Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Нововведения как объект инновационного управления




2.1. Инновационный процесс как динамичная система.

2.2. Схемы инновационного процесса.

2.3. Виды инноваций и их классификация.

2.4. Управление процессами создания новых знаний.

2.5. Управление освоением новшеств.

Инновации процессов управления вызывают изменения, полезные фирмам, обществу в целом. Это — изменения реализованные и приносящие пользу, обеспечивающие более выгодный сбыт продукции и создающие условия для более эффективной работы фирм.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Различают три формы инновационного процесса простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера. В результате через взаимную конкуренцию совершенствуются потребительские свойства выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действуют два хозяйствующих субъекта производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведений.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

• создание новшества и его распространение;

• диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Второй фазе предшествует распространение инновации.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их освоению.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, организационные структуры, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются качественные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от:

а) формы принятия решений;

б) способа передачи информации;

в) свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.

Свойствами нововведений являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

Новаторы — генераторы научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты — предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок и получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство — фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие — фирмы, запаздывающие с нововведениями, что приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

Внедрение нововведений — трудный и болезненный процесс для любой организации.

Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента для него характерно следующее:

• постановка цели и выбор стратегии;

• планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

На каждой стадии решаются определенные задачи.

1. Планирование — составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация — определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного менеджмента, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация плана.

4. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта.

Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

Деятельность, представляющая инновационные процессы, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Инновационный процесс имеет циклический характер.

Временной аспект нововведений отражает жизненный цикл нового изделия (продукта). Он связан с подготовкой и постепенным осуществлением инновационных изменений и включает следующие фазы:

Наука: фундаментальные исследования; разработка теоретического подхода к решению проблемы.

Исследование: прикладное теоретическое исследование; экспериментальное исследование и проверки; экспериментальные модели.

Разработка: определение технических характеристик изделия; конструкционное и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия.

Производство: подготовка производства; запуск производства; управление освоенным производством; поставка продукции (монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя).

Потребление: использование у потребителя; предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы; ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Полностью процесс инновации проходит в случае крупных и принципиально новых изменений.

Временной аспект новшеств, или жизненный цикл означает стадийность процесса, единство его начала и конца.

Каждый вид инноваций имеет свой характерный жизненный цикл.

Жизненный цикл нововведения-процесса состоит из следующих стадий:

1. Зарождение: осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшеств;

2. Освоение: внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений;

3. Диффузия: распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах;

4. Рутинизация: нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Рассмотренные виды жизненных циклов различны по временным диапазонам и по сути. Так, рутинизация нововведения-процесса может наступить, а новый продукт еще не устарел. Может быть и наоборот: новое изделие морально устарело, а нововведение еще не началось. Поэтому научная продукция не всегда находит применение. В то же время оба жизненных цикла связаны и взаимообусловлены и не возможны один без другого.

Они отличаются только тем, что жизненный цикл нового изделия характеризует процесс формирования новой продукции, а жизненный цикл нововведения-процесса — процесс реализации.

Таким образом, временной аспект нововведения отражает эволюцию новшества и осуществление нововведения.

Прогнозирование нововведений является одним из условий обоснованного выбора стратегии фирмы. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности. Необходимость прогнозирования нововведений обусловлена растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, важно предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

Среди многочисленных проблем, выдвинутых современной НТР, особую актуальность приобретает прогнозирование нововведений. Инновационный процесс и инновационные изменения невозможны без знания тенденций развития науки и техники, оценки будущего потенциала науки, экономической эффективности нововведений. Необходимость прогнозирования нововведений диктуется тем, что инновационные решения требуют больших расходов, приводят к экономическим и социальным последствиям. Прогнозирование нововведений имеет исключительное значение для принятия решений на всех уровнях управления. Без прогнозирования, основанного на современных экономико-математических методах и информационных технологиях, немыслимы сами инновационные процессы.

Конечно, заранее прогнозировать конкретные научные открытия невозможно, но определить главные и наиболее эффективные направления развития науки и техники можно с достаточной степенью вероятности.

Прогнозирование нововведений следует рассматривать как вероятную оценку возможных путей и результатов развития науки и техники и необходимых для их реализации ресурсов.

Решение крупных и комплексных научных проблем требует значительного времени. Поэтому необходимы долгосрочные прогнозы развития науки и техники. Значение долгосрочных прогнозов определяется тем, что в связи с научно-техническим прогрессом увеличивается роль крупных открытий, для реализации которых требуются большой временной период.

Сложные взаимосвязи различных направлений науки и техники предполагают системный характер прогнозирования. Прогнозируемые события носят, как правило, многофакторный характер. Прогнозирование нововведений требует огромного количества фактов. Объекты прогнозирования представляют собой сложные, взаимосвязанные системы, Это обусловлено тем, что объект прогнозирования является составной частью всего научно-технического прогресса. Можно прогнозировать создание и освоение новых высоко-производительных машин и оборудования для оснащения производства; создание и освоение высокоэффективных технологических процессов, обеспечивающих комплексное использование сырья и материалов, повышение качества продукции, производительности труда, улучшение условий труда; создание информационных систем и баз данных, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений, совершенствования методов организации производства.

Достижения в области физики, механики, твердого тела, электроники, атомной энергетики и в других областях науки и техники способствуют созданию нововведений.

Например, достижения в электронике совершили настоящую революцию в области автоматизации производственных и управленческих процессов. В руках человека оказались

мощные и очень тонкие методы, позволяющие фиксировать все изменения параметров, характеризующих производственные, технологические, управленческие процессы. Появилась возможность активно регулировать, выполнять командные функции, часто на значительном расстоянии от объекта управления, например, в космическом пространстве.

Прогнозирование нововведений является одним из условий обоснованного выбора стратегии фирм; разработки государственной политики в области научно-технического прогресса. Значение прогнозирования нововведений по мере перехода к рыночной экономике будет повышаться.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать сущность инновационного процесса и его формы;

• уметь отличать продуктовые инновации от процессных;

• приобрести навыки управления процессами создания и освоения новшеств.

Выполнить задание:

Выполнить тренировочное задание по практикуму Инновационный менеджмент.

 

Тема 3. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

3.1. Появление теории инноватики.

3.2. «Большие» циклы Н.Д. Кондратьева и их роль в инновационном менеджменте.

3.3. Вклад Й. Шумпетера в становление и развитие инновационного менеджмента.

3.4. Понятие инновационного менеджмента. Задачи инновационного менеджера.

В разработку идей инновационного менеджмента большой вклад внесли различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э.Роджерс и др.), а также отечественные ученые Н.Д. Кондратьев, А.И. Пригожин, трактуя это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б.Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизиция экономического развития.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать становление и развитие теории инноватики и инновационного менеджмента;

• уметь анализировать циклы Н.Д. Кондратьева;

• приобрести навыки решения задач инновационного менеджера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.