КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности
Тема 8. Экспертиза инновационных проектов. Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. Тема 6. Формы инновационного менеджмента. Тема 5. Разработка программ проектов нововведений. Тема 4. Организация инновационного менеджмента. Тема 2. Нововведения как объект инновационного управления. Тема 1. Введение в курс. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Экономические условия формирования восприимчивости к нововведениям. Инновационный потенциал. Инновационная активность.
Инновационный процесс как динамичная система. Схемы инновационного процесса. Виды инноваций и их классификация. Три группы нововведения: продуктовые; технологические; организационно-управленческие. Управление процессами создания новых знаний. Управление освоением новшеств.
Тема 3. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Появление теории инноватики. «Большие» циклы Н.Д. Кондратьева и их роль в инновационном менеджменте. Вклад Й. Шумпетера в становление и развитие инновационного менеджмента. Понятие инновационного менеджмента. Задачи инновационного менеджера.
Понятие организационной структуры и организационной схемы управления в инновационном менеджменте. Организационная структура науки. Организации, выполняющие исследования и разработки. Классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.
Государственное регулирование инновационной деятельности. Федеральная научно-техническая программа. Подготовка и реализация инновационных применений. Фундаментальные исследования. Прикладные исследования и разработки. Жизненный цикл нововведения. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия. Венчурное предпринимательство. Фирмы-эксплеренты. Фирмы-патиенты. Фирмы-виоленты. Объекты инфраструктуры науки и инноваций.
Значение выбора стратегии. Виды стратегий и обоснование выбора стратегии. Общие принципы разработки стратегии. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
Задачи и основные приемы экспертизы. Методы экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета. Экспертиза инновационных проектов в области гуманитарных и общественных наук. Методы отбора инновационных проектов для реализации. Показатели эффективности инновационного проекта.
Эффективность использования инноваций. Виды эффекта. Значение соотношения «результат — затраты». Общая экономическая эффективность инноваций. Характеристика результатов инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность.
5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2: Нововведения как объект инновационного управления.
Учебные вопросы: 1.Стадии инновационного процесса. 2.Роль инноваций в реформировании экономики РФ. Ситуационные задания: 1. Фирма разработала способ определения концентрации микроорганизмов и устройство для его осуществления. Устройство может быть использовано в электронной, пищевой, фармацевтической промышленности, медицине для экспрессного определения микроорганизмов в различных средах. Отличительная особенность – чувствительность повышена в 10 раз по сравнению с ранее применявшимся методом. К какому типу инноваций это можно отнести: а) радикальным; б) комбинаторным; в) совершенствующим.
2. Разработан способ изготовления высоковольтных кремневых приборов. Разработанная технология относится к высоким современным технологиям и находится на уровне мировых стандартов. Технология позволяет: гарантировано получать высокое структурное качество рабочих кремниевых слоев с высокой однородностью по электрофизическим параметрам этих слоев; минимизировать количество вредных технологических процессов путем исключения процесса газофазной эпитаксии; снизить себестоимость структур за счет повышения качества активных кремниевых слоев исходных многослойных структур по сравнению с эпитаксиальными; совершенствовать технологию без ограничения в диаметре структур; исключить из производства ряд энергоемких процессов. 1. Данная инновация является: а) продуктовой; б) процессной. 2. К какому типу инноваций по охвату ожидаемой доли рынка ее можно отнести: а) локальной; б) системной; в) стратегической.
Тема 3: Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.
Учебные вопросы:
1. Жизнь и деятельность Н.Д. Кондратьева. 2. Проблемы инновационного менеджмента в РФ.
Проблемы: 1. Диффузия инновации — это распространение однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Какова роль инновационного менеджера в этом процессе? 2. Внедрение нововведения — трудный и болезненный процесс. Как должен действовать инновационный менеджер?
Тема 4: Организация инновационного менеджмента. Учебные вопросы: 1. Понятие организационной структуры и организационной схемы управления в инновационном менеджменте. 2. Организации, выполняющие исследования и разработки. Задачи: 1. Деятельность Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук направлена на решение одинаковых задач? а) да; б) нет.
2. В общей структуре организаций, выполняющих исследования и разработки, доля сектора высшего образования в 1998 г. составила 13,2 % против 11,8% в 1991г. Какие факторы повлияли на этот процесс? а) Улучшились условия для выполнения исследований и разработок; б) увеличились заказы на исследования и разработки со стороны реального сектора экономики. в) нет однозначного ответа.
3. Чем может быть обусловлена необходимость реструктуризации научно- исследовательской организации? а) интересами министерств и ведомств; б) тенденциями динамики промышленного производства; в) нет однозначного ответа.
Тема 6: Формы инновационного менеджмента. Учебные вопросы:
1. Формы инновационного предпринимательства. 2. Роль инновационного предпринимательства в реализации экономических реформ в РФ. 3. Сравнительный анализ форм инновационного предпринимательства.
Проблемные вопросы: 1.Характеристика объектов инфраструктуры науки и инноваций. 2. Деятельность центров научно-технической информации. 3. Значение технопарков. 4. Деятельность консультативных фирм.
Тема 7: Инновационный менеджмент и стратегическое управление. Учебные вопросы: 1. Виды инновационных стратегий. 2. Выбор инновационной стратегии как фактор повышения конкурентоспособности фирмы. 3. Критерии выбора стратегии.
Практические задания 1.Завод электронных приборов производит оборудование для защиты передающих, приемных и антенно-фидерных установок при ударах молнии и воздействии других импульсных напряжений. Технический уровень выше зарубежного. Какой инновационной стратегии должно придерживаться предприятие? а) наступательной; б) оборонительной; в) нет однозначного ответа.
2.Производственное объединение выпускает медицинскую технику и поставляет ее 400 предприятиям страны. Какой инновационной стратегии ему целесообразно придерживаться? а) наступательной; а) оборонительной; в) нет однозначного ответа.
3. Может ли придерживаться наступательной стратегии фирма, выпускающая микроволновую печь для транспортных средств, если печь имеет по сравнению с обычными микроволновыми печами уменьшенные габариты и энергопотребление? а) да; б) нет. Тема 8: Экспертиза инновационных проектов. Учебные вопросы: 1. Значение и основные приемы экспертизы. 2. Роль государственных научных фондов в экспертизе инновационных проектов
Практические задания: 1. Выберите тему из приведенного ниже перечня рекомендуемых научно- исследовательских работ и подготовьте проект к представлению в Российский гуманитарно-научный фонд. 2. Раскройте актуальность, цель и задачи исследования, его научную новизну и практическую значимость.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |