела), объясню данной внедрение с помощью двух теоретических положений.

Во-первых, как показали исследования нейропрограммистов, формирование искомой готовности в нейросети осуществляется по следующей схеме:


 

Во-вторых, оказывается возможным это формирование тогда и только тогда, когда связывается с некоей «морковкой» — мотивацией «К». Каковую мы только что и создали посредством раскрутки вверх. Формулировка же ее следующая (вышеприведенный пример).

Приобрету больше спокойствия по части своей женской судьбы;

Стану более уверена в себе;

Смогу позволить себе немного счастья;

Буду довольна своей жизнью;

Полностью удовлетворена происходящим и просто стану счастливой.

Все это мы назовем следствием (весьма приятным), проистекающим из конкретной причины (у нас это «Я выйду замуж за устраивающего меня по всем параметрам человека»).

Далее же все просто до тупости. Лучше вслух, чем про себя, вы проговариваете связь причины и следствия по

принципу «Если____________, то________________»,

предворяя это словом из схемы и даже как бы повторяясь.

Чтобы не посвятить всю последующую книгу описанию текстов внедрения результата в нейрологию, приведу сокращенный пример.

Стартовая ваша фраза должна в вышеописанном случае звучать так:

Я понимаю, что, когда я выйду замуж за устраивающего меня по всем параметрам человека (причина), я приобрету больше спокойствия по части своей женской судьбы; стану более уверена в себе; смогу позволить себе немного счастья; буду довольна своей жизнью, полностью удовлетворена происходящим и просто стану счастливой (а это следствие — «морковка»).

Теперь вам надобно всего-навсего повторять, наращивая, эту связку по следующей схеме:

«И это все?» — скептически скажете вы. «Нет, не все» — ответствую вам я, хотя даже в таком упрощенном варианте эта психотехнология неплохо работает в части создания необходимого и искомого. Но в нижеприведенном

— более сложном — варианте с нарастающим повторением всего уже сказанного до этого и всякий раз (и с текстом причины, и с текстом следствия) — она превращается в буквально психотронное оружие...

Упражнение 16.

4 Создайте хорошо сформулированный результат для любой вашей цели.

Загрузите его в ваше Бессознательное.

Упражнение 17.

4 Определите уровень своей готовности к ее достижению, после чего доведите недостаточные его компоненты до рекомендованного уровня.

Упражнение 18.

4 Осуществите раскрутки «вверх» и «вниз».

Упражнение 19.

При необходимости, «прогоните» цель через логический квадрат мотивации.

Упражнение 20.

Если уж совсем ни как, сделайте психотехнологию внедрения результата в нейрологию.

Глава V или кое-что о жизни как стратегии, которую нужно иметь хотя бы для того, чтобы она не поимела тебя...

«Опыт — дорогая школа. Но что поделать, если раки в другую не ходят»

Бенджамин Франклин

1. Прояснение своей жизни

«Жизнь, которая не была осмыслена, не имеет права быть прожитой». Так или примерно так когда-то давно выразился кто-то великий. А это значит, что занимаясь самоконсультированием, вы просто не имеете права ограничиваться одними только тактическими проблемами и целями. Потому как тактика без стратегии позволяет (как выразился еще один великий) в лучшем случае выиграть сражение, но не войну И хотя о смысле жизни — главном, что задает и создает нормальную жизнедеятельность человека — я вовсе не собираюсь здесь говорить (не вообще не говорить, а не говорить здесь — в этой книге), вся эта часть будет посвящена именно стратегическим аспектам само- консультирования...

Начнем мы с довольно общей (в том плане, что не узкоконкретной, как многие ранее) психотехнологии прояснения своей жизни /18/. Каковая в самом первом приближении, но задает некий фон реальности вашей текущей (откуда-то и куда-то, но, надеюсь, не вяло) жизнедеятельности.

Займите мета-позицию и как бы станьте свидетелем своей жизни. Просмотрите ее от начала и до настоящего момента — но объективно и беспристрастно, воздерживаясь от любых оценочных суждений. И попробуйте ответить на следующие семь групп вопросов

Какие ситуации и проблемы настойчиво повторялись в вашей жизни?

Что было в ней действительно важно? Какие события явились главными? Что послужило «поворотными пунктами», определившими вашу жизнь?

Какова главная тема вашей жизни? Какие мотивы были в ней постоянными? С чем вы непрерывно стал- кивались и сражались? Чего страшились? К чему, наоборот, всегда стремились? И чего хотели?

Какова ваша суть? Ив чем ваша уникальность? Если вы припомните и перечислите все те моменты своей жизни, в которых чувствовали себя сильным (или те сферы жизнедеятельности, в которых оказывались триумфатором), не найдется ли общая тема, пронизывающая все эти моменты и области — проявление вашей истинной Сущности?

Где вы находитесь в своей жизни сейчас — физически, эмоционально и духовно? Все еще в начале? В середине? Или уже в конце? А сопоставимо ли это с количеством лет, которые вы прожили? И тем временем, которое у вас осталось?

Кем вы себя чувствуете и ощущаете в своей жизни — в каждой из ее сфер и областей? Вы все еще Ребенок (несчастный или счастливый)? Уже Взрослый? Или только лишь Родитель (для своих домочадцев, подчиненных и т.п.)? Кем вы вынуждены быть и в качестве кого — выступать? А кем вы хотите себя чувствовать и ощущать?

Каковой вам представляется цель вашей жизни? Что вы всегда мечтали осуществить (и почему не сделали этого)? Что имеет для вас действительно большое значение? А что вы привычно откладываете на потом? И что вы вообще хотите сделать со своей жизнью?

И еще гри группы вопросов — уже более простых. Каковы ваши способности и таланты? Применяете ли вы их для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?

Делаете ли вы то, что действительно всегда хотели делать? Если нет, то кто или что мешает вам начать это делать?

Любите ли вы свою работу? Если нет, то делали вы хоть какие-то попытки изменить положение дел? Или хотя бы пробовали полюбить то, чем вы занимаетесь?

Теперь, после возникновения некоего предощущения неслучайности своей жизни, можно уже обратиться к более конкретным техникам самоконсультирования. А именно психотехнологии определения этапа жизни: его задач и проблем.

Что касается определения, то здесь все в общем-то даже и просто. Потому что существует множество моделей того, какие конкретно задачи должен решать человек в тот или иной период своей жизни. Ниже я привожу только одну из них: М. Айви и компании /3/. Ибо этого вполне достаточно для того, чтобы вы поняли, где вы находитесь в этой жизни, а где — застряли в ней...

ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

 

Жизненная стадия Ключевые системы Задачи развития Ресурсы развития Кризисы развития
Младенчество (рожд. - 2 юда) Расширенное лоно семьи Социальные связи. Чувство непрерывности существования. Сенсомоториая разведка и примитивные причинные связи. Созревание моторных функций Безопасность выполнения основных иужд. Стабильность. Доверие или ногеря доверия.
Раннее детство (от 2 до 4 лет) Расширенное лоно семьи Самоконтроль. Языковое развитие. Фантазия и игра. Самостоятельное передвижение. Человеческие отношения. Ссисориая стимуляция. Защищенное окружение. Огран нчен ность окружения. Независимое ошущение Я либо сомнение и стыд.
Середина детства (5-7 лет) Семья. Соседи. Школа Половая идентификация. Начальное моральное развитие. Конкретные мыслительные операции. Групповые игры. Подходящая модель. Объяснение набора правил. Согласованность правил поведения. Внутригрупповые отношения сверстников Самостоятельность либо чувство вины
Конец детства (8-12 лет) Семья. Соседи. Школа. Сверстники * Социальные связи. Самооценка. Обучение навыкам. П рннадлежность команде Объединенные усилия обучающихся. Объединенная игровая деятельность. Обучение навыкам, которые помогают попять основные межличностные отношения. Обратная связь Трудолюбие или и ифантил ьиость
  Окружение карьеры. Интерннолизация морали. Болес прочные интимные отношение. Понимание природы отношений. принятии решении, углубление отношений, понимание плюрализма. Ответе гневность за выбор.  
Переходный возраст (30-35) Семья. Работа. Дружеские связи Смена оценок, привязанностей и примятых обязательств. Родительская роль (продолжение). Переоценка значимости людей. Оценка и обновление решения, касающиеся 01 ношений, карьеры, стиля жизии. Знания н навыки организации широкой П0М01Ш1 Обновление либо отстраненность
Зрелость (35-50) Работа. Семья. Друзья. Общее! во. Оценка взятых обязательств Дети оставляют дом. Изменение отношений между супругами. Связи вне семьи Знания и навыки принятия ролен более высокого порядка. Большая степень дифференциации и интеграции ролей Достижения и значимость в обществе либо незначнмоегь
Пожилой возраст (51-65) Семья. Друзья. Работа. Окружение Связи вне семьи. Уменьшение роли карьеры. Осознание бренности существования. Знания и навыки для: налаживания коммуникаций, учительства, умения дать совет. Большая опора на умственные, а не физические сиосооности Живительные связи с окружением либо эгоистическая стагнация
Старость (65-?) Семья. Друзья. Окружающие Увеличение зависимое! н от других. Оценка собственной жизнн. Умение перенесен смерть близких... Ожидание собственной смерти Умение выживать при уменьшении жизненных ресурсов. Умение сказать: «Протай» Чувство значимости либо отчаяние

 

Вышеприведенное касалось определения того этапа, на котором вы сейчас находитесь. А вот конкретизация оного требует уже другого, более глубокого подхода, который реализован в психотехнологии цикл бытия.

Основывается она на в общем-то общепринятой в нейропрограммировании модели, согласно которой любой из этапов жизни человека может быть описан с точки зрения пять следующих категорий:

__________________ Иметь_______________

_________________ Делать_______________

_________________ Знать_______________

Вступать во взаимоотношения ____________ Быть

Категории эти, естественно, образуют некую последовательность, поскольку для того, чтобы что-то иметь, надо хоть что-то делать. Чтобы хоть что-то делать, надо что- то знать. Чтобы что-то иметь, делать и знать надо вступать во взаимоотношения. И, наконец, чтобы иметь, делать, знать и вступать во взаимоотношения надо кем-то быть.

Существует множество способов использования данной модели, один из которых как раз и заключается в том, что в случае экзистенциального и, соответственно, слабо- дифференцированного запроса («не знаю чего хочу, но знаю что то, что я имею, это не то, что я хочу...»), следует отыскать любую — неважно, конкретную или высокообобщенную — область его бытия, по которой у него имеется хоть какой-то запрос, и с ней работать.

Например, предположим, что некий тоскующий по поводу несовершенства себя и мира новый русский (кстати, а существуют ли еще таковые?) точно знает только то, что он хочет быть высокодуховным человеком. Дальнейшее заполнение модели может осуществляться как последовательно сверху-вниз, так и неупорядоченно. То есть можно просто, опять-таки последовательно выяснить, с какими такими высокодуховными людьми данному клиенту следует вступить во взаимоотношения; что для этого надо знать; что делать и что иметь. Или сразу определить, что нужно знать высокодуховным людям и где этому можно научиться, вступив в соответствующие взаимоотношения, а уже после этого выяснить, что для этого делать и что — иметь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.