Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности




Тема 8. Экспертиза инновационных проектов.

Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Тема 6. Формы инновационного менеджмента.

Тема 5. Разработка программ проектов нововведений.

Тема 4. Организация инновационного менеджмента.

Тема 2. Нововведения как объект инновационного управления.

Тема 1. Введение в курс.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Экономические условия формирования восприимчивости к нововведениям. Инновационный потенциал. Инновационная активность.

 

Инновационный процесс как динамичная система. Схемы инновационного процесса.

Виды инноваций и их классификация. Три группы нововведения: продуктовые; технологические; организационно-управленческие.

Управление процессами создания новых знаний. Управление освоением новшеств.

 

Тема 3. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.

Появление теории инноватики. «Большие» циклы Н.Д. Кондратьева и их роль в инновационном менеджменте. Вклад Й. Шумпетера в становление и развитие инновационного менеджмента. Понятие инновационного менеджмента. Задачи инновационного менеджера.

 

Понятие организационной структуры и организационной схемы управления в инновационном менеджменте. Организационная структура науки. Организации, выполняющие исследования и разработки. Классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.

 

Государственное регулирование инновационной деятельности. Федеральная научно-техническая программа. Подготовка и реализация инновационных применений. Фундаментальные исследования. Прикладные исследования и разработки. Жизненный цикл нововведения. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия.

Венчурное предпринимательство. Фирмы-эксплеренты. Фирмы-патиенты. Фирмы-виоленты. Объекты инфраструктуры науки и инноваций.

 

Значение выбора стратегии. Виды стратегий и обоснование выбора стратегии. Общие принципы разработки стратегии. Прогнозирование в инновационном менеджменте.

 

Задачи и основные приемы экспертизы. Методы экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета. Экспертиза инновационных проектов в области гуманитарных и общественных наук. Методы отбора инновационных проектов для реализации.

Показатели эффективности инновационного проекта.

 

Эффективность использования инноваций. Виды эффекта. Значение соотношения «результат — затраты». Общая экономическая эффективность инноваций. Характеристика результатов инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность.

 

5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 2: Нововведения как объект инновационного управления.

 

Учебные вопросы:

1.Стадии инновационного процесса.

2.Роль инноваций в реформировании экономики РФ.

Ситуационные задания:

1. Фирма разработала способ определения концентрации микроорганизмов и устройство для его осуществления. Устройство может быть использовано в электронной, пищевой, фармацевтической промышленности, медицине для экспрессного определения микроорганизмов в различных средах. Отличительная особенность – чувствительность повышена в 10 раз по сравнению с ранее применявшимся методом.

К какому типу инноваций это можно отнести:

а) радикальным;

б) комбинаторным;

в) совершенствующим.

 

2. Разработан способ изготовления высоковольтных кремневых приборов. Разработанная технология относится к высоким современным технологиям и находится на уровне мировых стандартов. Технология позволяет: гарантировано получать высокое структурное качество рабочих кремниевых слоев с высокой однородностью по электрофизическим параметрам этих слоев; минимизировать количество вредных технологических процессов путем исключения процесса газофазной эпитаксии; снизить себестоимость структур за счет повышения качества активных кремниевых слоев исходных многослойных структур по сравнению с эпитаксиальными; совершенствовать технологию без ограничения в диаметре структур; исключить из производства ряд энергоемких процессов.

1. Данная инновация является:

а) продуктовой;

б) процессной.

2. К какому типу инноваций по охвату ожидаемой доли рынка ее можно отнести:

а) локальной;

б) системной;

в) стратегической.

 

Тема 3: Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.

 

Учебные вопросы:

 

1. Жизнь и деятельность Н.Д. Кондратьева.

2. Проблемы инновационного менеджмента в РФ.

 

Проблемы:

1. Диффузия инновации — это распространение однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Какова роль инновационного менеджера в этом процессе?

2. Внедрение нововведения — трудный и болезненный процесс. Как должен действовать инновационный менеджер?

 

 

Тема 4: Организация инновационного менеджмента.

Учебные вопросы:

1. Понятие организационной структуры и организационной схемы управления в инновационном менеджменте.

2. Организации, выполняющие исследования и разработки.

Задачи:

1. Деятельность Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук направлена на решение одинаковых задач?

а) да;

б) нет.

 

2. В общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, доля сектора высшего образования в 1998 г. составила 13,2 % против 11,8% в 1991г.

Какие факторы повлияли на этот процесс?

а) Улучшились условия для выполнения исследований и разработок;

б) увеличились заказы на исследования и разработки со стороны реального сектора экономики.

в) нет однозначного ответа.

 

3. Чем может быть обусловлена необходимость реструктуризации научно-

исследовательской организации?

а) интересами министерств и ведомств;

б) тенденциями динамики промышленного производства;

в) нет однозначного ответа.

 

Тема 6: Формы инновационного менеджмента.

Учебные вопросы:

 

1. Формы инновационного предпринимательства.

2. Роль инновационного предпринимательства в реализации экономических реформ в РФ.

3. Сравнительный анализ форм инновационного предпринимательства.

 

Проблемные вопросы:

1.Характеристика объектов инфраструктуры науки и инноваций.

2. Деятельность центров научно-технической информации.

3. Значение технопарков.

4. Деятельность консультативных фирм.

 

Тема 7: Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Учебные вопросы:

1. Виды инновационных стратегий.

2. Выбор инновационной стратегии как фактор повышения конкурентоспособности фирмы.

3. Критерии выбора стратегии.

 

Практические задания

1.Завод электронных приборов производит оборудование для защиты передающих, приемных и антенно-фидерных установок при ударах молнии и воздействии других импульсных напряжений. Технический уровень выше зарубежного. Какой инновационной стратегии должно придерживаться предприятие?

а) наступательной;

б) оборонительной;

в) нет однозначного ответа.

 

2.Производственное объединение выпускает медицинскую технику и поставляет ее 400 предприятиям страны. Какой инновационной стратегии ему целесообразно придерживаться?

а) наступательной;

а) оборонительной;

в) нет однозначного ответа.

 

3. Может ли придерживаться наступательной стратегии фирма, выпускающая микроволновую печь для транспортных средств, если печь имеет по сравнению с обычными микроволновыми печами уменьшенные габариты и энергопотребление?

а) да;

б) нет.

Тема 8: Экспертиза инновационных проектов.

Учебные вопросы:

1. Значение и основные приемы экспертизы.

2. Роль государственных научных фондов в экспертизе инновационных проектов

 

Практические задания:

1. Выберите тему из приведенного ниже перечня рекомендуемых научно-

исследовательских работ и подготовьте проект к представлению в Российский гуманитарно-научный фонд.

2. Раскройте актуальность, цель и задачи исследования, его научную новизну и практическую значимость.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.