Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Формы инновационного менеджмента. 6.1.Венчурное предпринимательство




6.1.Венчурное предпринимательство.

6.2.Фирмы-эксплеренты.

6.3. Фирмы-патиенты.

6.4. Фирмы-виоленты.

6.5. Объекты инфраструктуры науки и инноваций.

Под воздействием социально-политических преобразований, перестройки международных отношений сложилась благоприятная обстановка для развития экономических и научно-технических связей России с зарубежными странами. Россия стала открытой для международного научно-технического сотрудничества. Активное участие российских ученых в международных проектах, занятость многих из них по контрактам за рубежом, создание международных исследовательских центров, компаний с иностранными инвестициями и филиалов зарубежных фирм в России, осуществление совместной научно-технической и инновационной деятельности с партнерами из-за рубежа являются стимулом возникновения инновационных идей. Происходят интеграция российской науки в мировое сообщество и реальный выход на международный рынок технологий. Стабилизация экономической и политической ситуации, правовые гарантии иностранным инвестициям и собственности будут способствовать расширению научно-технического сотрудничества.

Повышение роли науки в социально-экономическом прогрессе обусловливает растущий интерес к научным исследованиям и разработкам, что, несомненно, окажет влияние на появление инновационных идей.

Источниками инновационных идей являются исследователи, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем. Исследователи имеют обычно высшее образование, ученые степени и знания. В России исследователи составляют около 50 % численности персонала, занятого исследованиями и разработками.

Большое влияние на инновационные процессы в России окажет развитие предпринимательского сектора. Современные тенденции в финансировании научных исследований и разработок свидетельствуют о перераспределении портфеля заказов в научно-исследовательских подразделениях промышленных предприятий в пользу разработок, предназначаемых для самих предприятий и финансируемых из их собственных средств, что повысило долю предприятий в общей структуре исследований и разработок. Под влиянием этих процессов удельный вес предпринимательского сектора, объединяющего отраслевые научные организации и предприятия, превышает две трети общей величины расходов на исследования и разработки. Это создает условия для развития научно-технического предпринимательства.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное описание инноваций, так как важно уметь отличить инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»).

Документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Необходимость в стандартизации системного описания инноваций возникла вследствие развития экономического и научно-технического сотрудничества ведущих индустриальных государств, интеграции их экономики. Быстрый рост ресурсов, выделяемых индустриальными странами на исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати была принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к исследованиям и разработкам; их состав и границы, методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и другие положения, важные для системного описания инноваций.

При описании технологических инноваций руководствуются рекомендациями, принятыми в Осло в 1992 г. Они получили название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, выбор которых зависит от конкретных целей управления.

Инновации реализуются через обновление оборудования, разработку новых технологий, повышение квалификации персонала, применение новых систем управления.

Преимуществом малого и среднего инновационного предпринимательства состоит в относительно небольшом размере первоначального капитала для открытия нового дела.

Одной из важнейших проблем инновационного бизнеса является проблема финансирования.

В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса и технологий.

Главное назначение «инкубаторов» — поддержка мелкого, преимущественно инновационного предпринимательства.

В различных литературных источниках инкубаторы называют по-разному:

«инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.

Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм.

В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в российских при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства.

Вместе с тем, деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рисковые вложения.

Поэтому создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой «смешанные «предприятия.

Среди них можно выделить четыре основных вида:

• корпоративные;

• общественные;

• университетские;

• частные.

Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов.

Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.

В зависимости от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются необходимые условия для его создания:

• необходимый объем финансовых средств;

• материально-техническая база;

• принципы отбора потенциальных клиентов;

• характер предоставляемых услуг;

• принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.

Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнесинкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

• экспертный совет, осуществляющий оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;

• управляющий блок бизнес-инкубатора, в функции которого, помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:

а) разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;

б) определение индивидуально для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот;

в) выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирм.

Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.

Создание бизнес-инкубаторов может способствовать ускорению научно-

технического прогресса, без чего невозможны выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства.

Инкубаторы бизнеса решают задачи поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей. Инкубаторы бизнеса являются относительно небольшими организациями по «выхаживанию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать: формы инновационного предпринимательства;

• уметь обосновать выбор формы инновационного менеджмента;

• приобрести навыки оценки эффективности форм инновационного менеджмента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.